Источник

Библиография

Библиография – с греч. «книгописание». Библиографами в древности назывались переписчики книг; после изобретения книгопечатания слово Б. постепенно изменило свой первоначальный смысл «книгописания» на «книгоописание», литературное же право гражданства этот термин получил лишь в средине XVIII в. во Франции. – Б. занимается описанием книг как печатных, так и рукописных (равно карт, планов, эстампов, гравюр и проч.). Так как книга может представлять интерес в самых разнообразных отношениях (как слово науки как произведение литературное, как памятник языка и письма, как произведение типографского станка и наконец просто как ценность, которую требуется охранять или предлагается купить), то и область «книгоописания» почти безгранична: к Б. относятся и простые перечни книжного имущества (каталоги библиотек, типографий и книжных магазинов), и палеографические описания, и исторические словари писателей, и систематические указатели к отдельным отраслям знания с научною оценкою предлагаемого материала. Так. обр., начинаясь с простого инвентаря, Б. в идеальной своей постановке переходит в историю литературы и в «энциклопедию» той или другой науки. – Б. инвентарного характера явилась вероятно вместе с первым собранием книг. Отцом Б., как системы, считают Каллимаха (III в. до Р. Х.), который составил «Таблицы прославившихся во всякой отрасли знания и того, что они написали». Вполне научную постановку Б. получила лишь в новое время, – отцом новейшей Б. считают Геснера (XVI в.).

1. Богословская библиография на Востоке. Для христиан. богословов первыми «книгами», подлежавшими «описанию», были книги Св. Писания, и первым библиогр. трудом было определение канона свящ. книг, с отделением όμολογούμενα и νόθα. С развитием «богословской» литературы, и особенно с расцветом ее в IV в., должны были появиться и в собственном смысле «богословские» библиогр. труды. Блаж. Иероним, путешествовавший на восток для изучения греческой богословской литературы, был первым богословом-библиографом в строгом смысле этого слова. Его «Liber de viris illustribus», наз. иначе «Саtalogus scriptorum eallesiasticorum» лег в основу западной богословской Б. нового времени. Но вообще, библиогр. литература в древнее время была небогата как на востоке, так и на западе. – Для ознакомления с богословской литературой греки считали более удобным составлять вместо библиогр. указателей к творениям отцов сборники выдержек из этих творений (σειραι’, catenae). Даже «Библиотека» патриарха Фотия (ἀπογραφὴ καὶ συναρι’θμησις ρῶν ἀναγνωσμε’νων ἡμῖν βιβλι’ων): – труд библиографический с обильными выдержками из книг – своим происхождением обязана была лишь случаю (просьбе друга автора Тарасия сообщить, что прочитано было в его отсутствие в ученом кружке Фотия). «Филологи» византийского периода (Арефа Патрский, Максим Плаиуда, Мануил Мосхопул, Свида и др.) занимались почти исключительно светской – классической литературой. Сохранившиеся каталоги монастырских библиотек не представляют из себя ничего более простых инвентарей. Таковы каталоги Патмосской библиотеки (1201, 1355 и 1382 гг.), каталоги частных библиотек в Константинополе и Родосто (к. XVI в.), составленный Хрисанфом Нотарием общий каталог рукописей, хранящихся в разных афонских монастырях (нач. XVIII в.). Святоотеческий, а, равно, и византийский период греческой богословской литературы имеет Б. лишь с XVII в., когда появились труды Галландия, Фабриция, Каве и др. (см. «Патрология»). Новейший обзор византийской литературы принадлежит Крумбахеру (Gesch. der. Вуг. Litteratur, 2 Aufl. Münch, 1897). Для средневекового периода существует труд Сафы («Μεσαιωνική βιβλιοθη’κη), – Б. общая, а не специально богословская. Для новейшего периода также нет специально богословской библиографии, а существуют лишь общие. Таковы: «Ἐπιτετμημε’νη ὑπαρι’θμισις τῶν κατὰ τὸν παρελθο’ντα αἰῶνα λογι’ων Γραικῶν» Димитрия Прокопия Памперея (нап. в 1721 г., изд. у Фабриция – Bibl. Gr., t. XI), Ελληνική βιβλιοθήκη Анфима Гази (Венеция, 1807), Νεοελληνική βιβλιοθήκη Андрея Пападопуло Врето (в 2 томах, Афины, 1854–57) и Νεοελληνική βιβλιοθήκη вышеупомянутого Сафы (Афины, 1868). Еще более важны труды Леграна (Е. Legrand): «Bibliographie hellenique... aux XV еt XVI siècles» (t. I–ІІ, Pаris. 1885) и «Bibliogr. hellenique du XVII siècle» (t. I–IV, Paris, 1894–96). Здесь же должны быть указаны описания греческих рукописей, хранящихся в современных библиотеках, каковы напр.: «Систематическое описание рукописей Московской Синодальной библиотеки», архим. Владимира (М., 1894), Имп. Публичной – Муральта (Спб. 1840 и 1864), «Ίεροσολυμική βιβλιοθήκη» А. Пападопуло Керамевса, (t. I–IV, Спб., 1891–1897), его же Κατάλογος χειρογράφων τής έν Ζμύρνη βιβλιοθήκης. (Смирна, 1877); его же «Εκθεσις παλαιογραφικών και φιλολογικών έρευνών έν Θράκη και Μακεδονία» (Константин., 1886) и др. Богословская литература не-греческого Востока в свое время была очень богата, но библиогр. изучение ее началось лишь в позднейшее время, когда в восточных монастырях Сирии и Египта, и особенно в Нитрийских монастырях, были открыты богатейшие сокровища сирских, эфиопских и коптских рукописей, которые поступили затем в европейские библиотеки, преимущественно, в Британский Музей, хотя некоторые библиографии восточной литературы появлялись и ранее. Древнейшая Сирская Б. принадлежит несторианскому митроп. Abhd-isho (Неbеdjesu, еd. аb Abrahamo Ессhelensi под загл. «Tractatus, Gentbens сatalogum chaldaeorum tam ecclesiasticirum», Romае, 1653). Особенно важны библиогр. труды: Assemani, Bibliotheca orientalis Clementini-Vaticana (t. I-III, 1–2 , Romae, 1721), и каталоги сирских рукописей Национальной Парижской Б-ки (Zotenberg'а) и Британского Музея (Wright’а I–III. Lond., 1872); новейший библиографический компендиум – Wright, А short history of Syriac litarature (Londоn, 1894). – Б. древней литературы христианского Египта содержится также в каталогах и описаниях коптских и эфиопских рукописей Wright’a, Dillmann’a и др.; очень важен указатель Jolowicz’а «Bibliotheca Aеgyptiaca» (Lpzig, 1858). (См. также под сл. «Абиссиния»). – Главнейшие труды по Армянской библиографии: К. Патканов, «Сatalogue de la littérature arménienne depuis le comencement du IV siècles jusque vers milieu du XVII (в Melanfes asiatiques», Спб., 1860); Броссе, «Каталог книгам Эчмиадзинской библиотеки» (Спб., 1840); Мурье, «Lа bibliotheque d’Edschmiadzine et les manusxrits arméniens» (Тифлис, 1895); «Саtаlоgue des livres de l’imprimerie Armenienne de Saint-Lazar (Venise, 1858); «Саtalogue ger Mechitaristen Buchdruckerei zu Wien (Wien, 1853. См. также «Армения»). – Грузинская Б.: Fr. С. Alter, Ueber georgianische Litteratur (Wien, 1798); Цагерели, «Сведения о памятниках грузинской письменности» (СПб., 1886); его же, «Каталоги груз. рукописей монастыря св. Креста близ Иерусалима и Синайского монастыря» (Спб., 1888. Прав. Пал. Сборн., вып. 10); Аладов, «Список грузинск. нам., нах. в Киеве» (Тр. V арх. съезда, М.. 1887). – Следующие библиогр. работы обнимают литературу всего Востока вместе с ориентологией: Вrockhaus, F. А., Bibliografie für Linguistik und oriantalische Litteratur (Lpz., 1856–58); Hottinger, Joh. Н., Рromtuarium sive Bibliotheca Oriantalis (Неidelb., 1858); Biblio в «Bulletin du Bibliophile, publ par Techener», Paris, 1840; Zenker, J. Тh., Bibliotheca Oriantalis (Lеips., 1846–61); Саtа1оguе des msp. еt хуlоgraphes оriantaux de la Bibl. Imperial Publique de St.-Pétersbourg (S.-Рtrsb., 1852); Мüller, А., Bibliogr. orient., I-XII В. Веrl., 1892–99.

