Дамас – имя двух римских пап
1) Дамас I (366–384) род., вероятно, в 305 г., в Риме. Сын, вероятно, из Испании происходящего священника, который в церкви св. Лаврентия в Риме перешел от должности нотария к должности чтеца, от чтеца на степень диакона, от диакона в сан священника, он начал свою духовную службу в той же самой церкви. Когда епископ Либерий, в 355 г. на Миланском соборе за то, что он противился осуждению Афанасия, был изгнан в Верею, во Фракии, и на его место был избран архидиакон Феликс, – Дамас, тогда диакон, во всяком случае, принадлежа к тем, которые держались твердого в вере епископа, также, быть может, сопровождал его в изгнание. По восстановлении Либерия в его достоинстве в 357 г., возвратился и Дамас в свою должность, и в 366 г., после смерти Либерия, на его епископию, конечно, не без противоречия. Небольшая противная партия избрала Урсина (Урсицина), и даже вызвала кровавую борьбу на улицах мировой столицы, – первую, о какой только нам сообщает история при папских выборах. Как только первые смятения прошли, римская государственная власть явно поняла бессилие соперничествующего епископа, который был достаточно силен лишь настолько, чтобы более счастливому сопернику, в течение нескольких лет, причинять всякие беспокойства и отравлять пользование своим достоинством. Повсюду, где только эти упорные люди угрожали спокойствию Рима, против них выступали императорские чиновники; но, пока они умели поддерживать хотя бы видимую миролюбивость, Валентиниан I всегда опять обнаруживал склонность относиться к ним с терпимостью, которую он всегда предпочитал всяким церковным смутам. В 367 г. он издал декрет, в силу которого епископ Рима должен был расследовать и улаживать споры остальных епископов. После того, как наконец, вследствие изгнания Урсина и его приверженцев в Галлию (365), опять восстановилось спокойствие, суровость, с которою Д. проводил в исполнение императорские распоряжения, запрещавшие клирикам и монахам всякие права на получение наследств, вызвала новое недовольство, которое было улажено только мудростью и энергией римского епископа. Только уже после этого он мог обратить свои взоры на нужды церкви в более широком объеме. На двух соборах в Риме (368 и 369) он боролся против арианства, которое пустило корни также и на Западе, и на первом соборе низложил двух пресловутых иллирийских епископов, Урсакия и Валента, равно как на втором – арианского епископа Авксентия Миланского с его приверженцами. С одинаковою силою выступил он и против Антиохийского раскола и аполлинариевой, и македониевой ереси, и утвердил после созванный им с этой целью в 374 г., направленный против этих заблуждений, Константинопольский вселенский собор (381), который позже, благодаря соглашению римского епископа и остальных западных епископов, получил значение вселенского. Впрочем, Д. в различных церковных сношениях оказался не в состоянии поддерживать значение римской кафедры в глазах Востока; можно даже сказать, что его восточная политика, скорей, терпела поражения, чем победы. Сначала он и не мечтал о том, чтобы приобретать здесь новую силу и новый блеск; в то время, когда часть Запада подпала под власть Востока, он, скорей, заботился о том, чтобы сохранить ту власть патриарха Запада, которую римский епископ уже в действительности имел над западными церквами. Но, когда его епископское положение давало ему возможность проявлять свою деятельность и в делах, касающихся Востока, то его преданность православному Афанасию, вследствие этого и дружелюбная связь его с Александрией, – стояли в его глазах гораздо выше всякой попытки во что бы то ни стало добиваться приведения Востока в такое подчинение Риму, в каком уже фактически находился Запад. Так как сам Д. не лишен был научного образования, то он покровительствовал также и науке, где только ни встречал ее. Особенно тесную дружбу поддерживал он с бл. Иеронимом. Он, уже ранее знакомый с ним, обращался к нему после того, как тот поселился на Востоке, с разными церковными вопросами, поддерживал с ним оживленную переписку, приглашал его в 382 г. в Рим и пользовался его ученостью при ответе на те послания, которые он получал по разным церковным делам от соборов и епископов. Равным образом, по его поручению бл. Иероним приступил к важному делу основательного пересмотра старо-латинского перевода Библии, текст которого был крайне испорчен и, с течением времени, совершенно потерял свой первоначальный образ. В образовавшемся в Риме кружке знатных дам, главой и любимцем которого был бл. Иероним (см.), Д., которого Иероним прославляет, как «девственного учителя девственной церкви», принимал лишь настолько участия, насколько его сочинение «О девственности» пользовалось там большим уважением; и, рано умершая, но не забытая братом и еще в последние годы своей жизни воспитанная им, сестра Д., Ирина, которая свою девственную жизнь посвятила Богу, в то же время, не удаляясь от семейного взаимообщения, составляла высокий идеал и любимую тему благочестивых подруг бл. Иеронима. Дамас построил в Риме две базилики, – одну вблизи Помпеева театра в честь св. Левантия; вторую на Ардиатинской улице, где были погребены мать и сестра епископа, и рядом с которыми и он нашел себе могилу (с 1645 г. его останки были перенесены за алтарь). Не меньшее внимание он обращал на места с останками древних христиан в катакомбах. Сделавшиеся недоступными галереи, он открывал, проводил удобные лестницы, давал доступ света и воздуха сверху, причем очистил старые люминарии и заложил новые. Засыпавшиеся гробницы, о которых только сохранялось предание, он разыскивал, и найденные украшал мраморными досками и надписями. Большинство им самим составленных метрических надгробных надписей (28), хотя и составленных часто грубым языком, свидетельствует о его наклонности к поэзии, пропитанной высоким чувством благочестия. Все, что Д. сделал в этом отношении, выступает перед нами, впрочем, в своеобразных письменах (Дамасовых буквах), от искусной руки каллиграфа, Фурия Дионисия Филокала. Подлинные творения Д. были изданы в Париже, в 1672 г. Это издание предваряется жизнеописанием папы, которое находится также и в «Посланиях римских первосвященников» Петра Кустана. Издания этих творений появлялись уже в 1630 г., и еще одно в Риме, в 1638 г.; они перепечатаны в Патрологии Миня, Т. 13. Многие писатели занимались исследованием жизни и деятельности Д. Халкедонский собор называет его «украшением и славой Рима». Он умер восьмидесяти лет, 10 декабря 384 г., но римская церковь память его празднует 11 декабря. См. о нем превосходную монографию Раде: «Дамас, епископ Римский» (Фрейбург и Тюбинген, 1882).
2) Дамас II, четвертый немецкий папа, преемник Климента II в 1047 г., раньше епископ Бриксенский, который, будучи рекомендован на папский престол Генрихом III, сначала, однако, должен был уладить дела с антипапой Бенедиктом IX (см.), прежде чем мог вступить в Рим, в 1048 г.; и уже через 23 дня после этого входа (9 августа) умер в Палестине, куда он отправился для поправления своего здоровья, не исполнив тех надежд, которые возлагали на его благочестие и научные познания.