Галуппи
Галуппи Бальтазар (1703–1785), родом из Венеции, знаменитый композитор «отец итальянской комической оперы» и родоначальник концертной духовной музыки в России. В 1764 г. он был приглашен Екатериной II в Россию, где пробыл около пяти лет, управляя придворным оркестром и сочиняя оперы, из коих некоторые были исполняемы и в Петербурге. Кроме своих специальных занятий придворной оперной музыкой, Г., пользуясь близостью к придворным певчим, которые тогда приглашаемы были к участью в оперных спектаклях, – посвящал часть своих занятий и духовной музыке: он первый в России стал писать духовные концерты в итальянском стиле на слова церковных песнопений и тем положил начало новому, так называемому, концертному (итальянскому) направлению нашей церковной музыки, – которое затем, поддерживаемое и укрепляемое другими, вызываемыми в Россию иностранными композиторами и русскими их учениками и подражателями, было господствующим в России в течение почти целого столетия и оставило следы даже до настоящего времени в нашем церковно-богослужебном пении. Г. написал несколько духовных концертов и оставил нам такого даровитого ученика, как Бортнянский, который, несмотря на всеобщее увлечение итальянщиной, решился, однако, поднять голос в защиту наших церковных напевов и, обрабатывая их по правилам европейской гармонии, тем положил начало новому периоду в истории церковного пения – периоду равновесия мелодии церковных напевов с гармоническими элементами. Из концертов Г. изданы три: «Услышит тя Господь», «Готово сердце мое» и «Суди Господи»; из мелких сочинений: «Слава – Единородный», «Благообразный Иосиф» и «Плотию уснув». Концерты Г. отличаются богатством музыкальной формы и гармонии; они приукрашены ариозными солами, смелыми пассажами, трелями и форшлагами, но, в то же время, скудны внутренним идейным содержанием и поражают редким отсутствием необходимого соответствия текста с музыкою.
Пр. Д. Разумовский, Церковное пение в России. – Св. В. Металлов, Очерк истории правосл. церк. пения в России. – П. Перепелицын, История музыки в России. – И. Вознесенский, Осмогласные роспевы трех последних веков. Киевский роспев. – А. Преображенский, Словарь русского церковного пения.
Свящ. А. Митропольский