Источник

Вриенний Филофей

Вриенний Филофей – митрополит Никомидийский (в патриархате Константинопольском), один из замечательнейших современных богословов греческого востока, выдающийся архипастырь – деятель православной церкви. Он родился в 1833 году в Константинополе от бедных родителей, элементарное образование получил в школе столичного прихода Татаулов, при одном из храмов коего (во имя св. Димитрия) состоял потом канонархом и певчим, не имея возможности, по недостаточности материальных средств, поступить для продолжения образования в одну из средних школ Константинополя. На молодого иеропсалта случайно обратил внимание Кизический митрополит Иоаким, который и дал ему возможность прослушать курс наук в Халкинской богословской школе, где он блестяще окончил учение со степенью дидаскала православного богословия и был посвящён в сан иеродиакона. По рекомендации того же митрополита Иоакима, Филофей В. получил от одного греческого филантропа, Георгия Зарифиса, денежные средства для поездки заграницу, с целью восполнения своего образования, и в 1856 году отправился в Германию, где в течение пяти лет слушал лекции по богословию и философии в университетах Лейпцига, Берлина и Мюнхена. В 1861 г., когда Кизический митрополит Иоаким был возведён на патриаршую Константинопольскую кафедру с именем Иоакима второго, Филофей В. был вызван в Константинополь и назначен профессором церковной истории, герменевтики и других богословских наук в Халкинской школе. В 1863 году, возведённый в сан архимандрита, В. сделан схолархом (ректором) этой школы, сменив в этой почётной должности знаменитого ставропольского митрополита Константина Типалдоса, отказавшегося от управления школой вследствие старости. Но в том же году, после удаления с кафедры патриарха Иоакима II, оставил службу в халкинской школе и кир-Филофей. В 1867 г., при патриархе Григории VI, он был назначен схолархом и профессором великой патриаршей народной школы на Фанаре, которою и управлял целых семь лет. В этом звании кир-Филофей пользовался большим уважением и любовью, как со стороны учителей и учеников, так и со стороны греческого интеллигентного общества. Греческое правительство наградило его за учебно-административные труды орденом Спасителя. В августе 1875 г. В. был командирован в Бонн, на съезд старокатоликов, в качестве делегата патриархии и Константинопольских богословов. Здесь кир-Филофей держал себя вполне авторитетно и обнаружил солиднейшие познания в области богословия. Он хорошо сошёлся с английскими богословами, которые и приглашали его в Англию для издания вновь открытых им, и в науке дотоле неизвестных, посланий Климента, епископа Римского, и для получения назначенной ему от Оксфордского университета денежной премии за это учёное открытие. Но в это время кир-Филофей получил известие об избрании его митрополитом Серрским и, хотя отказывался от этой кафедры, ссылаясь на то, что для управления епархией в Македонии необходимо знание болгарского и турецкого языков, однако должен был принять эту кафедру, которою и управлял до августа 1877 года, когда был перемещён на митрополию Никомидийскую. С того времени и до настоящего он непрерывно занимает кафедру Никомидии, нося титул «всечестного и экзарха всей Вифинии», и почитается одним из опытнейших пастырей греческого востока. Он неоднократно вызывался в Константинополь для участия в заседаниях священного синода, нередко исполнял обязанности председателя различных патриарших епитропий, как постоянных, так и временных, очень часто, по приглашению из Константинополя, подавал и подаёт свой авторитетный голос по различным недоуменным вопросам из области церковного управления и быта, возбуждаемым в патриархии. Между прочим, в 1880 г. митрополит Филофей, вместе с архиепископом филадельфийским Герасимом (ум. 1897 г., в звании патриарха Иерусалимского) и учёным юристом Александром Наумом, ездил в Букарешт, в качестве уполномоченного православных греческих церквей, для обсуждения известного дела о румынских имениях, «преклонённых» святым местам и секвестрованных румынским князем Александром Кузою.

