Глава 19
1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.
Притч.19:1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
Притч.19:2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
Притч.19:3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
Притч.19:4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
Притч.19:5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Притч.19:6. Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки.
Притч.19:7. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
Притч.19:8. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Притч.19:9. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
Притч.19:10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
Притч.19:11. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.
Притч.19:12. Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву.
Притч.19:13. Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.
Притч.19:14. Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.
Притч.19:15. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир, а не «глупый» – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6, почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физическое легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.
Притч.19:16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
Притч.19:17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
Притч.19:18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Притч.19:19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
Притч.19:20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Притч.19:21. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Притч.19:22. Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
Притч.19:23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Притч.19:24. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
Притч.19:25. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Притч.19:26. Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
Притч.19:27. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Притч.19:28. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
Притч.19:29. Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых.
Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор 31.15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40.1; Мф 10.42; Мф 25.40). Вторым по важности – после милостыни и благотворения – делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8–20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (Притч 13.25, 23.13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) – подобным же образом делает это и апостол (Еф 6.4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни – Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23.19), которым Он управляет всем (ср. Притч 16.1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения – чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели – страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16.27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср. Притч 12.27) и имеет в виду обычай востока – не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25–29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).