2. Богословская библиография на Западе. Западная богословская литература не имела Б. до XVI в., если не считать папских indices librorum prohibitorum, отрывочных библиогр. сведений, встречающихся у агиологов и историков монаш. орденов (каковы Staphanus de Salanhaco, Joannes Columna – 13 в., ton. Lе Gros, Nic. Саntlow, Lаur. Pignon, Ioan. Bathalier, Bononius Mombritius, Ioan. Gielemans и др. – 15 в.) и перечневых каталогов средневековых библиотек (см. Gоttlieb, Ueber Mittelalt., Biblioth., Lрz., 1890). После бл. Иеронима здесь был продолжительный перерыв в развитии Б., что видно из того, что в основе богословских библиографий XVI в. полагался вышеназванный «каталог» Иеронима. Пока богословская литература была небогата, западные библиографы чаще давали обзоры всей богословской литературы, не ограничивая себя рамками выбранного периода времени, языка или какой-либо богословской специальности. Таковы (в хронолог. порядке): Ioann de Heidenberg, cognom. Tritthemius, De scriptoribus ecclesiasricis sive illustribus in ecclesia viris (1-ое изд., Moguntiae, – 1494); Bellarminus, De scriptoribus ecclesiastieis (Romae, 1613); Alb. Miraeus, Bibliotheca ecclesiastica (Bruxell,, 1613); Mart Lipenius, Bibliotheca Real is Theologica (Francof., 1685); Guill Cave, Chartophylax Ecclesiasticus. Scriptores ecclesiastici. (Lond., 1685); ero же Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria (London. 1688­89); L. Ellies Du Pin, Nouvelle bibliotheque des authors ecclesiastiques... tom. I–XIX (Paris, 1698–1 704, продол. Goujety t. I–Il, Paris, 1736); Olearius, G., Bibl. scriptorum ecclesiasticorum, t. I–II (Ienae, 1711); Alb. Fabridus, Bibliotheca Ecclesiastica (Hamburg, 1718); Ceillier, Remy, Histoire generate des autheurs sacres et ecclesiastiques, t. 1–19 (Paris, 1729–5 4); Walchius, G., Bibliotheca Theologica selecta, 1.1–IV (Ienae, 1757–65). Но наряду с первыми общими богосл. библиографиями являются и специальные, которые с ростом богословской литературы получают перевес над первыми. Таковы: по библейской науке – I. Zanachius (1591), Aug: Rocca (1594), Will. Grow (1668), Mayerus (1709), Aug. Cabinet (1722–28), N. Alardi (1725), Le Long (1732) и др.; по литературе о папстве – I. Gee (1624), Aug. Oldoinus (1676), Fr. Peck (1735), по гомилетике – Ephr. Praetorius (1711), I. Schudеroff (1797), по нравств. богословию – Io. Fr. Mayerus (1705) и др. Современная богословская Б. на западе очень богата. Здесь мы укажем лишь общие обзоры богословской литературы. Важнейшие из них: H. S. I. Hurter, Nomenclator litterarius recentioris theologiae catholicae, theologos exhibens aetate, natione, disciplinis distinctos. (T. 1–1564–1663, II – 1664-­1673, III – 1674–1894, IV – 1109–1563, Insbruck, 1892–99); D. Gla, Systematisch-geordnetes Repetorium der katholisch-tkeologischen Litteratur, Band I. (Paderborn, 1895); I. F Hurst, Litterature of theology; classified bibliography of theological and general religious litterature (New-York, 1896); At, et Aug. Backer, Bibliothèque des cеrivains de la Compagnie de Jésus, t. I–VII (Leodii, 1869–76: нов. изд. в 5 тт., Bruxell, 1890–94); Fr. Perennes, Dictionaire de Bibl. catholique depui la naissance du Christ, t. I–V (Paris, 1858–60); Zuchold, Bibliotheca Theologica (evangel. Theol. in Deutschland, Gotting., 1862–63); G. Brunet, Curiosites theologiques (Paris, 1861); G. Winer, Handbuch der theolog. Literatur. (Lpz., 1838–40). Необходимо упомянуть о трудах не специально библиографических, но с богатейшими библиогр. указаниями. Таковы: богословские энциклопедические словари, – важнейшие из них: Herzog – Plitt-Hauck, Real-Encyclopädie fur protest. Theologie und Kirche (2 изд. Leipz., 1877–1886, 3 изд. вышли первые в тт., 1896–1900), Wettzer und Welte, Kirchenlexicon, 12 t. Freib, 2-е изд. 1882–1901; биографич. словари, – важнейшие: W. Smith and H. Wace, A dictionary of Christian biography I-IV (London, 1882) и Fuller; и богословские энциклопедии, каковы: Heinrici, Theol. Encycl. (Friburgi, 1892); Hagenbach, Encycl. u. Methodologie der Theol. Wissensch. (10 изд., Брг., 1880); Lange, Grundr. d. theol. Encyclop. (Heidolb., 1877); Staudenmayer, Encycl. d. theol. Wissensch. (2 изд., Mainz, 1840) и др. – Для текущей богословской литературы существуют периодические издания библиогр. содержания. Особенно важны: Theologischer Jahrcsbiricht (с 1882 г. изд. Punier и Lipsius, в настоящее время H. Holtzmann и G. Kruger; ранее с 1866 г. под тем же названием издавал библиогр. ежегодник Willi Hauck), ежегодно дающий систематический полный обзор богословской литературы не только западной, но иногда и восточной (греческой и русской); Theol. Litteratur-Zeitung, изд. Ад. Гарнаком и Шюрером (с 1876 г. по паст. время) – 26 №№ в год; Theolog. Litteratur-Blatt, под ред. Хр. Лютардта (с 1880 до наст. врем., ранее с 1866 издавался Рейшем) – еженедельно; Theolog. Litteratur-Bericht осн. Eger’ом (в 1877 г.); Litter. Rundschau f. d. katol. Deutschl. Pfleiderer (с 1892) и Litter. Rundschau fur d. Evangelische Deutschland Pfleiderer’a (c 1892) и Litter. Rundschland f. d. katol. Deutschl. Holtzberg’a (c 1875). Из старых изданий заслуживают упоминания: Bibliographie catholique (c 1842), Theolog. Anzeiger’ti Butsch’a (1857) и Vogel’n (1861); Bibl. Theolog. Monats-Uebersicht, Wohlgemuth’a (cb 1853), Litter. Anzeiger ftlr christl. Theologie und Wissenschaft, v. Tholuck (1835–4 4); Allg. litter. Anzeiger. für. Evang. Deutschland, v. Andrea und Bachmann 1867–1 874. Весьма ценны и издания книжных магазинов, особенно «Bibliotheca Tlieologica» Ruprecht'a, издающаяся с 1830 г.; «Theologischer Handkatalog», herausg. v. Beck, Bertelsmann и др., (выходит 2 раза в год); также Hinrichs Halbjahrskatalog, «Mittheilugen» Teubner'a и антикварные каталоги Harassovitsch'a, Hiersmann'a, Simmel’a, Weigel’a в Лейпциге, Hirsch'a в Мюнхене, Lempertz'a в Бонне, Jacobsohn'a в Бреславле, Volcker'a во Франкфурте и др. Подробные обзоры текущей литературы даются в богословских периодических изданиях.

