Источник

Всенощное бдение

Всенощное бдение. Именем В. бдения (αγρυπνία, παραμονή, vigilia) называется особая церковная служба, представляющая в настоящее время соединение вечерни и утрени с первым часом, и отправляемая накануне известных праздников, в частности воскресных дней. Своё название она получила от обычая древней церкви совершать её в течение целой ночи, до самого рассвета. Первое по времени свидетельство о ночных бдениях принадлежит апостольскому веку. Так, 25 ст. 16 гл. кн. Деяний Апостольских упоминает о ночной молитве и пении ап. Павла и Силы, а 12 ст. 12 гл. той же книги – о ночной молитве всей апостольской общины. Сообразно с этим, некоторые отцы и учители церкви, напр. Иоанн Златоуст в 27 беседе на 1-е послание к Кор. и Ориген в 12 гл. сочинения «о молитве», выдают В. бдения за установление самих апостолов. Появившись в первом столетии, В. бдения никогда уже не забывались христианскою церковью: их существование поддерживалось различными обстоятельствами. Первое место среди них занимали, можно думать, опасности эпохи гонений. Угнетаемые и преследуемые язычниками, христиане должны были удаляться для совершения общественного богослужения в места, недоступные гонителям, и избирать для него или часы отдыха, или ночь. Право на подобное понимание даёт одно место сочинения Тертуллиана «О бегстве». Когда некоторые робкие христиане, боясь преследования, спрашивали его, как собираться в это тяжёлое время на богослужение, то он отвечал им: «если нельзя собираться днём, у тебя есть ночь; иди при свете Христовом». Не менее определённо в данном отношении свидетельство бл. Августина (Испов.9:7) и церковного историка Руфина (Цер. Ист. 1, 12), говорящих о совершении В. бдений во время гонения, воздвигнутого на православных арианствующею императрицей Юстиной. Поддерживаемые опасностями эпохи гонений, В. бдения пережили, по свидетельству истории, данное время, а это обстоятельство говорит без сомнения за то, что было и нечто другое, обеспечивающее их существование. И действительно, в основе обычая совершать В. бдения лежали, по указанию отцов и учителей церкви, пример самого И. Христа и данная Им апостолам заповедь: «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13). На первый, как на побуждение отправлять В. бдения, ссылаются Киприан и Амвросий Медиоланский, на вторую – Ипполит Лионский и Лактанций. «В виду пришествия Царя и Бога нашего мы совершаем В. бдения», замечает первый в толковании на 13 ст. 25 гл. евангелия от Матфея.

Известные со времени апостолов, В. бдения получают особенное развитие в IV и следующих столетиях. Так, из письма Василия Великого к Неокесарийским клирикам видно, что они отправлялись в его время в церквах Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии, Ливии и Финикии. Факт существования их в четырёх первых местностях подтверждается и другими данными: сочинением Кассиана «De coenobiorum institutis», Путешествием к св. местам св. Сильвии Аквитанки (IV в.) и 19 гл. V кн. Ап. Постановлений. На тот же IV в. падает введение В. бдений в Константинополе. По словам 8 гл. VI кн. Церковной Истории Сократа, эта заслуга принадлежит Иоанну Златоусту, который настолько приохотил жителей столицы к данной службе, что они всякий раз стекались к её слушанию. Не менее Иоанна Златоуста заботился о поддержании В. бдений бл. Иероним, защищавший их от нападок Вигилянция и его последователей. В качестве особой службы В. бдения упоминаются и в памятниках позднейшего времени: в Истории Григория Турского, рассказывающего в 31 гл. X кн. о введении их в Галлии её епископом Перпетуем (V в.), в житии Саввы Освящённого, уставе Бенедикта Нурсийского, в сочинении «De coeremoniis aulae Bizantinae», в житии Стефана Нового и Андрея Юродивого, в месяцеслове при Константинопольском евангелии IX в., в изданной проф. Дмитриевским рукописи: «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX-X века», в уставах Иерусалимской отрасли и т. п.