Как учёный, Филофей В. известен на западе и на востоке, главным образом, изданием замечательнейших памятников христианской древности – двух посланий Климента, епископа Римского, к коринфянам и учения двенадцати апостолов («Διδαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων»), Первый памятник найден им в библиотеке Иерусалимского святоградского метоха в Константинополе, на Фанаре, и опубликован в 1875 году с предисловием и многими учёными примечаниями; средства на издание памятника даны филантропом Г. Зарифисом, а труд посвящён издателем патриарху Иоакиму II; за него автор получил премию от одного учёного Парижского общества. «Διδαχή τῶν δώδεκα ἀποστόλων» (см. о сем особо) опубликовано в 1883 г. по Иерусалимской же рукописи. Этот труд греческого митрополита вызвал большое движение в учёном мире, как в Европе, так, особенно, в Америке; повсюду вновь открытый памятник был перепечатан и в подлиннике, и в переводах, и с комментариями, а по вопросу о его происхождении и значении создалась обширная учёная литература. Между прочим, в городе Балтиморе, в Америке, в 1885 году были изданы 125 фотографических снимков с трёх страниц рукописи, по которой митрополит Филофей опубликовал найденные им древние памятники; на этих страницах помещены – конец послания Варнавы, надписание и начало первого послания Климента, конец второго его послания, начало «Учения апостолов», конец послания св. Игнатия к римлянам и прочее. Затем, митрополит Филофей участвовал в издании послания апостола Варнавы, сделанном А. Hilgenfeld’ом по Иерусалимской рукописи (прежде это послание было известно по синайской рукописи), причём издатель посвятил свой труд В., выразив это в следующих словах: «Viro reverendissimo Philotheo Bryennio metropolitae Serensi orientailis ecclesiae splendido lumini gratissimus editor». Далее, в 1882 году на митрополита Филофея было возложено патриархом Иоакимом и священным синодом поручение большой важности – написать ответ на энциклику римского папы Льва XIII, опубликованную по поводу чествования памяти славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Ответ был написан блестяще, с редкой богословской учёностью. Тот же автор напечатал в различных журналах и газетах Константинополя очень много рассуждений и писем различного богословского содержания, а также поучений и слов, составленных по всем правилам современного греческого церковного красноречия, возросшего на основе и под руководством святоотеческой греческой литературы. Между прочим, кир-Филофею принадлежит очерк состояния великой народной Константинопольской школы в 1867 – 1875 гг., а Филипп Шафф в своём переводе «Διδαχή» привёл многочисленные учёные замечания греческого митрополита, из коих видно, что В. имеет в рукописи и составленную им историю христианской церкви, которая, к сожалению, ещё не издана.

Митрополит Филофей В. благополучно здравствует и поныне, принимая деятельное участие во всех более важных делах вселенской патриархии и пользуясь общим уважением не только на востоке, но и на западе за свои почтенные учёные заслуги, которые засвидетельствованы и иным образом, а именно: университеты Афинский и Эдинбургский удостоили его за учёные труды степени доктора богословия (διδάκτωρ τῆς θεολογίας), а Казанская духовная академия в 1898 г. избрала его своим почётным членом.

В заключение сообщим подлинные заглавия ученых трудов знаменитого Филофея В.:

1) Τοῦ έν άγίοις πατρός ήμῶν Κλήμεντος επισκόπου 'Ρώμης αί δύο προς Κορινθὶους έπιστολαί, έκ χειρογράφου τῆς έν Φαναρίω Κωνσταντινουπόλεως βιβλιοθήκης τού Παναγίου Τάφου, νῦν πρῶτον έκδιδόμεναι πλήρεις μετά προλεγομένων και σημειώσεων ύπό Φιλοθέου Βρυεννίου, μιτροπολίτου Σερρών. Έν Κωνσταντινουπόλει. 1875.

2) Διδαχή τῶν δώδεκα Αποστόλων έκ του ίεροσολυμιτικού χειρογράφου νῦν πρώτον έχδιδομένη μετά προλεγομένων καί σημειώσεων, ’εν οῖς καί τής Συνόψεως τής Παλαιάς Διαθήκης ύπό τοῦ Ίωάννου τοῦ Χρυσοστόμου, σύγκρισις καί μέοος ανέκδοτον άπό τοῦ αύτοῦ χειρογράφου, ύπό Φιλόθεου Βρυεννίου, μητροπολίτου Νικομήδειας. Έν Κωνσταντινουπόλει, 1883.

3) Πάπα Λέοντος II εγκυκλίου επιστολῆς Έλεγχος ύπό Φιλόθεου Βρυεννίου, μιτροπολίτου Νικομήδειας, δημοίσευθείς τό πρώτον έν τή Εκκλησιαστική Αλήθεια», νῦν δέ αναθεωρηθεί; καί έν μέρει διασκευασθείς ύπ’ αύτοῦ έκδίδοται αύθις έγκρίσει καί δαπάνη τῆς ίεράς συνόδου τῆς τοῦ Χριστοῦ Μεγάλης Εκκλησίας. Έν Κωνσταντινουπόλει, 1882, Σελ. 182.

Наиболее достоверные сведения о Никифоре В. сообщаются в книге Г. Παπαδοπούλου. Σύγχρονος ιεραρχία τῆς ορθοδόξου ανατολικής Εκκλησίας, τομ. 1. Έν Άθήναι, 1895.

И. Соколов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle