Источник

«Воскресное чтение»

«Воскресное чтение» стало выходить при Киевской духовной академии с Пасхи 1837 г. Инициатива издания принадлежала тогдашнему ректору Киевской академии, архимандриту Иннокентию (Борисову), и тогда уже известному в качестве выдающегося духовного оратора. Архимандрит Иннокентий, по соглашению с профессор. И. М. Скворцовым и Я. К. Амфитеатровым и бакалаврами иеромонахом Димитрием и П. С. Авсеневым (в монашестве Феофан), представил проект издания в 1836 г. академическому правлении, правление, приняв проект, с согласия тогдашнего Киевского митрополита Евгения (Болховитинова), вошло с ходатайством, 30 января 1837 г., о разрешении издания в комиссию духовных училищ, комиссия, одобрив задуманное предприятие и исправив в некоторых частях программу журнала, сочла нужным испросить на него высочайшее соизволение, которое и воспоследовало 27 февраля 1837 г. В проекте об издании журнала было сказано: «свято проводить дни воскресные и праздничные есть обязанность всегда для христианина священная. Благочестивые христиане посвящают сии дни на слушание богослужения и слова Божия в церкви, на молитву, чтение и душеспасительные беседы в домах своих и на дела человеколюбия. Соображаясь с сею обязанностью христианскою, издатели «В. Ч.» желают доставить своим соотечественникам-христианам занятие в чтении, праздничным дням приличное, а потому предполагаюсь помещать в своём журнале статьи, которые бы вели: 1) к уразумению слова Божия, 2) к уразумению богослужения и обрядов православной восточной церкви и 3) к утверждению в сердце веры, любви и упования христианского». В частности, журнал имел в виду помещать на своих страницах систематизированные, по предметам, выписки из Свящ. Писания, выписки из святоотеческих творений или догматико-нравственного содержания, или для объяснения дневных чтений из Евангелия и Апостола, или значения праздников, постов и священнодействий, краткие сведения о св. писателях, размышления на примечательнейшие тексты Св. Писания, наставления, в каком духе и как должно слушать слово Божие и присутствовать при богослужении; исторические сведения о происхождении и нравственные указания на дух и цель праздников, постов и священнодействий церковных, размышления об этих предметах, обычаи древних христиан, слова и речи современных церковных ораторов; приспособленное к уразумеваю народа изложение истин веры и обязанностей христианских, краткие размышления о Боге и Его промысле, искуплении людей и вечной жизни, опыты духовной жизни, преимущественно пути Промысла в обращении грешников. Журнал выходил еженедельно листами в большую четверть в 2 столбца. Начавшись с Пасхи, журнал стал считать и подписной свой год от Пасхи и до Пасхи, и так как пасхальные годы не равны, то иной год «В. Ч.» давало №№ более, а в другой менее числа заключающихся в году недель. № 1, обыкновенно, украшался виньеткой, изображающей закрытое (в окладе) Евангелие в лучах и облаках с написанным вокруг тропарём: «Христос воскресе из мёртвых». Остальные №№ выходили без виньетки. С течением времени и в конце, и в середине, при окончании статей, стали печататься небольшие изображения Спасителя в сиянии, христианских символов и др. Журнал издавался в общем по типу тогдашнего «Христианского Чтения», составлялся из серьёзных назидательных статей, но был живее, потому что выходил еженедельно, а не раз в месяц, как «Хр. Чт.», и в зависимости от этого помещал более короткие статьи, что делало его доступнее и разнообразнее. Второй год имел такой успех, что в 1853 г. понадобилось его второе издание. С 1854 г. старинный шрифт в журнале заменён современным и увеличен формат. С 1855 г. появилась новая виньетка: в сиянии, на облаках, крест с терновым