Дамаск
Дамаск (обыкновенно называемый Эш-Шам, также Димишк) расположен у подошвы Антиливанских гор, верстах в 200 к северо-востоку от Иерусалима и в 75 верстах к востоку от Средиземного моря, на высоте 2,260 футов над уровнем моря. Это один из древнейших и самых замечательнейших городов в мире, – замечательный как вследствие красоты своего местоположения, так и связываемой с ним истории. Недаром его называют «оком пустыни». Магометане считают его наилучшим земным отражением рая. Иосиф Флавий утверждает, что город был основан Узом, сыном Арама, и что он хорошо известен был уже во времена патриархов, так как доверенный раб Авраама, Елеазар, был родом из Дамаска (Быт.15:2). О нем часто упоминается в ветхом завете, а также в книге Деяний Апостольских, и дважды в Посланиях ап. Павла (Гал.1:17 и 2Кор.11:32). Давид завоевал его после кровопролитной войны (2Цар.8:5, 6); но при Соломоне один авантюрист провозгласил себя царем Дамаска и основал монархию, с которой израильтянам впоследствии часто приходилось иметь сильные столкновения. В 732 г. до Р. Хр. царство Дамасское потеряло свою независимость, будучи завоевано Феглаф-Фалассаром, и таким образом исполнилось пророчество Исаии (Ис.17:1–3). Страну эту в 333 г. до Р. Хр. завоевал Александр Великий. После различных превратностей, страна сделалась римской провинцией в 63 г. до Р. Хр. Во времена Христа, в Дамаске было несколько иудейских синагог. В Византийской империи он сделался местопребыванием христианского епископа, стоявшего по рангу вслед за патриархом Антиохийским, и в нем находилось несколько церквей и кафедральный собор в честь Иоанна Крестителя. В 634 г. он попал в руки ислама; и Моавиах, первый калиф из дома Омейядов, сделал его столицей магометанского царства (661) и придал ему великий блеск. Во время Крестовых походов он разделял изменчивые судьбы и превратности городов Св. Земли. Саладон сделал его своей главной квартирой во время войны с франками. В 1516 г. он перешел во власть турецкого султана. Крест с того времени никогда уже не вытеснял полумесяца. Дамаск и доселе считается одной из провинциальных столиц Турции. Самым важным событием, совершившимся в Дамаске и имевшим наиболее важные последствия в истории человечества, было обращение ап. Павла. О нем рассказывается три раза в книге Деяний Апостольских (Деян.9:1–22, 22:4–20, 26:12–20) и несколько раз делаются намеки в Посланиях ап. Павла. Оно произошло спустя несколько лет после распятия Христа и через несколько недель после мученичества св. Стефана, около 37 г. Древнее предание указывает самое место этого обращения на расстоянии семи верст от города, в том пункте, где прямая дорога из Иерусалима пересекается дорогой из Бании и Кефр-Гаувара, близ оазиса и источника, в виду минаретов города, величественного Ермона и обнаженного хребта гор Антиливанских. Окно в стене, через которое ап. Павел был спущен в корзине (2Кор.11:33), дом Анании и дом Иуды показываются там доселе; и улица, называемая «прямой», на которой Анания должен был найти Савла Тарсийского, еще и до сих пор носит это название. В настоящее время город представляет собою осиное гнездо магометанского фанатизма: мусульмане к своим молитвам к Аллаху примешивают проклятия на христиан. Христианскому миру еще памятно страшное побоище, произведенное там мусульманами в 1860 г. Воспользовавшись волнениями среди друзов на Ливане, мусульмане 9 июля восстали против христиан, и в этот, и в следующий день хладнокровно умерщвлено было 3,000 взрослых мужчин, а многие другие умерли впоследствии от ран или погибли в пустыне. Турецкое правительство смотрело на это избиение, не пытаясь остановить его. Полезный урок, однако, был дан мусульманами, французской экспедицией, которая и подвергла наказанию виновных; но мусульманская вражда против христиан все еще и доселе ярко пылает там и сдерживается только страхом. В городе числится населения до 130,000 чел., в том числе 10,000 христиан с семью церквами, много евреев, до 5,000 друзов и других магометанских сект, и немало цыган во главе с агой. Город славится своими роскошными базарами и замечательными архитектурными остатками древности.