Источник

Варлаам Новгородский (Хутынский)

Варлаам Новгородский (Хутынский) преп. – Родом Новгородец, преп. В. (род. в первой половине XII в.), воспитанный добре в наказании Господни» его «благоверными и богобоязненными родителями», людьми, вероятно, именитыми и богатыми, – с детства получил непреодолимую наклонность к книжному научению («извыче всю хитрость книжную и псаломская толкования рассмотрев», говорится в его древнейшем житии) и к подвигам благочестия и спасительной жизни. «Поистине житие сие, говорил он, акы сень (тень), и сон, и ако (яко) коло вершится», и потому удалился из мира. Место для своего уединения он нашёл на правом живописном берегу Волхова, в десяти верстах от Новгорода, среди густого леса, – это – Хутынь или Хотынь (красивое, приятное), как называлось оно. – Здесь, приняв пострижение в иноческий образ «от некоторого мниха пресвитера», построил он себе хижину и начал подвизаться – трудиться Господа ради и спасения души, проводя время в непрестанной молитве, посте, бдении, постоянно работая – «древа посекая и нивы творя», бодрствовал и трудился по апостольской заповеди: «аще кто не делает, да не яст» (2Фес.3:10). Молва о его подвигах распространилась всюду и «отовсюду сбирахуся к нему князи и вельможи и нищии». Малая хижина преп. В. вскоре обратилась в настоящий монастырь с обширным каменным храмом Спаса Преображения Господня, который «мнози черноризци», собравшиеся в монастырь преп. В., «исполниша (наполнили) чтений, и пения, и службы, и бысть (говорит тот же набожный списатель его жития) радость велика всем христианам и прибежище». Преп. В. продолжал утешать, назидать и научать приходивших к нему до самой смерти, ни в чем не изменяя строго-подвижнического образа своей жизни и требуятого же от братий своего монастыря. Господь прославил его даром чудотворений и он стал известен не только своею учительностию, но и как великий чудотворец при жизни и по смерти. Умирая, преп. В. управление монастырём передал другу своему Антонию (Андрейковичу), постриженнику хутынского монастыря и известному по замечательным путевым запискам о путешествии в Царьград (Антоний был потом архиепископом Новгородским). Скончался преп. В. Хут. 6 нояб. 1193 г., – пам. 6 ноября.

См. древнее Пролож. житие преп. В. в Чт.-Мин. Макар., изд. Археогр. ком., нояб. 6 д., в печат. Прол. и у Дим. Рост. уже измененная редакц. этого жития, но по ней излагают все почти новейшие – Филар., Мурав., Димитр. и др. Мы в своем изложении жития св. В. держались старой Прол. редакции. – Все важнейшее, относящееся к житию преп. В. Хут. и истории основанного им монастыря (с подробным библиографическим указателем), собрано в изд., сделанном к 700-летнему юбилею этого монастыря (6 авг. 1892 г.): «Истор. археол. очерк. Хут. Варл. Спасо-Преобр. м., под редак. И. Токмакова, Μ. 1892 г. (библиогр. указ. на стр. 42–49).

А. Пономарев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle