Источник

Глава 8

Учительная деятельность Божественной Премудрости: Премудрость Божия своею проповедью призывает всех, привлекая к себе богатством даров своих. 22–31. Миротворческая деятельность Премудрости Божественной. 32–36. Увещание к следованию...

Притч.8:1. Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?

Притч.8:2. Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;

Притч.8:3. она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:

Еще прежде, в начале книги Притч.1:20–21 след., Премудрый вводил в речь свою проповедь Премудрости от собственного ее лица, а в Притч.3:19–20 упомянул об участии Премудрости в творении мира и промышлении. Теперь он делает то же значительно подробнее: почти целых две главы, Притч.8–9, посвящены раскрытию учения самой Премудрости о себе самой, о достоинстве – Божеском или Божественной природе Премудрости, о миротворческой, миропромыслительной и мироспасающей деятельности, о высочайших свойствах и богатейших дарах ее, о значении для человечества и т. д. Священный писатель как бы намеренно в предыдущих Главах (Притч.4–7) сгруппировал и исчерпал все возможные виды и случаи соблазнов на пути благочестивой и мудрой жизни, чтобы здесь, в гл. Притч.8–9, цельнее изобразить положительным образом истинную мудрость по учению самой же Ипостасной Премудрости. При этом, естественно, отсутствует всякое упоминание о том, что это учение дошло до Премудрого по преданию от предков (как в Притч.IV:3–4 и дал.). Даваемая чтением ст. 1 LXX и слав. форма обращения к слушателю: σύ τήν σοφίαν κηρύξεις, ίνα φρόνησις σοι υπακούση, сыне, "премудрость проповеждь, да разум послушает тебе», менее удобоприемлема, чем по чтению евр. масор. Вульг. и русск.: проповедующею выступает сама Премудрость Божия. Подобно всем проповедникам вещаний Божиих – пророкам, апостолам Премудрость проповедует во всех местах общественных собраний, равно вообще всюду, где только можно встретить слушателей: на возвышенностях, на дорогах, распутиях и перекрестках, при входе в город – у городских ворот, на улицах и при входе в дома (ст. 2–3). Как бы ни были шумны подобные народные собрания, но и среди сутолоки и шума празднословящих и спорящих людей, раздаются, подобно некоторому гимну, поучительные и назидательные речи из уст ревнителей и вестников Божественной мудрости.

Притч.8:4. «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

Притч.8:5. Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму.

Притч.8:6. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда;

Притч.8:7. ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих;

Притч.8:8. все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;

Притч.8:9. все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.

Притч.8:10. Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;

Притч.8:11. потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Притч.8:12. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.

Притч.8:13. Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам5; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца (Притч.8:5), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4; Еккл. I,13) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. X:16). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой (Притч.8:6; ср. Мф. VII,29), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека (Притч.8:7–9). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15; Иов XXVIII,15–16; Прем VII,9). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Притч.I,7, Притч.9:10).

Притч.8:14. У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

Притч.8:15. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;

Притч.8:16. мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Притч.8:17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;

Притч.8:18. богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;

Притч.8:19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

Притч.8:20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,

Притч.8:21. чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.–

Притч.8:21a. –[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Изображаются высокоценные дары и преимущества истинной мудрости, источник которой – в Мудрости Божественной. Все дела человеческие могут иметь прочный успех только при содействии Премудрости Божественной, так как только Она одна обладает в совершенстве светом, разумом и силой, нужными для осуществления Ее мероприятий, – к благу человека, – без Ее содействия мудрость человеческая бессильна (ст. 14). В частности цари, правители, всякие власти и законодатели могут мудро управлять подчиненными народами и обществами, могут издавать мудрые и полезные законы только при содействии Той же Божественной Премудрости (ст. 15–16, сн. Дан.2:21). Все обилие благ, присущих Премудрости, Она всегда готова даровать любящим Ее и разумеющим истинную ценность Ее даров (ст. 17–21). Таковы дивные дары Премудрости. Но божественная природа и достоинство Ее разительнейшим образом выразились еще в участии Премудрости в деле творения мира, о чем и говорит теперь, ст. 22–31, Премудрый.

Притч.8:22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;

Притч.8:23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

Притч.8:24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

Притч.8:25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,

Притч.8:26. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.

Притч.8:27. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,

Притч.8:28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,

Притч.8:29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

Притч.8:30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,

Притч.8:31. веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.