3. Славяно-русская библиография. Русская Б., как и вся русская литература, первоначально была исключительно духовною. Только со времени Петра Великого можно говорить о Б. специально духовной в отличие от светской – гражданской. Б., имеющая дело с литературой до Петра В., известна под названием славяно-русской, так как имеет в виду книги русских авторов, написанные на церковно-славянском языке. Представляя в себе громадный интерес для истории просвещения и литературы на Руси и главным образом просвещения духовного и литературы церковной, эта отрасль библиографии в настоящее время чрезвычайно богата и разнообразна. – Б. инвентарного характера явилась у нас вероятно вместе с первыми книжными коллекциями. Исторически известна перечневая роспись коллекции книг, пожертвованных князем Владимиром Васильковичем в разные церкви, записанная под 1388 г. Волынским летописцем (Летоп. по Ипат. сп., Спб., 1871, с. 608). Не сохранились, но несомненно существовали и другие каталоги рукописных собраний, так как о них есть упоминания в достоверных летописях. С конца XV в. подобная инвентарная каталогизация становится обычной (роспись книг Слуцкого Троицкого мон. 1494 г., великокн. Виленской б-ки 1510 г.), а со времени Стоглава «отписывать» все «монастыри и казны монастырские» (в том числе и книжное имущество) ставится в обязанность царским дворецким и дьякам. Со второй половины XVII в. эти описи вносились иногда в писцовые книги. Но все подобные каталоги, преследуя исключительно цели контроля, не имели ни системы, ни точности и подробности в описании книг, и не могут быть названы библиограф, трудами в собственном смысле. Поиски первого русского библиографа, которым считали то Максима Грека, то старца Евфимия, то Сильвестра Медведева и др., в последнее время увенчались успехом. Таким приходится считать автора (вероятно, старца Германа Подольного) «Описания сборников Кирилло-Белозерской библиотеки» (изд. Н. К. Никольским в изд. Общ. Др. Письм. СХIII. Спб., 1897). Этот труд отличается такими достоинствами, что стоит совершенно одиноко в древней библиографии, не имея себе подобного до самого нач. XIX в., хотя преследует цели не научно­-литературные, а церковно-богослужебные, имея в виду подробным изложением содержания книг дать возможность ориентироваться при выборе чтений на «соборе» монаст. братии, сходившейся к богослужению или на трапезу. Большое значение в истории Б. представляет эпоха исправления церковных книг. Множество вновь собранного в Москву рукописного материала (из русских степенных монастырей и с Востока) побуждало ученых справщиков в нем разобраться. Наряду с каталогами старого инвентарного типа (каковы, напр., «Опись книгам, в степенных монастырях находившимся», описи книг патр. Филарета и Никона и др. – см. «Библиогр. разыскания» Ундольского, М., 1846) в библиотечной каталогизации появилось несколько образцов подробных описаний. Таковы: составленное в конце XVII в. «Оглавление Четиих Миней митр. Макария», приписываемое старцу Евфимию (изд. Ундольским, М., 1847); и найденные в рукописях оглавления творений Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина, – оглавления, необходимые для справщиков во избежание затраты труда на вторичные переводы. В конце XVII в. является «Оглавление книг, кто их сложил», приписываемое Сильвестру Медведеву (напеч. в Чт. Общ. Ист. и Древн. 1846, № 3 и отдельно: М., 1846). Все эти библ. труды имели не научные, а религиозно-просветительные и церковно-практические цели.

Со времени Петра В. начинается научное исследование древне-русской письменности, особенно во вновь основанной Российской Академии, а вместе с тем появляются библиогр. труды, преследующие литературно-исторические цели. Здесь следует упомянуть труды первых наших академиков из немцев: Коля (Introductio in hist. Et rem litter. Slavorum imprimis sacram, Altona, 1729), Миллера (масса библиогр. замечаний в его «Samml. Russ. Gesch», t. 1–9 , St.-Petersb., 1732–64 и в «Ежемесячных сочинениях», т. 1–20, Спб., 1755–64) и особенно Шлецера (Probe russ. Anlen, 1768). В конце XVIII в. появляется капитальный библ. труд еп. Дамаскина (Семена Руднева): «Библиотека Российская, или сведение о всех книгах, в России с начала типографии вышедших» (изд. в Пам. Др. Письм., 1881 г.). Но настоящий расцвет славяно-русской Б. относится лишь к XIX в. В начале этого века для Б. много сделали сотрудники гр. Румянцова по собиранию памятников древней письменности. Калайдович и Строев издали несколько библиогр. трудов, из которых следует упомянуть описание рукописей (М., 1825) и старопечатных книг (М., 1829) библиотеки гр. Ф. Толстого. Кеппен в 1825 г. предпринял первое периодическое издание библиогр. содержания – «Библиографические листы» (1825­–1826), в которых он поместил «Хронологическую роспись первопечатным славянским книгам». В 1829 г. снаряжена была Археографическая Экспедиция со Строевым во главе. Она осмотрела более 200 архивов и библиотек и кроме издания «актов» приготовила «Каталоги рукописям и старопечатным книгам, хранящимся в монастырских библиотеках», под назв. «Материалы для истории славяно-русской литературы» (См. Отч. о зан. археогр. ком. за 25 л. Спб., 1860). Строев имел в виду весь собранный им материал издать в виде «Библиографического словаря славяно-русск. литературы до XVIII в.», но успел напечатать лишь программу задуманного труда под заглавием: «Хронологическое указание материалов отечественной истории, литературы, правоведения до начала XVIII в.» (Журн. М. Н. Просв., 1834, № 2); заготовленный Строевым материал издан впоследствии А. Ф. Бычковым под загл.: «Библиографический словарь и черновые к нему материалы» (Спб., 1882). В 1837 г. Археогр. Экспедиция была преобразована в постоянную Археографическую Комиссию, которая до сих пор занимается библиогр. изучением славяно-­русской письменности.

Российская Академия, переименованная в 1841 г. во II отделение Имп. Академии Наук, начинает издавать кроме «Записок», «Известия» (с 1852 г.) и «Сборник» (с 1866), в которых появляется целый ряд литературно-библиографических работ. Особенно важно работы И. И. Срезневского, из которых упомянем: «Древние памятники русского письма и языка Х–XIV в.» (отд. – Спб., 1855 и 1882), «Древние слав. памятники юсового письма» (отд. – Спб., 1868) , «Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках» (отд. – Спб., 1867–74). В «Записках» напечатан был и ниже упоминаемый «Обзор» архиеп. Филарета. Наряду с Академией Наук и Археографической Комиссией во второй половине XIX в. являются Археологические Общества в Петербурге (1847) и Москве (1864) и Общество любителей древней письменности в Спб. (1877); в их периодических изданиях (особенно в «изданиях», «памятниках» и «отчетах» последнего общества) дается много ценных библиогр. работ. – Кроме появления ученых учреждений со специальными литературно-­библиографическими целями развитию славяно-русской Б. способствовало усилившееся в XIX в. стремление централизовать рукописный и вообще книжный материал, результатом чего явились богатые коллекции рукописей и старопечатных книг как у частных лиц (каковы: Погодин, Царский, Сахаров, Ундольский, Хлудов, Пискарев и др.), так и в учреждениях, каковы Импер. Публичная Библиотека, Румянцовский Музей, Библиотеки Духовн. Академий. В связи с этим является естественное желание привести в известность собранный материал, являются многочисленные описания старописьменных и старопечатных книг. Параллельно с этим Б. становится все более научной и всесторонней, отмечая в описываемой книге и филологическую, и палеографическую, и археологическую, и историко-литературную сторону. В развитии метода особенно большую пользу принесли «Описание русских и словенских рукописей Румянцовского Музеума.» (Спб., 1842) Востокова; «Описание славянских рукописей Московской патриаршей библиотеки» (М., 1847–8) Ундольского, и «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библ.» (в 3 отд. и 5 кн., М., 1855–69), А. В. Горского и К. Невоструева, – труд, служащий и поныне образцом для библиографов.

В настоящее время число трудов в области славяно-­русской Б. весьма значительно. Кроме указанных особенно важны следующие. Описания церк.-слав. рукописей: Барсуков, Л., Рукописи археографической комиссии (Спб., 1882); Бычков, А. Ф., Описание церк.-сл. и русск. рукописей Имп. Публичной Библиотеки (вып. 1, Спб., 1882); Бычков, И. А., Каталог собрания слав.-русск. рукописей Богданова (в. 1–2 , Спб., 1891-­93); Викторов, А. Е., Каталог слав.-русск. рукоп., приобр. Моск. Публ. Муз. 1868 после Пискарева (М., 1871); его же, Собран. рукоп. Беляева (М., 1881) и Севастьянова (М., 1881); его же, Описи рукописных собраний в книгохранилищах северной России (Спб., 1890); Владимиров, 17., Обзор южно-русск. и зап.-русск. памятников письменности от XI до XVII в. (Киев, 1890); иером. Иларий и Арсений, Описание слав. рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (ч. 1–3 , М., 1878); иером. Иосиф, Опись рукописей, перенесенных из библ. Иосифова мон. в библ. Моск. д. акад. (М., 1882); архим. Леонид, Сведения о слав. рукописях, поступивших из Св. Троицкой Сергиевой Лавры в библ. Троицкой дух. семинарии 1747 (Чт. Общ. Ист. и Древн., 1883–1885); Лилеев, М., Описание рукоп. библиотеки Черниговской дух. семинарии (Спб., 1880); Лопарев, Хр., Описание рукописей Имп. Общ. люб. древн. письменности (ч. 1–2 , Спб., 1892–93); Петров, Н. И., Описание рукоп. церковно-археологического музея при Киевской дух. академии (в. 1–3 , Киев, 1875–79); дополн.: Березин, В., Описание рукописей Почаевской лавры, хран. в библ. музея при Киевской д. акад, (Киев, 1884); Нетроб, Н. И., Описание рукоп. собраний, находящихся в гор. Киеве (в. И, Чт. Общ. Ист. и Древн., 1892); Прозоровский, Д., Опись древн. рукоп., хран. в музее Имп. Русск. Археол. Общ. (Спб., 1879); Описание рукоп. Соловецкого монастыря, находящихся в библ. Казанской д. акад. (ч. 1–3 , Казань, 1881–98, нач. под ред. И. Порфирьева); Еодосский, А. С., Описание 432 рукоп., принадлежащих Спб. д. академии и составляющих ее первое по времени собрание (Спб., 1894); Сахаров, И., Славяно-русские рукописи (Отд. I. Спб., 1839); Соколов, II, Каталог обстоятельный росс. рукописям, служебным и до церковной истории касающимся, в библ. Имп. Акад. Наук хранящимся (Спб., 1818); Строев, П. М., Рукописи слав.-росс., принадлежащие Н. Царскому (М. 1836 и 1848); Титов, А., Охранный каталог слав.-русск. рукописей (в. 1–6 , Ростов, Москва, 1881–1895); его же, Рукописи, принадлежащие И. Вахрамееву (в. 1–4 , М., 1882–92); его же, Описание рукоп. Ростовского музея (ч. 1–2 , Ярославль, 1886–89): Рукописи гр. Уварова (т. 2, Спб., 1858, 1 т. не выходил); Ундольский, В. М., Описание слав. рукоп. Московспой патриашей библ. (М. 1847–48); его же, Слав.-русск. рукописи В. М. Ундольского, им самим описанные (М., 1870); Херсонский, И., Описание рукоп. Макарьевского Унженского мон. (Кострома, 1887); Шляпкин, И. А., Описание рукоп. суздальского Спасо-Евфимиева мон. (Спб., 1880); Яцимирский. А. И., Опись рукоп. собрания П. И. Щукина (М., 1887). – Описания рукописей и старопечатных книг вместе: Строев, П., Библиотека Имп. Общ. истории и древностей Росс. (М., 1845); Попов, А., Описание рукописей и книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова (М., 1872–75). – Описание ц.-слав. старопечатных книг: Каратаев, И., Хронологическая роспись слав. книг, напечатанных кириловскими буквами 1491–1730 (Спб., 1861); его же, Описание славяно-русских книг (т. I с 1491 по 1652, Спб., 1883); Пекарский, П., Наука и литература в России при Петре В. (1–2 т., Спб., 1862); Сахаров, И., Обозрение славяно-русской Б. (Спб. 1849, изд. не окончено); Строев, П. М., Описание старопеч. кн. библ. Царского (М., 1836); его же, Описание староп. кн., служащее дополнением к опис. библиотек гр. Толстого и купца Царского (М., 1841); Ундольский, 75. М., Очерк слав.-русской библиографии. Вып. I. Хронологич. указатель славяно-русских книг церковной печати с 1491 по 1864 г., с доп. А. Бычкова и Викторова (М., 1871), и Я. Головацкого, (Спб., 1874); Барсуков, Е., Список книг церковной печати, хранящихся в библ. Св. Синода (Спб., 1871); Родосский, А. С., Полное описание старопечатных церковно-славянских книг библиотеки Спб. духовной академии (т. I–II, Спб. 1884­93); Гильдебрандт, 77., Перечень по типографиям и годам западно-русских изданий церковно-славянского шрифта (в «Пам. русск. стар.» Батюшкова, т. VI); Б. книг церк. печати находится также в I т. «Опыта российской Б.» В. Сопикова (Спб., 1813).

Современные издания церковной печати указываются в каталогах синодальной книжной торговли. Некоторые труды по славяно-русской Б. имеют научно-специальный характер. К области богословия относятся обзоры 1) богослужебных книг, 2) книг Св. Писания, 3) свято-отеческих творений, 4) житий святых и, наконец, 5) богословских произведений наших предков полемического характера. Таковы: 1) Лебедев, А., «Описание богослужебных книг, писанных и печатных, находящихся в Московск. Арханг. соборе», (М., 1880); «Обозрение, униатских богослужебных книг» (Христ. Чт. 1865, № 6 и 10); Никольский, К., «О службах русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах» (Спб., 1885); Красносельцев, Н., «К истории православного богослужения. Материалы и исследования по рукописям Соловецкой библиотеки» (Казань, 1889); Базумовский, Д. Б., «О нотных безлинейных рукописях церковного пения» (Чт. Общ. люб. дух. просв. 1863); 2) Макарий Васютинский, «О печатных изданиях славянской Библии в России до имп. Елизаветы» (Приб. к Черн. Еп. Изв. 1870, №23); Астафьев, 77., «Опыт истории Библии в России» (Журн. М. Н. П. 1888 и отд. Спб.. 1889); 3) «Сведения о древних переводах св. отцов на славяно-русский яз. X–XV вв.» (Прав. Собес. 1859, № 11–12); Арханельский, «Творения отцов церкви в древне-русской письменности» (в. I–IV, Спб., 1888–90); 4) Барсуков, 77., «Источники русской агиографии» (Спб., 1882); Ключевский, Б. О., «Древне-русские жития, как исторический источник» (М., 1871); неизданный труд Б. М. Ундольского, «Агиологион или указатель житий и творений святых греко-русской церкви» (ч. 1–2, в рукописи Моск. публ. музея); 5) Еп. Августин (Гуляницкий), «Полемические, сочинения против латинян, писанные в русской церкви в XI–XII в.» (Тр. Киев. д. ак. 1867, № 6 и 9); Попов, А., «Историко-литературный обзор древне-русск. полемических сочинений против латинян XI–ХУ вв. (М. 1875); его же, «Древне-русск. полемич. сочинения против протестантов» (Чт. Общ. ист. 1878 и 1879) и «Против жидов и латинян» (там же, 1879); Цветаев, Д., «Литературная борьба с протестантизмом в Москов. государстве» (М., 1887); сюда же относится: Сплецкий, А., «Острожская типография и ее издания» (ч. 1–2 , Почаев, 1875).