Что касается дней, в которых совершались В. бдения, то в древнее время их было едва ли не более, чем теперь. По указанию памятников, они полагались прежде всего на великие Господские праздники. Так, о В. бдении накануне Богоявления свидетельствует ещё Климент Александрийский, замечая в 21 гл. I кн. Строматов, что оно совершалось последователями Василида, проводящими ночь пред Крещением в чтениях и песнопениях. Тремя столетиями позднее упоминает о нем Севериан Гевальский (V в.). По его словам с вечера Богоявления и до самого праздника народ стоял на ногах, прогоняя сон песнопениями. Такою же продолжительностью отличалось бдение накануне Пасхи. Указания на него встречаются у Тертуллиана во II кн. сочинения «К жене», у Евсевия Кесарийского в IV гл. трактата «О жизни Константина Великого», у Кирилла Иерусалимского в 15 предогласительном поучении и т. п. О бдениях накануне Рождества Христова и Вознесения свидетельствует Путешествие Сильвии Аквитанки, а житие Саввы Освящённого говорит о совершении в монастыре его имени бдений пред всеми Господскими праздниками. Наконец, по указанию месяцеслова при Константинопольском евангелии IX в., они отправлялись накануне двух Богородичных праздников, – Благовещения и Успения. Кроме указанных случаев, В. бдения полагались пред всеми воскресными днями. Из памятников восточной церкви об этом обычае говорят 19 гл. V кн. Ап. Постановлены, 8 гл. VI кн. Церк. Ист. Сократа, Путешествие Сильвия Аквитанки, сочинение Кассиана «De соеnоbiorum institutis», житье Саввы Освященного; из памятников западных – первое правило II Матисконенского собора и устав Бенедикта Нурсийского. В другие дни бдений обычно не полагалось. Исключением являются лишь бдения египетских монахов и братии монастыря св. Авксентия с пятницы на субботу, бдения по средам в храме Богородицы Одигитрии (установление императрицы Пульхерии), а также бдения на дни памяти некоторых мучеников и святых. О первых говорят мученические акты Игнатия Богоносца, Сатурнина и Киприана Карфагенского; о вторых – устав Бенедикта Нурсийского, содержащий особую главу «о бдениях в дни памяти святых», житие Стефана Нового и Саввы Освящённого. Последнее предписывает совершать бдения на дни памяти Антония Великого и Евфимия. К бдениям этого рода принадлежат также бдения на дни перенесения мощей и освящения церквей. По свидетельству 2-го письма к Марцеллину, подобное бдение было совершено Амвросием Медиоланским накануне перенесения мощей Гервасия и Протасия во вновь устроенную базилику. Что касается бдений на дни освящения церквей, то о них говорит житие Саввы Освящённого. Наконец, Путешествие Сильвии Аквитанки упоминает о В. бдениях, совершаемых в течение всего великого поста с пятницы на субботу. В памятниках позднейшего времени число ежегодных В. бдений достигает 68. С таким количеством встречаемся в «Никодимовом типике белградской публичной библиотеки» (XIV в.) и в Уставе XIV в. по рукописи Московской синод. библ., № 383.

