Источник

Глава 34

Иосия, 16-й царь иудейский, и его религиозная реформа

(Ср. 4Цар.22:1–23:20)

1–7. Время воцарения Иосии, продолжительность царствования и богоугодный характер его. 8–13. Возобновление храма на 18-м году царствования. 14–28. Открытие в храме древней книги закона, чтение ее перед царем, посольство к пророчице Олдане по поводу прещений книги и ответ пророчицы. 29–33. Всенародное чтение книги закона и заключение завета о точном исполнении заповедей Иеговы.

2Пар.34:1. Восемь лет было Иосии, когда он воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме,

2Пар.34:2. и делал он угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево.

2Пар.34:3. В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров.

2Пар.34:4. И разрушили пред лицем его жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы,

2Пар.34:5. и кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил Иудею и Иерусалим,

2Пар.34:6. и в городах Манассии, и Ефрема, и Симеона, даже до колена Неффалимова, и в опустошенных окрестностях их

2Пар.34:7. он разрушил жертвенники и посвященные дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской, и возвратился в Иерусалим.

В отличие от 4 Царств, 2 Паралипоменон в самом начале повествования о царствовании Иосии говорит хоть не столь подробно, как в (4Цар.23:4–20), о предпринятом Иосией очищении культа путем удаления всех принадлежностей и остатков идолослужения.

О неодинаковой последовательности рассказа об Иосии в 4 Царств и 2 Паралипоменон см. комментарии к (4Цар.22:1–2), «Толковая Библия», т. II, с. 563–564.

2Пар.34:8. В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана, сына Ацалии, и Маасею градоначальника, и Иоаха, сына Иоахазова, дееписателя, возобновить дом Господа Бога своего.

2Пар.34:9. И пришли они к Хелкии первосвященнику, и отдали серебро, принесенное в дом Божий, которое левиты, стоящие на страже у порога, собрали из рук Манассии и Ефрема и всех прочих Израильтян, и от всего Иуды и Вениамина, и от жителей Иерусалима,

2Пар.34:10. и отдали в руки производителям работ, приставленным к дому Господню, чтоб они раздавали его работникам, которые работали в доме Господнем, при исправлении и возобновлении дома.

2Пар.34:11. И они раздавали плотникам и строителям на покупку тесаных камней и дерев для связей и для покрытия зданий, которые разорили цари Иудейские.

2Пар.34:12. Люди сии действовали честно при работе, и для надзора над ними поставлены были Иахаф и Овадия, левиты из сыновей Мерариных, и Захария и Мешуллам из сыновей Каафовых, и все левиты, умеющие играть на музыкальных орудиях.

2Пар.34:13. Они же были приставниками над носильщиками и наблюдали над всеми работниками при каждой работе; из левитов же были и писцы, и надзиратели, и привратники.

2Пар.34:14. Когда вынимали они серебро, принесенное в дом Господень, тогда Хелкия священник нашел книгу закона Господня, данную рукою Моисея.

Сказанное здесь об обстоятельствах открытия «книги закона Господня, данной рукою Моисея» (ст. 14), о впечатлении, произведенном чтением ее на царя, имеет почти дословное сходство с (4Цар.22:3–13). О значении самого события см. комментарий к последнему месту в «Толковой Библии», т. II, с. 564–567.

Частные отличия рассказа 2 Паралипоменон от повествования 4 Царств в данном разделе характеризуют большую документальность первого. Так, во (2Пар.34:8) и царь посылает в храм с серебром не одного писца Шафана (4Цар.22:3), а кроме того еще градоначальника (евр. сар-гаир) Маасею и дееписателя (докладчика, евр. мазкир) Иоаха, что, видимо, требовалось важностью поручения. В ст. 12 поименно названы надзиратели за производимыми в храме работами. В ст. 14 со всей конкретной точностью сообщается, что книга закона была найдена «когда вынимали серебро, принесенное в дом Господень» (в (4Цар.22:8) сказано общо: «книгу закона я (Хелкия) нашел в доме Господнем»).

2Пар.34:15. И начал Хелкия, и сказал Шафану писцу: книгу закона нашел я в доме Господнем. И подал Хелкия ту книгу Шафану.

2Пар.34:16. И понес Шафан книгу к царю, и принес при этом царю известие: все, что поручено рабам твоим, они делают;

2Пар.34:17. и высыпали серебро, найденное в доме Господнем, и передали его в руки приставникам и в руки производителям работ.

Стихи 15–17 почти дословно сходны с (4Цар.22:8–9); только в ст. 16 добавлено: «все, что поручено рабам твоим, они делают». (LXX неудачно: πᾶν τὸ δοθὲν ἀργύριον χειπὶ τῶν παίδων σου τῶν ποιούντων; слав.: «все сребро дано в руки рабов твоих, творящих дела»).

2Пар.34:18. И также донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан перед царем.

2Пар.34:19. Когда услышал царь слова закона, то разодрал одежды свои.

2Пар.34:20. И дал царь повеление Хелкии и Ахикаму, сыну Шафанову, и Авдону, сыну Михея, и Шафану писцу, и Асаии, слуге царскому, говоря:

2Пар.34:21. пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей.

Стихи 18–21 также почти дословно сходны с (4Цар.22:10–13); только в ст. 20 в числе посольства к Олдане назван «Авдон», в (4Цар.22:12) – «Ахбор» (в обеих рецензиях: «сын Михея»); несомненно, – имя одного и того же лица. В стихе 21: «не соблюдали» (ло-шамеру) вместо стоящего в (4Цар.22:13): «не слушали» (ло-шамеу).

2Пар.34:22. И пошел Хелкия и те, которые от царя, к Олдане пророчице, жене Шаллума, сына Тавкегафа, сына Хасры, хранителя одежд, – а жила она во второй части Иерусалима, – и говорили с нею об этом.

2Пар.34:23. И она сказала им: так говорит Господь Бог Израилев: скажите тому человеку, который послал вас ко мне:

2Пар.34:24. так говорит Господь: вот Я наведу бедствие на место сие и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали пред лицем царя Иудейского,

2Пар.34:25. за то, что они оставили Меня и кадили богам другим, чтобы прогневлять Меня всеми делами рук своих. И гнев Мой возгорится над местом сим и не угаснет.

Стихи 22–25 равным образом совершенно соответствуют (4Цар.22:14–17); есть лишь стилистические отличия, например, в ст. 25 (как и в 21): «излился (евр. титтах) гнев« вместо стоящего в (4Цар.22:17) – »воспылал (ниццета) гнев".

Обращение почтенного посольства во главе с первосвященником к Олдане (евр. Гулда), помимо пророков, между которыми уже начали тогда деятельность пророки Иеремия (Иер.1:1–2) и Софония (Соф.1:1), говорит о высоком авторитете этой женщины-пророчицы, действительно произнесшей замечательное пророчество о судьбе народа Божия (ст. 23–28). Пользуясь высоким уважением при жизни, Олдана и по смерти была удостоена особенной чести: по раввинскому преданию, она была погребена в стенах самого Иерусалима (см. архимандрита Никифора в «Библейская Энциклопедия», Выпуск III, Москва, 1892, стр. 88).

2Пар.34:26. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, так скажите: так говорит Господь Бог Израилев о словах, которые ты слышал:

2Пар.34:27. так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, – и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь.

2Пар.34:28. Вот Я приложу тебя к отцам твоим, и положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие и на жителей его. И принесли царю ответ.

Ср. (4Цар.22:18–20). Обещание пророчицы Иосии: «положен будешь в гробницу твою в мире» (стих 28; (4Цар.22:20)) нельзя считать несбывшимся ввиду насильственной, при столкновении с фараоном Нехао, смерти Иосии (2Пар.35:23–24; 4Цар.23:29), нельзя потому, что в словах Олданы разумеется не личный мир царя, а мир и (хотя бы относительное) благоденствие всего царства Иудейского при Иосии до последних дней его жизни: политические осложнения, приведшие царство Иудейское к роковому концу, начались уже по смерти Иосии.

2Пар.34:29. И послал царь, и собрал всех старейшин Иудеи и Иерусалима,

2Пар.34:30. и пошел царь в дом Господень, и с ним все Иудеи и жители Иерусалима, и священники и левиты, и весь народ, от большого до малого; и он прочитал вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем.

2Пар.34:31. И стал царь на месте своем, и заключил завет пред лицем Господа последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его, и уставы Его, от всего сердца своего и от всей души своей, чтобы выполнить слова завета, написанные в книге сей.

2Пар.34:32. И велел царь подтвердить это всем находившимся в Иерусалиме и в земле Вениаминовой; и стали поступать жители Иерусалима по завету Бога, Бога отцов своих.

Ср. (4Цар.23:1–3).

2Пар.34:33. И изверг Иосия все мерзости из всех земель, которые у сынов Израилевых, и повелел всем, находившимся в земле Израилевой служить Господу Богу своему. И во все дни жизни его они не отступали от Господа Бога отцов своих.

Стих 33 сжато еще раз повторяет (ср. выше стихи 3–7) сообщение о произведенной Иосией реформе культа путем полного удаления всех принадлежностей идолослужения (4Цар.23:4–20).


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 2: Исторические книги. - 1054 с. / Вторая книга Паралипоменон. 644-776 с.

Комментарии для сайта Cackle