Источник

Ассемани

Ассемани – имя одного Маронитского семейства, три члена которого прославились в XVIII веке тем, что открыли для европейской науки восточные литературы, особенно литературу сирийскую. 1) Иосиф Симон Ассемани, род. на Ливане в 1687 г.; ум. в Риме 31 января 1768 года; получив воспитание в Маронитской коллегии в Риме, он еще молодым человеком занял место в библиотеке Ватиканской; папой Климентом XI был отправлен на восток (1715–1717) для собирания рукописей; посетил Каир, монастыри Нитрийской пустыни, Дамаск, Алеппо и др., и привез в Рим большие литературные сокровища; совершил второе путешествие на Восток (1735–38), и сделан был хранителем библиотеки. После своей смерти он оставил много сочинений в рукописи (более 100 томов), отчасти продолжения прежних изданий, отчасти новые литературные предприятия; но большая часть его сочинений была уничтожена пожаром, происшедшим в помещениях, прилегающих к библиотеке, 30 авг. 1768 г. Главные его сочинения: 1) Bibliotheca orientalis Clementino-Vaticana, 3 т. fol., Roma, 1719 28, составляющее только первую часть большого труда, который предполагалось издать в четырех частях. Значительные приготовления были сделаны для семи томов, составляющих вторую часть, и имеющих своим предметом сирские и арабские переводы Библии, религиозные книги сирийцев, сирийские и арабские соборы, и проч. 2) Ephr. Syri Opera, Graece, Syriace, Latine в VI томах (Рим, 1732–46. Существует только три первых тома). 3) Rudimenta linguae Arabicae, Roma, 1732. 4) Abrah. Ecchelensis: Chronikon orientale, напеч. в Carusii Bibliotheca Historica Regnae Siciliae, Т. XVII. 5) Chronicon Siculum (827–963), по арабскому манускрипту, напечатанному в Bibliotheca Historica Regnae Siciliae, Т. 1. 6). Kalendaria Ecclesiae universae, из них вышли только первые шесть томов, Рим, 1755, в которых идет речь о Slavica Ecclesia sive Graeco-Mosclia. Шесть следующих томов, в которых говорится о сирийских, армянских, египетских, ефиопских, греческих и римских святых, были также приготовлены отчасти, но сгорели. – 7) De sacris imaginibus et reliquiis, что должно было составить пять томов. Часть рукописи манускриптов была спасена, и извлечения из нее были сделаны Боттарием, Рим, 1776.

II. Иосиф Алоизий Ассемани, брат предшествующего, был профессором восточных языков вРиме, и умер там 9 февр. 1782 г. Главные его сочинения: 1) Codex liturgicus Ecclesiae universae, 13 T., Roma, 1749–66, не кончено. 2) Comment, de Catholicis s. Patriarchis Clialdaeorum et Nestorianorum, 1775.

III. Стефан Еводий Ассемани, двоюродный брат двух предшествующих, имел богатые бенефиции в Италии, был титулярным архиепископом Апамеи в Сирии, членом лондонского королевского общества и проч. Он трудился вместе с Иосифом Симоном над изданием творений Ефрема Сирина и каталога всех рукописей Ватиканской библиотеки. Три тома последнего труда были напечатаны и 80 страниц 4-го; но все они сгорели в 1768 г. Он издал также каталог всех восточных рукописей в Медичевой, Лаврентьевой и Палатинской библиотеках, Флоренция, 1742; и издал также Acta SS. Martyrum orientalium, qui in Perside passi sunt, etc. Florence, 1748, 2 тома, по-сирски, с латинским переводом. Первая часть содержит историю всех мучеников, которые пострадали во время царствования Сапора, Варанеса и других.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle