Гамалиил
Гамалиил – имя нескольких библейских лиц. Из них –
1) во времена Моисея начальник колена Манассиина (Чис.1:10, 2:20). –
2) Во времена И. Христа Г. – выдающийся законник фарисейской секты, одним из учеников которого был, между прочим, ап. Павел (Деян.22:3), и который в синедрионе в Иерусалиме сделал касательно христианства знаменитое замечание, что, если оно дело человеческое, то погибнет само собою, а если оно происходит от Бога, то верховный совет ничего не может сделать против него (Деян.5:38 и след.). Так как этот Гамалиил, как законник, пользовался большим уважением у всего народа (Деян.5:34), и иудейская история знает только одного знаменитого законника этого имени от того времени, именно, сына Симеона и внука Гиллеля, то этот Гамалиил (старший), без всякого сомнения, есть одно и то же лицо с последним. О нем часто с похвалою упоминает Талмуд, который называет его даже «славой закона». И он, действительно, выступает, как человек широких принципов. Против несогласных мнений и заблуждений, напр., он отнюдь не хотел принимать никаких насильственных мер; в таком случае он ограничивался только введением в молитву проклятия против намеренных изменников религии. Что в Птолемаиде он не смутился пользоваться баней, где воздвигнута была статуя Афродиты, и на своей печати имел изображение, служит также доказательством того, что он, во всяком случае, не был особенно строгим фарисеем. С этим согласно и замечание Талмуда о том, что из его тысячи учеников 500 изучали закон и 500 греческую мудрость. Он первый получил титул раббана («наш учитель») и пользовался столь большим уважением, что от его указаний зависело, когда праздновать новомесячие, или когда удлинять год через вставочный месяц. По христианским сказаниям, Гамалиил, вместе с Никодимом, обратился в христианство, был крещен апп. Петром и Иоанном и нашел себе блаженную кончину, его мощи были обретены нетленными с мощами св. Стефана Первомученика и Никодима. Пам. 2 авг.
3) Гамалиил из Ямны или младший, ум. около 115 г.; славился как законодатель и глава верховного иудейского судилища, собиравшегося в Ямне. В 95 г. он посетил Рим, и Талмуд подробно рассказывает о событиях из этого путешествия.