4. Русская богословская библиография. Русская богословская Б. сравнительно молода и небогата. Все труды этого рода можно разделить на следующие группы: 1) словари духовных писателей – старейшая форма духовной Б., обнимающая всю совокупность богословской литературы, в том числе и всю литературу славяно-русскую; 2) указатели по отдельным отраслям богословского знания – сравнительно позднейшая форма, когда процесс дифференциации отраслей богословской науки завершился и 3) указатели к духовным журналам. Особую группу составляют периодические издания библиогр. содержания. Сведения о русской церковной литературе впервые даны были в сочинении Ник. Берга (протестанта), «Ехеrcitatio historico-theologica de statu ecclesiae et religions Moscovitae». (Ноlmiae, 1704–1705), но эти сведения весьма кратки и незначительны. В 1736 г. Адам Бурхард Селлий (в мон. Никодим) издал «Schediasma litterarium de scriptoribus, qui historiam politico-ecclesiasticam Rossiae scriptis illustrarunt» (Revaliae). Этот далеко не совершенный библиографический обзор был переведен на русский язык при Вологодской семинарии под именем «Каталога писателей, сочинениями своими объясняющих гражданскую и церковную Российскую историю» (М., 1815). В собственном смысле «богословской» Б. не было до начала нынешнего века, и русским богословам приходилось пользоваться общими библиографическими обзорами, вроде «Опыта исторического словаря о российских писателях» Н. Новикова (Спб., 1772), «Пантеона российских авторов» Пл. Бекетова и других. Специально богословская Б. начинается именем митроп. Евгения, которым в 1818 г. был напечатан «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (в 2 ч., Спб.). Это издание в «исправленном и умноженном виде» было повторено в 1827 г. (Спб., в 1828 перев. на нем. яз., Leipzig). Здесь даются подробные биографические и библиографические сведения о первых представителях русской богословской науки, с приложением (в конце 2 т.) алфавитного и хронологического указателей. Неутомимый библиограф митроп. Евгений оставил после себя еще «Словарь русских светских писателей, писавших в России» (гораздо менее важный для Б. «богословской», переизд. несколько раз, но полностью лишь в 1845, М., в 2 ч.). Следующий фундаментальный и до сих пор ничем не замененный труд этого рода принадлежит архиеп. Филарету (Гумилевскому). Его «Обзор духовной литературы» (напеч. сначала в Учен. Зап. II Отд. Ак. Наук 1856 г. кн. 3 и отд. Спб., 1856, 2 изд. – Чернигов, 1859–63, 2 тома, 3 изд. – Спб., 1884 – с дополнениями, напечатанными автором в Черн. Еп. Изв. 1863–65 гг.) обнимает русскую духовную литературу за целое 1000-летие с 862 по 1863 г. (в 3 изд.). При такой грандиозности задачи автору невозможно было избежать пропусков. Некоторые дополнения к «Обзору» сделаны И. Чистовичем (в Изв. II Отд. И. Ак. Н., т. 6), П. Савваитовым (там же) и Д. Языковым (в «Библиографе» 1885 г., № 1–3).

После «Обзора» преосв. Филарета доселе мы не имеем словаря духовных писателей, и, ввиду значительного роста русской богословской литературы за последние десятилетия, отсутствие подобного труда сказывается большими неудобствами. Сведения о духовных писателях приходится разыскивать в историях епархий, духовных академий и семинарий, поскольку русские иерархи и преподаватели духовно-учебных заведений были главными представителями богословской науки (см. «Академии», «Семинарии», «Епархии»). – Большое значение для богослова имеют обзоры русской литературы общего характера, в которых даются сведения (иногда очень подробные) и о богословских сочинениях. Таковы, словари писателей: Геннади, Г., «Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г.» (т. I – II, буквы А – М. Берлин, 1876–8 0, продолжение не выходило); Арсеньев, А. В., «Словарь писателей древнего периода русской литературы IX-XVII» (Спб., 1882) и «Словарь писателей среднего и нового периода русской литературы» (Спб., 1887, – оба с картами для наглядного обозрения истории и хронологии русской литературы); Половцов, А., «Русский биографический словарь» (1–3 кн., буквы: А, И, К. Спб., 1896–9 8, издание продолжается); Ветеров, «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых» (т. 1–5 , буквы А-В, впрочем в последнем томе алфавитный порядок оставлен. Спб., 1889–9 7); «Русские книги», изд. Юдина, под ред. того же Венгерова (т. 1–3 , буквы А-Б., Спб., 1897–9 9, на этом издание пока приостановилось); систематический указатель главнейших произведений русской науки и литературы – «Книга о книгах» Янжула (М., 1892; указатель по богословию составлен проф. прот. А. М. Иванцовым-Платоновым). Кроме того для старого периода р. богосл. литературы имеют значение: Бантыш-Каменский, «Словарь достопамятных людей русской земли» (ч. I-V, М., 1836; дополнения к нему, ч. I-III, Спб., 1847); «Хронологический список русских сочинителей и библиогр. замечания о их произведениях» (без обозн. года и места печати, список весьма редкий, приписывается П. Плетневу); Сопиков, В., «Опыт российской библиографии... от начала типографий до 1813 г.» (ч. IV, Спб., 1813–1 821, указатель к нему составлен Рогожиным, Чт. Общ. ист. и древн. 1899, IV и отд. – М. 1899). Сведения о духовных писателях, иногда с довольно подробным перечислением их сочинений, можно находить еще в разных энциклопедических словарях (особенно Брокгауза и Ефрона, и Мейера).

Общего систематического указателя к русской богословской литературе не существует, если не считать названного выше весьма краткого указателя прот. Иванцова-Платонова. В 80-х годах сделана была попытка дать общий «указатель русских книг и брошюр по богословским наукам» (С. Н. и Н. П.), однако предприятие это далеко не было закончено (вышли лишь два выпуска, указываемые ниже). Существуют указатели по отдельным отраслям богословской науки. Таковы: Знаменский И., «Систематический указатель статей, находящихся в разных духовных журналах и епархиальных ведомостях по предмету Св. Писания Ветхого и Нового Завета», [ч. I. Ветхий Завет: в. 1, Введение и законоположительные книги В. 3. (Полтава, 1880); в. 2 Историч. книги В. З. и прибавление: о евреях от конца в.– заветной истории до настоящего времени (Полт., 1880); 3, Учительные книги В. З. (Казань, 1881); 4, Пророческие книги В. З. и заключение к В. З. (Казань, 1882); ч. II. Новый Завет: в. 1, Введение к изучению новозаветного Свящ. Писания (Казань, 1887): издание не окончено]; библиографические указатели, приложенные к «Сборникам по истолковательному чтению Четвероевангелия» (Симбирск, 1890) и «Деяний и Апокалипсиса» (Симб. 1894) М. Барсова; Карпов, П., «Систематический указатель статей по основному, догматическому, нравственному и сравнительному богословиям, помещенных в наших духовных журналах, составленный применительно к семинарской программе по богословию» (Вильна, 1884; 2 изд., Спб., 1888); С. Н., «Указатель русских книг и брошюр по богословию основному, догматическому, нравственному, сравнительному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801–1888 г. включ.» (М., 1891, 1-­ый вып. указателя книг по богословским наукам); отдельный указатель по апологетике проектирован в самое последнее время проф. о. П. Светловым (Церк. Вестн. 1900 г., № 48); Терновский, Ф., «Русская и иностранная библиография по истории византийской церкви IV–IX в.» (Киев, 1885; указатель единственный в своем роде как по подробной оценке книг, так и по полноте: он обнимает не только русскую литературу, но и иностранную, начиная с средневековых латинских авторов; стремление к полноте особенно ярко выразилось в указании наряду с печатными трудами рукописных курсовых студенческих сочинений, хранящихся в архивах и библиотеках духовных академий; к сожалению, эта книга, вышедшая прибавлением к соч. Терновского «Греко-восточная церковь в период вселенских соборов», в настоящее время представляет библиогр. редкость); библиогр. указ. по церк. истории первых трех веков в «Опыте руководства по церк. истории» Ф. и С. Терновских; Н. П., «Указатель книг и брошюр по общей и русской церковной истории» (2-ой вып. общего указателя, М., 1890); библиогр. указания по агиологии в «Месяцеслове Востока» преосв. Сергия (М., 1875–6 ); Геннади, Г., «Список книг о русских монастырях и церквах» (Спб., 1854, отт. из Вестн. Имп. Русск. Геогр. Общ. 1854 № 1); библиогр. указатель при кн. В. В. Зверинского, «Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в российской империи» (т. I-III, Спб., 1890–97); Сахаров, Ф., «Литература истории и обличения раскола» (в. 1–2 , Тамбов, 1887); Пругавин, А., «Раскол-сектанство. В.I. – Библиография старообрядчества и его разветвлений» (М., 1887); библиогр. указатель в книге В. Андреева, «Раскол и его значение в народной русской истории» (Спб., 1870); раскольничья литература, кроме библиогр. сведений, имеющихся в «Пращице» архиеп. Питирима и «Обличении неправд раскольнических» Феофилакта Лопатинского зарегистрирована в следующих обзорах: Александр Б. (Бровкович, впоследствии архиеп. Херсонский Никанор), «Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в ползу раскола» (Спб., 1861); П. Любопытный, «Исторический словарь староверческой церкви, описывающий по алфавиту имена ученых особ оной, основателей согласий, пастырей и буквалистов, с показанием их церкви, отличий, звания, жизни, лет, кончины и проч., собранный тщанием П. Л. в Петрополе 1829» (изд. в переработке Н. И. Субботина в «Библиогр. Зап.» 1861 и отд. – М., 1861 и в неизменном виде в Чт. Общ. ист. 1863 I и отд. – М., 1863, третье изд. – М. Попова, М., 1863; преследуя цели назидательно-благочестивые, каталог, само собою разумеется, не удовлетворяет требованиям Б., однако он важен, как единственный в своем роде); Преображенский, А., «Указатель книг, брошюр, журн. статей и рукописей по церковному пению» (2 изд. М., 1900). Вообще богословская специальная библиография у нас весьма небогата. Отсюда особенное значение для богословия получают специальные библиографии не-богословские, но относящиеся к дисциплинам, близко соприкасающимся с науками богословскими. Таковы: Межов, В., «Русская историческая библиография – 1865–76» (1–8 тт., последние два тома содержат алфавитный указатель к первым 6-ти. Спб., 1882–90); Ламбины, П. и Б., «Русская историческая библиография за 1855–64» (вып. 1–1 0, Спб. 1861–1884), – эти два труда исчерпывают всю русскую церковно-историческую литературу за 1855–76 г.; «Систематический указатель литературы о евреях на русском языке со времени введения гражданского шрифта (1708) по декабрь 1889» (Спб., 1893), где указаны все русские книги по библейской истории и археологии, а также по библиологии В. 3.; Хитрово, В. П., «Палестина и Синай. Указатель русских книг и статей о свв. местах Востока, преимущественно Палестинских и Синайских» (Спб., 1876); Пономарев, С., «Иерусалим и Палестина в русской литературе, и науке, живописи и переводах. Материалы для Б.» (Спб., 1877, – кроме того, русская литература по палестиноведению указана отчасти в капитальных библиографиях Тоbler’а и Rohricht’а); «Указатель книг по истории религий», изд. под ред. кн. Трубецкого (прилож. к «Истории религий» Шантепи де ля Соссей, Спб., 1899); «Историко-библиографический очерк развития философии в России» Я. Колубовского, приложенный к переведенной им «Истории новой философии» Ибервег-Гейнце (Спб., 1890) и его же, «Философский ежегодник. Обзор книг, статей и заметок за 1893–94» (1–2 в. Спб., 1895–9 6); Мезиер, А., «Русская словесность с XI по XIX стол., ч. I Русск. словесность с XI по XVIII в.» (Спб., 1899).