Отмечая факт существования В. бдений и время их совершений, поименованные памятники содержат указания и на их составные части. Так, по свидетельству 19 гл. V кн. Ап. Постановлений, они состояли из молитв, чтения закона, пророков, псалмов, евангелий и произнесения поучений. «С вечера до пения петухов, читаем в ней, пребывайте в бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов закон, пророков, псалмы, и, прочитав евангелие, предлагайте народу беседу». Более подробные сведения о составе В. бдений даёт Путешествие Сильвии Аквитанки, письмо Василия Великого к Неокесарийским клирикам, сочинение Кассиана «De соеnоbiоrum institutis» и устав Бенедикта Нурсийского. По словам Сильвии, В. бдение начинается в Иерусалиме до пения петухов в базилике, находящейся возле Воскресения. «Поются, говорит путешественница, песни, также и антифоны, и после каждой песни и антифона произносятся молитвы... И как только пропоёт первый петух, тотчас сходит епископ и входит внутрь пещеры в Воскресении, а за ним и весь народ. И сразу же кто-либо из пресвитеров поёт псалом, и все отвечают; затем произносится молитва. После этого поёт псалом кто-либо из диаконов, и подобным же образом произносится молитва; поётся и третий псалом кем-либо из клириков, произносится третья молитва, и совершается поминовенье всех. После пения этих трёх псалмов и произнесения трёх молитв... епископ берет евангелие и читает о воскресении Господа. После прочтения евангелия епископ выходит и сопровождается при пении песней к Кресту, и весь народ идёт с ним. Тогда снова поётся один псалом, и произносится молитва. После этого он благословляет верных, и бывает отпуст. Затем епископ удаляется в свой дом. С этого же часа все монашествующие возвращаются в Воскресение, и поются псалмы и антифоны до рассвета; и после каждого псалма и антифона произносится молитва». Говоря в другом месте о бдении с пятницы на субботу, Сильвия замечает, что оно начинается с часа вечерни и продолжается до утра другого дня, т. е., субботы. В таком же приблизительно виде описывает состав В. бдений и Кассиан. По словам 8 гл. III кн. его сочинения «De coenobiorum institutis», они начинались пением трёх антифонов, за ним следовало пение трёх псалмов, и в заключение прибавлялись три чтения. О чередовании на В. бдении псалмов и молитвы свидетельствует, наконец, и Василий Великий. Лишним у этих двух лиц является лишь указание, что В. бдение обнимает ночную и утреннюю службу. «В конце В. бдений, заканчивающихся после пения петухов, пред зарею, поются, говорит Кассиан при описании утреннего богослужения, псалмы 148, 50, 62 и 89» (De coenobiorum insti­tutis, Lib. III, сар. V). «Проведя всю ночь в разнообразном псалмопении, прерываемом молитвами, на рассвете уже дня все вообще возносят к Господу псалом исповедания», замечает Василий В. в письме к Неокесарийским клирикам. Не менее ясно отмечает указанный состав и устав Бенедикта Нурсийского. «В воскресенье, читаем в его XI гл., встают для вигилий позднее полночи. При совершении их наблюдается известная мера; именно: по исполнению певчески шести псалмов и стиха, читаются четыре чтения с их респонсориями, и в это время все сидят на скамьях в известном порядке. Только на четвёртом респонсории поющий произносит «слава», и как только начнёт её, все сидящие тотчас благочинно встают. После этих чтений следуют по порядку другие четыре чтения со своими респонсориями в том же порядке, как и прежде, а после них три песни из пророков, какие назначит аббат, и эти песни исполняются с аллилуиа. Затем, по произнесении стиха и по благословению от аббата, читаются иные чтения из Нового Завета в том же порядке, как и прежде. После четвёртого респонсория аббат начинает гимн: «Тебе Бога хвалим», а по произнесении его читает из евангелия... К этому аббат присоединяет: «Тебе подобает хвала», и, давши благословение, начинает утреню». Таким образом, и по уставу Бенедикта Нурсийского В. бдение состояло из ночной и утренней службы. Но другие памятники дают понять, что в его состав входила вечерня. Ею начиналось, напр., В. бдение, совершаемое синайским аввою Нилом (конец VI в. или начала VII). Присутствовавшие на нем Иоанн Мосх и Софроний, впоследствии патриарх Иерусалимский, рассказывают следующее. «Пред святою неделею, т. е., воскресеньем пошли мы к авве Нилу на гору синайскую. Так как мы пришли к вечерне, то старец начал: Слава Отцу и прочая, и после того как сказали: Блажен и Господи воззвах без тропарей и Свете Тихий и Сподоби, начали Ныне отпущаеши и прочая. По окончании вечерни он предложил нам трапезу. После трапезы мы начали канон и после шестопсалмия, сказавши: «Отче наш», начали псалмы нараспев», и т. д. С В. бдением такого же точно состава встречаемся далее в памятнике IX-X вв.: «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX-X вв.». По его указанию, оно начинается пением псалма «Благослови, душе моя, Господа», «Блажен муж» и «Господи воззвах»; затем следуют стихиры, «Ныне отпущаеши», лития, и после неё утреня (Богослужение страстной и пасхальной седмицы; стр. 161–3; См. ещё бдение накануне Вербного воскресенья, ibid., стр. 3–5). В другом месте рассматриваемого памятника встречается замечание, что утреня заканчивается первым часом (ibid., стр. 73). Таким образом, В. бдение IX-X вв. состояло, как и теперь, из вечерни, утрени и первого часа. В этом виде оно известно во все последующие времена. Напоминанием о прежнем строе является лишь чтение Деяний Апостольских и послания ап. Павла. О нем говорит Типикон XII в. обители Саввы Освящённого и Типикон ХIII ст. синайской обители. В том и другом встречается следующее замечание: «должно знать, что от пасхи до недели всех святых в первое (чтение) пред шестопсалмием читаются Деяния, в остальные же воскресные дни – семь соборных посланий и 14 посланий ап. Павла». То же самое с указанием на чтение Апокалипсиса И. Богослова повторяют и типиконы XIV в., напр., Никодимов из белградской публичной библиотеки. Но и этот обычай не был всеобщим. Его не знает «Устав божественный службы» патриарха Филофея, излагающий состав В. бдения почти в том самом виде, в каком оно известно теперь.

В русской церкви В. бдение появилось только в XV в., т. е., одновременно с введением Иерусалимского устава. По указанию памятников оно совершалось не только накануне воскресных дней, дванадесятых праздников и дней особенно чтимых святых всей православною церковью, но и накануне дней, в которые совершалась память святого, чтимого в той или другой местности, в том или другом храме или обители. Что касается его состава, то, совпадая, в общем, с современным, оно представляло, в то же время, некоторые особенности. Так, стих: «Приидите, поклонимся», произносился только три раза, в третий раз – в такой форме: «Приидите, поклонимся и припадём к Нему, к Самому Господу И. Христу, Цареви и Богу нашему». Четвёртого современного стиха памятники XVI в. не знают, и только в некоторых, напр., рукописном служебнике солов. библиотеки, № 1020, встречается замечание, что в четвёртый раз поётся «приидите поклонимся». Другие особенности заключаются в порядке и числе светильничных молитв, в чине литии и утрени (см. эти слова). Современный состав В. бдения закреплён печатным изданием Типикона в 1695 г.

Одновременно с В. бдением обычного типа в древнерусской церкви существовало ещё другое, представляющее немало сходства с бдением синайской обители аввы Нила. Изложенное в памятниках так называемого «Скитского Устава» (XV-XVI в.), оно начинается вечернею, по окончании которой поют празднику. После вечерни, если день не постный, полагается трапеза, и потом небольшой промежуток, во время которого ведутся духовные беседы, и происходит чтение писаний, а если кто желает, может и уснуть до начала бдения. Оно начинается в первом или втором часу ночи и совершается следующим образом: после обычного начала читаются три кафизмы и канон Богородице, или другой какой-либо, причём на восьмой песни происходит каждение. Затем все садятся, и но распоряжению настоятеля начинается чтение; за ним читаются три других кафизмы и канон Иисусу, затем третья статья из такого же числа кафизм, стихиры литии в случае Господского праздника, а в воскресение троичный канон и отпуст. Следующая затем утреня отличается от обычной отсутствием кафизм после шестопсалмия, на месте которых положены непорочны.

А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle