Варлаам, игум. Печерский
Варлаам, игум. Печерский, преп. – непосредственный ученик преп. Антония Печер., первоначальника русского иночества. Сын боярина Иоанна, «первого у князя (Изяслава) в болярех» – приближенного к князю, внук хроброго и славного Вышати и правнук Остромира воеводы, – познакомился с печерскими иноками, часто приходил к ним, беседовал – «наслаждался медоточивых словес, иже исхождаже из уст их», и так полюбил, увлёкся их обращением и житием, что, отказавшись от всего и не взирая на препятствия со стороны родителей и блестящего положения, какое представлялось ему занять в жизни, – оставил «вся красная мира сего», ушёл в пещеры к преподобным отцам и, с благословения преп. Антония, был пострижен преп. Никоном, получил имя Варлаама и облёкся в монашеские ризы. Напрасно отец силою хотел принудить его отказаться от монашества: молодой инок остался непреклонен и отец должен был уступить. Отпуская его, наконец, в монастырь, – «отец, мать, жена, рабы и рабыни горько плакали о нем, со слезами провожали его, – он же, яко птица избавлялся от сети ловящих». поспешил в пещеры, где был встречен «с радостию великою» и «благодарением Богу». Преп. Антоний полюбил его «за превосходящую в нем добродетель» и, желая сложить с себя бремя управления собравшимися вокруг него иноками (в числе двенадцати), чтобы отдаться полному отшельническому уединению, – предложил им избрать вместо себя В., и В. был назначен игуменом, а преп. Антоний ископал новую пещеру, на расстоянии ста сажень от первой, и поселился в ней, теперь это место известно под названием «ближних пещер». Но не долго преп. В. игуменствовал и устроял вновь построенный монастырь. Великий кн. Изяслав построил свой монастырь во имя св. Димитрия (своего святого) и взял игуменом в него преп. Варлаама, «хотя сотворити, как замечает автор Патерика, свой монастырь выше Печерского». На место В. в Печерской обители, по указанию преп. Антония, был поставлен преп. Феодосий, а В., «яко в добродетелех иноческих искусный», положил все старания к устройству нового порученного ему монастыря и установил в нем строй монашеской жизни, конечно, по образцу Печерской обители. О дальнейшей его жизни и деятельности ничего неизвестно; известно только, что он дважды путешествовал на Восток – сначала в св. град Иерусалим, потом в Константинополь. Возвращаясь из Константинополя, он заболел на пути, больной доехал до Владимира (Волынского), остановился здесь в монастыре и скончался (в 1065 г.). Перед смертью, он завещал перенести его тело в обитель Феодосия и все, что приобрёл он в Константинополе – «иконы и вся сущая, еже на потребу» (вероятно, книги и утварь церковную) – передать туда же. Воля его была исполнена: мощи его доселе почивают в пещерах Киевских. – Пам. его 19 ноября.
См. Печер. Патер. в изд. Яковлева, Памяти, рус. литер. XII и ХIII вв., 1872 г., стр. 14, 16, 17, 19, 27, 66; 74–75; в «Чет.– Мин.» Макар. Патер. помещен в майск. кн., – у Димитр. Рост. по печат. Киев. Пат., у Муравьева, Жит. рус. свят. – русское изложение Димитр. Рост., у других – преосв. Филарета. Димитрия и др. по Дим. Рост. – См. также Казанского, История прав. рус. монашества, стр. 24.
А. Пономарев