Ввиду значительного развития духовной периодической печати почтенное место в русской духовной Б. занимают указатели к духовным журналам: Н. Б., «Указатель к Христианскому Чтению за 1821–1870 гг.» (Спб., 1871); А. Р., «Указ. к Хр. Чт. 1871–1880» (Спб., 1881); (приготовлен к печати «Полный Указатель» к этому старейшему духовному журналу за 1821–1900 годы). «Указатель статей, помещенных в Прибавлениях к творениям св. о.о. за 1843–63, 1871–72, 1880–­86» (М., 1887); «Указ. к Твор., свв. о.о. за 20 лет» (М., 1863) и за 25 лет (11., 1865); «Православный Собеседник за первые 10 лет 1855–64» (Казань, 1865); В. Люстрицкий, «Указ. к Правосл. Собес. за 20 лет 1855–75» (Казань, 1876); С. Е. Е., «Ук. статей Правосл. Собес. 1877–1891» (Казань, 1892); Корольков, «Ук. к Трудам Киев. дух. Ак.» 1888; П. Ефремов, «Указ. к Православному Обозрению 1860–70» (М., 1872); В. Шахов, «Ук. к Прав. Об. 1871–1886» (М., 1888); «Указатель статей в Чтениях в Общ. люб. дух. просв. с 1868 по 1880» (М., 1880); «Указ. статей, помещ. в Душеполезном Чтении за 1860–69, 1870–79 и 1880–89» (М., 1870, 1880, 1890); «Указатель сочинениям, содержащимся в 10 годах Воскресного Чтения 1836/37–4 7/48» (Киев, 1849) и «в 25 годах Воскр. Чт. 1836/37–1860/61» (Киев, 1863); «Указатель статей журнала Странник 1860–6 9» (Спб., 1870) и «1870–75» (Спб., 1876); «Алфавитный указатель статей в 64 книжках Духовного Вестника» (Харьков, 1867); «Алфавитно-предметный указатель к официальной части Церковных Ведомостей 1888–97» (Спб., 1899); Н. Ливенцев, «Указатель к Вестнику Военного Духовенства 1890–99» (Спб., 1900); Извольский, «Алфавитный указатель статей, помещ. в неофиц. части Владимирских Епарх. Ведом. с 1865 по 1880 г.» (Влад., 1882); Экземплярский, «Алфав. указ. офиц. ч. Влад. Еп. Вед. за 1859–74 г.» (Влад., 1881); Ювеналий Тиховский «Указатель неофиц. ч. Волынских Еп. Вед. 1867–1887» (Почаев, 1888); «Систематическ. указ. к Воронежским Еп. Вед. 1866­1890» (Воронеж, 1890); Н. Сергиев, «Указ. ст., помещенных в Вятских Еп. Вед. с 1863 по 1886» (Вятка, 1887); Краснитский, И., «Указатель к Донским Епарх. Ведомостям 1869–92» (Новочерк., 1892); «Указ. Киевских Еп. Ведом. за 1861–70 гг.» (прилож. к «Ведом.» 1870 г.); Сацердотов и Смирнов, «Указатель статей местного характера, помещенных в Пензенских Еп. Ведом. с 1866 по 1888 г.» (в «Пам. кн. Пензен. губ. на 1889 т.» Пепза, 1888); «Указатель Таврических Еп. Ведомостей 1869–1888 гг.» (Прил. к Тавр. Вед. 1889 г.); Титов, «Указ. к неофиц. части Яровлавских Еп. Вед.» (Серг. Пос., 1892). Есть еще «Систематический параллельный указатель ко всем духовным журналам и к епарх. ведомостям с 1-го года их издания по 1871 г.» А. Н. Николаева (Воронеж, 1881). В «Москов. Еп. Ведом.» 1870–73 гг. делались обзоры содержания всех епархиальных ведомостей за отдельные годы.

Из периодических изданий богословско-библиографического содержания приходится отметить только «Листок духовной библиографии», выходивший в течение нескольких лет в виде приложения к «Воскресному Чтению» (с 1873 г.) и «Богословский библиографический листок», издающийся (с 1888 г.) при «Руководстве для сельских пастырей» доныне. Соответственно задачам названных духовных журналов эти библиогр. обзоры имеют в виду не столько научно-­богословскую, сколько духовно-нравоучительную (исключительно русскую) литературу. Для ознакомления с текущей научно-богословской литературой служат библиографические обзоры, предлагаемые в духовных периодических изданиях. – Из периодических изданий общего библиогр. содержания отметим (после вышеупомянутого издания Кеппена): «Библиографические Записки», издававшиеся в Москве под ред. Афанасьева с 1858 по 1861 г.; «Книжный Вестник», изд. в Спб. под ред. Богушевича, Сеньковского, Ростовцева и Ефремова с 1860 по 1867 г.; «Российскую Библиографию», изд. Гартье с 1879 но 1881 г.; «Библиографические Записки», изд. Шибановым в 1892 г.; доныне существующие: «Книжный Вестник», изд. с 1884 г. обществом книгопродавцев; «Библиограф», изд. с 1884 г. Н. Лисовским; «Известия книжных магазинов т-ва М. Вольф». – Из каталогов книжных магазинов особенно важны следующие: «Систематическая роспись книгам, продающимся в книжных магазинах И. Глазунова в Спб. и А. Глазунова в Москве за десятилетие 1857 – 1866» (Спб., 1867) и «Прибавления» к ней: первое (Спб., 1869) , второе (Спб., 1874), третье (Спб., 1882) , четвертое (Спб., 1884) и пятое (Спб., 1889). Последние три прибавления составлены известным библиографом Межовым и кроме систематического каталога книг отмечают рецензии и отзывы о них. Им же составлены: «Систематический каталог русским книгам, продающимся в книжном магазине А. Ф. Базунова» (Спб., 1869) и семь прибавлений к нему (Спб., 1870, 1871, 1873, 1875); последним прибавлением служит «Сист. кат. русск. книг, продающихся в книжном магазине А. И. Исакова» (Спб., 1877). Из современных каталогов для богословской библиографии особенно важен издающийся ежегодно «Каталог магазина духовных и других книг, прод. в маг. И. Л. Тузова». Из антикварных каталогов отметим каталоги Клочкова, Мельникова и Семенова в Спб. и Шибанова в Москве. – О каталогах б-к см. «Библиотека».

Литература о библиографии: Petzholdt, «Bibliotheca Bibliographica» (Lpz., 1866); Walle, «Bibliographie des Bibliographies» (Paris, 1883, с дополн. до 1887); Геннади, «Литература русской библиографии» (Спб., 1858); Бокачев, «Описи русских библиотек и библиографические издания, находящиеся в исторической и археологической б-ке Бокачева» (Спб., 1890).

А. Дьяконов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 2: Археология — Бюхнер. — 1901. — VI, [2] с., 1305 стб., 7 л. ил., портр., карты, план.

Комментарии для сайта Cackle