Источник

Ветхий Завет

Самым ранним разделением Библии, идущим из времен первенствующей христианской Церкви, было разделение ее на две, далеко не равные части, получившие название Ветхого и Нового Завета.

Такое разделение всего состава библейских книг обусловлено было их отношением к главному предмету Библии, т. е. к личности Мессии: те книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предизображали, вошли в состав «Ветхого Завета», а те, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя и посвящены истории Его искупительного служения и изложению основ учрежденной Иисусом Христом и Его святыми апостолами Церкви, образовали собой «Новый Завет».

Все эти термины, т. е. как самое слово «завет», так и соединение его с прилагательными «ветхий» и «новый», взяты из самой же Библии, в которой они, помимо своего общего смысла, имеют и специальный, в котором употребляем их и мы, говоря об известных библейских книгах.

Слово «завет» (евр. – bêrit, греч. – διαθήκη, лат. – testamentum), на языке Священного Писания и библейского употребления, прежде всего, значит известное постановление, условие, закон, на котором сходятся две договаривающиеся стороны, а отсюда уже – самый этот договор или союз, а также и те внешние знаки, которые служили его удостоверением, скрепой, как бы печатью (testamentum). А так как священные книги, в которых описывался этот завет или союз Бога с человеком, являлись, конечно, одним из лучших средств его удостоверения и закрепления в народной памяти, то на них весьма рано было перенесено также и название «завета». Оно существовало уже в эпоху Моисея, как это видно из Исх 24.7, где прочитанная Моисеем еврейскому народу запись Синайского законодательства названа книгой завета (сёфер хабберит). Подобные же выражения, обозначающие собой уже не одно Синайское законодательство, а все Моисеево Пятикнижие, встречаются и в последующих ветхозаветных книгах (4Цар 23.2–21; Сир 24.25; 1Мак 1.57). Ветхому же Завету принадлежит и первое, еще пророчественное указание на Новый Завет, именно, в известном пророчестве Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер 31.31).

Впоследствии термин Новый Завет неоднократно употреблялся самим Иисусом Христом и святыми Его апостолами для обозначения начавшейся истории искупленного и облагодатствованного человечества (Мф 26.28; Мк 14.24; Лк 22.20; 1Кор 11.25; 2Кор 3.6 и др.), откуда он перешел и на священные книги, написанные в этот период.

Наименование Ветхий Завет в приложении к определенным книгам ведет свое начало от особенно ясного свидетельства Апостола Павла: но умы их (евреев) ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом (2Кор 3.14).

В составе «Ветхого Завета» Православная Церковь, как мы уже говорили выше, насчитывает 38 канонических и 9 неканонических книг, отличаясь этим от церкви Римско-Католической, насчитывающей в своей Вульгате 46 канонических книг (у них считаются каноническими Товит, Иудифь, Премудрость Соломона и две книги Маккавейские).

Что касается, наконец, самого порядка расположения книг «Ветхого Завета», то здесь замечается довольно резкое различие между еврейской Библией, с одной стороны, и греческим переводом LXX переводчиков, а отсюда и нашей славяно-русской Библией, с другой стороны. Для уяснения этой разницы необходимо знать, что древние евреи делили свои книги не столько по однородности их содержания (как LXX и слав.-рус.), сколько по степени их значения и важности. В этом смысле они все ветхозаветные книги делили на три группы: «закон» («тора»), «пророки» («небиим») и «агиографы» («кетубим»), подчеркивая особенно значение двух первых групп, т. е. «закона» и «пророков» (Мф 5.17, 7:12, 22:40).

У нас же теперь вслед за LXX переводчиками и Вульгатой принято другое деление, по характеру самого содержания ветхозаветных книг, на четыре следующие группы: 1) книги законоположительные; 2) исторические; 3) учительные и 4) пророческие. Такое расположение и деление книг в еврейской и славяно-русской Библиях всего виднее будет из следующей таблицы:


Еврейская Библия Славяно-русская Библия
Закон (тора) Бытие Законо­положит. Бытие
Исход Исход
Левит Левит
Числа Числа
Второзаконие Второзаконие
Пророки (небиим) Главные или раннейшие (ризоним) кн. Иисуса Навина Истори­ческие кн. Иисуса Навина
кн. Судей кн. Судей Израилевых
1 и 2 кн. Самуила Руфь
1 и 2 кн. Царств 1-я Царств
позд­нейшие (ахаро­ним) великие пророки Исаия 2-я Царств
Иеремия 3-я Царств
Иезекииль 4-я Царств
малые пророки Осия 1-я Паралипоменона
Иоиль 2-я Паралипоменона
Амос 1-я Ездры
Авдий кн. Неемии
Иона 2-я Ездры
Михей Учитель­ные Товит
Наум Иудифь
Аввакум Есфирь
Софония Иова
Аггей Псалтирь
Захария Притчи Соломона
Малахия Екклезиаст
Агиографы (кетубим) Псалмы Песнь Песней
Притчи Соломона Премудрость Соломона
Иов Премудрость Иисуса, сына Сирахова
Песнь песней Проро­ческие Кн. пророка Исаии
Руфь Кн. пророка Иеремии
Книга Плач Плач Иеремии
Екклезиаст Послание Иеремии
Есфирь Кн. пророка Варуха
Даниил Кн. пророка Иезекииля
Ездра Кн. пророка Даниила
Неемия 12 малых пророков
1 Паралипоменон 3 книги Маккавейские
2 Паралипоменон 3-я Ездры


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : С иллюстрациями, в 12 т. / под ред. А. П. Лопухина. - СПб : тип. Монтвида, 1904-1913. - (Общедоступная богословская библиотека) / Т. 1. Пятикнижие Моисеево. - 1904. - 672 с. / Понятие о Библии. III-VII с.

Комментарии для сайта Cackle