Глава 7
1–6. Вступительное увещание к хранению заповедей Божиих и вообще к стяжанию мудрости, как оплоту против обольщения женою прелюбодейною. 6–9. Образ неразумного юноши. 10–20. Блудница ласками и лукавыми обещаниями прельщает неразумного. 21–23. Последствия обольщения. 24–27. Заключительное увещание.
Притч.7:1a. –[Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]
Притч.7:2. Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.
Притч.7:3. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.
Притч.7:4. Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим,
Притч.7:5. чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.
Общее введение к последующему увещанию против увлечений соблазнами распутной жены имеет и в содержании и в форме много общего с прежними подобными же вводными замечаниями Премудрого (Притч 1.8, 2.1, 6.20; частнее ср. ст. 2 и Притч 4.4; ст. 3 и Притч 3.3). В тексте LXX слав. в начале ст. 2 есть добавление: ύιέ, τίμα τόν Κύριον, καί ὶσχύσεις, πλὴν δέ αύτοῦ μὴ φοβοῦ ἄλλον, «сыне, чти Господа, и укрепишися! кроме же Его не бойся иного». Хотя эти слова и не встречаются в других переводах, и, на первый взгляд, как бы несколько прерывают течение речи, однако, ввиду аналогичных мест книги Притчей (Притч 1.7, 3.7), возможно что эти слова были и в еврейском оригинале, бывшем у LXX.
Наставление в ст. 4 – назвать мудрость сестрою, а разум – родным (свойственником) характерно как вообще для семитического образа представления отношений между лицами и предметами (напр., Иов 17.14, 30.29); но и особенно для ветхозаветно-библейского учения о премудрости (сн. Прем.8:2; Сир 15.2): мудрость должна стать возлюбленным другом искателя ее, предметом его любви и вожделения. Цель мудрости, – без сомнения, благоустроение всей жизни человека, но здесь (ст. 5) указывается лишь одна из целей и одно из проявлений мудрости: мудрость дает возможность ревнителю ее устоять против обольщений прелюбодейной жены.
Притч.7:6. Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,
Притч.7:7. и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,
Притч.7:8. переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,
Притч.7:9. в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.
Совершенно противоположен правилам мудрости образ действий юноши безумного: он вовсе не держится предписываемых мудростью правил – удалять путь свой от жены прелюбодейной и не приближаться к двери дома ее (Притч 5.8), или – изгонять из сердца всякое похотливое увлечение красивой внешностью блудницы (Притч 6.5); напротив, он намеренно направляется к дому ее (Притч 7.8), видимо исполненный похоти к ней и преступных намерений, удовлетворению которых содействует случай предвиденной, быть может, встречи (ст. 9, по-видимому, указывает на то, что юноша усиленно искал приключений) с женой блудницею, обольстительные приемы которой сейчас изображаются, ст. 10–20.
Притч.7:10. И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,
Притч.7:11. шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:
Притч.7:12. то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.
Притч.7:13. Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:
Притч.7:14. «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;
Притч.7:15. поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя;
Притч.7:16. коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими;
Притч.7:17. спальню мою надушила смирною, алоем и корицею;
Притч.7:18. зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью,
Притч.7:19. потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу;
Притч.7:20. кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».
Если в Притч.5 беспорядочной прелюбодейной любви противопоставлялись блага любви к единой законной жене: если в Притч 6.20–35 преподавались увещания о подавлении главным образом внутренних нечистых сердечных движений, как корня и начала греха нецеломудрия, то здесь, гл. 10–20, дается подробное, конкретное изображение отвне приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно же подробно изображается сама виновница мужских падений – прелюбодейная жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч 7.1 в аллегорическом смысле – безумия, нечестия, в противоположность изображаемой в Притч.8–9 Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10–20 гл. VII – поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость в целомудрии.
Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с покрывалом (LXX: εῖδος ἔχουσα πορνικόν, Vulg.: omatu meretricio, ст. 10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. Быт 38.14 сл.; Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11–13); особенно же в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество – принесение у нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев.7сл.). Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15–18) о роскошной обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке своего мужа из дома (ст. 19–20).
Притч.7:21. Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.
Притч.7:22. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел,
Притч.7:23. доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее.
Хитрые речи блудницы, хорошо рассчитанные на податливость чувственной природы человека, особенно юноши, увенчиваются успехом; после некоторых колебаний юноша безвольно отдается в руки губительницы и предается животным наслаждениям, губящим и тело и душу.
Притч.7:24. Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.
Притч.7:25. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,
Притч.7:26. потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
Притч.7:27. дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.
Тем убедительнее являются заключительные увещания избегать соблазна всякого вообще вида прелюбодеяния, конечные результаты которого всегда одни и те же; временная и вечная гибель.