В этом отделе отцы и учителя Церкви не без основания усматривали под предвечной и миротворящей Премудростью ипостасную Премудрость, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, сближая понятие о Ней с понятием о Слове Божием, которое, по учению Апост. и Евангелиста Иоанна Богослова, изначала было у Бога, само было Бог, через Которое «все произошло, и без Которого не начало быть ничто, что произошло» (Ин. I,1–3, ср. Евр. I,2; Апок. III,14). Без сомнения, на ветхозаветной почве не могло быть такой ясности и раздельности, точности и определенности в учении о Логосе или Слове Божием, какую получило это понятие в учении св. Евангелиста Иоанна: для ветхозаветного, даже и боговдохновенного, мудреца миротворящая Премудрость Божия есть, прежде всего, идея мира, предсуществовавшая у Бога до творения, – есть то начало, которое явилось посредствующей орудной причиной всего творения, эта идея и начало изображаются здесь олицетворенно. Говорить же нарочито о Божественном достоинстве второй Ипостаси Премудрый не мог. Совершенно ошибочно, в IV веке по Р. X., во время христологических соборов, ариане на основании слов Премудрости: «Господь созда (LXX, έκτισε) мя начало путий Своих» (ст. 22) защищали свое лжеучение, что Сын Божий есть тварь. Против этого православные богословы указывали на еврейское чтение этого текста, понимая евр. гл. «кана» в смысле: приобрел (εκτήσατο, как у Филона и Оригена, или έκτησέ με, как в кодд. 23, 252 у Гельмеса. Vulg: possedit me, русск. синод.: «имел Меня началом..».); или же относя понятие творчества собственно к вочеловечению сына Божия. Оба эти последние объяснения имеют свое значение и основание. Но следует, во всяком случае, помнить, что в Ветхом Завете не могло быть богословской точности в формулировке идеи Логоса, и потому понятие «создания» здесь могло быть приложено и к Премудрости Божественной.

В книге Иисуса сына Сирахова, учение которой стоит под неоспоримым влиянием книги Притчей, Премудрость не раз называется созданной Богом: I,4: προτέρα πάντων έκτισται σοφιά; I,9: αυτός έκτισεν αυτήν; XXIV:8: о$ κτίσας με. Однако уже до-мирное существование Премудрости, утверждаемое в Притч. VIII,22–31, составляет верное предвестие новозаветного учения о Слове или Сыне Божием. Вся речь Премудрости распадается на два отдела: ст. 22–26 и ст. 27–31, из которых в первом показывается до-мирное существование Премудрости, а во втором утверждается деятельное участие Премудрости в творении мира и отдельных видов сотворенного. Премудрость помазана была (ст. 23, ср. Пс. II,6), т. е., была представлена Богом быть владычицею творений (ср. о Сыне Божием Апок. III,14: η αρχή τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ) еще прежде появления последних – прежде сотворения самой земли в ее первобытном виде (ст. 23), прежде появления великой мировой бездны, всяких водовместилищ, гор, холмов и начала всякой органической жизни (24–25, ср. Пс. LXXXIX:2, Иов XXXVIII,6 и др.) существовала и именно была рождена Богом Премудрость (ст. 24–25). Рожденная прежде всякого творения (ср. о Сыне Божием: πρωτότοκος πάσης κτίσεως, Кол I,15), Премудрость отнюдь не была пассивной свидетельницей самого творения мира, напротив, во всем процессе миротворения (ст. 27–30, и ср. Иов XXVI,9, 38и дал.) Она была неизменной участницей дела Божия, отпечатлевая свой небесный облик на делах творений Божиих. И как завершением и целью творения мира было создание человека (Быт. I,26 сл.), так особенным предметом участия и радости Премудрости было также именно создание человека – венца творений Божиих, на котором, как на образе и подобии Божием, совершеннейшим образом отпечатлелась печать и Премудрости (ст. 30б-31а). Это особенное участие Премудрости в деле создания человека вполне отвечает библейскому сказанию о бывшем в Пресвятой Троице совете пред сотворением человека (Быт. I,26, ср. Толков Библ. т. I, с. 11). Истинный, изначальный источник радования Ипостасной Премудрости или Логоса заключался именно в общении Его с Богом Отцом (Ин. XVII,24), а радость Ее в творениях и особенно в людях является отобразом той премирной радости. Отдел Притч. VIII,22–30 в качестве паримии и читается в храмах на богослужении в дни: Обрезания Господня (1 янв.), Благовещения Пресв. Богор., напоминая верующим о том, что воплотившийся Сын Божий от вечности существовал в общении с Богом Отцом.

Притч.8:32. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!

Притч.8:33. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.

Притч.8:34. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!

Притч.8:35. потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;

Притч.8:36. а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».

К людям, как преимущественным носителям мудрости, запечатленной Творцом на всем творении, Премудрость обращается теперь с увещанием слушать и хранить наставления мудрости, так как в слушании и хранении их заключено все блаженство и вся жизнь человека (ст. 32, 34, 35, ср. Пс. CXVIII,1–2; Лк. XI,23), тогда как уклоняющиеся от общения с Премудростью, а тем более ненавидящие Ее, готовят себе временную и вечную смерть.

* * *

5

Мидраш объясняет различие обращений в ст. 4 – «люди» или «мужи» (ишим) и – "сыны человеческие» (бене-адам) так: «если будете достойны и сохраните закон, то будете называться, подобно Аврааму, Исааку и Иакову – «мужами», ишим, а если нет, то – «сынами человеческими», бене – адам, подобно Адаму, который не сохранил Закона и потому был изгнан из рая» (Midr. s. 21)


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с. / Книга притчей Соломоновых. 538-654 с.

Комментарии для сайта Cackle