венком, справа – Евангелие, раскрытое на словах «в начале бе Слово и Слово бе к Богу», слева – десятословие. С основанием в 1860 г. при академии научного журнала «Труды Киевской Духовной Академии», «В. Ч.» не могло долго держаться на прежней высоте и с разными фазисами стало клониться к упадку. За первый, блестящий период издания, продолжавшийся 25 л., имеется систематический указатель, изданный в 1863 г. В журнале за это время помещено много статей к объяснению и уразумению Свящ. Писания: о названиях Св. Писания, о составе его, в частности, о книгах Иова, Притчей, четырёх великих пророков и двенадцати малых; о кн. пр. Варуха, о 4-х Евангелиях, книге Деяний, соборных посланиях св. ап. Павла; изъяснения и размышления на отдельные тексты из книг Бытия, Исхода, Числ, Второзакония, Царств, Иудифи, Иова, Псалтири (преимущественно много), Притчей, Экклезиаста, Песни Песней, Премудрости Соломона, Иисуса сына Сирахова, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Осии, Иоиля, Захарии, Малахии и всех новозаветных книг. Иногда помещались выписки из Свящ. Писания или свод текстов библейских применительно к церковным праздникам (Воскресения, Вознесения, Сошествия Св. Духа, Успения Богоматери, Рождества Христова, Страстей Христовых, Нового года), разным предметам учения христианского и различным состояниям верующих (утешение скорбящим, наставление детям, о вечных мучениях, о невоздержной жизни, о посте, о богатстве, о милостыне и др.). Одинаково много места уделено патрологическому отделу, т. е., «учению об отцах Церкви», историческим сведениям об отцах Церкви и их творениях, выпискам из святоотеческих творений и систематизации воззрений отцов Церкви по предметам веры: даны общие понятия о патрологии, как науке, о периоде мужей апостольских и периоде отцов и учителей Церкви, и в частности, сообщены сведения о следующих церковных писателях, с выписками из их творений: бл. Августине, епископе Александрийском, Александре, архиепископе Критском, Андрее, Анастасии Синаите, Антонии Великом, Афанасии Александрийском, апостоле Варнаве, Василии Великом, Григории Богослове, Григории Двоеслове (особенно много), Григории Нисском, Григории Паламе, Григории Чудотворце, Димитрии Ростовском, Дионисии Ареопагите, Епифании Кипрском, Ефреме Сирине, Игнатии Богоносце, св. Ипполите, Иринее Лионском, Исааке Сириянине, Исидоре Полусиоте, бл. Иерониме, Иоанне Дамаскине, Иоанне Златоусте (наиболее), Иоанне Кассиане, Иоанне Лествичнике, Иоанне Милостивом, Иустине Философе, св. Кесарии, Киприане Карфагенском, Кирилле патриархе Александрийском, Кирилле Иерусалимском, Клименте Римском, Клименте Александрийском, Косме Маюмском, Льве папе римском, Макарии Великом, Максиме Исповеднике, Ниле Сорском, Петре Могиле, Петре Хрисологе, Поликарпе Смирнском, Прокле Константинопольском, Софронии патриархе Иерусалимском, Тихоне Задонском, Фотии Константинопольском, Феогносте преподобном, Феодоре Студите, Феофиле Антиохийском, Феодорите, Феофилакте, Эрме. Есть статьи по истории Церкви ветхозаветной и новозаветной, и русской, в том числе жизнеописания многих святых. Несколько мелких статей посвящены церковному законодательству, церковным правилам и постановлениям. Больше места дано статьям по литургике – объяснению богослужения, особенно праздничного, выпискам из синаксаря, объяснениям праздников и постов. Много помещено слов, бесед, поучений и речей. Немало страниц отведено также статьям, касающимся обязанностей пастырей Церкви, как учителей, воспитателей и руководителей народа (пастырская педагогика), о существе, подвигах, разных видах и опытах монашеской жизни (христианская аскетика), сочинениям нравственно­догматического содержания, разговорам и другим назидательным статьям, наконец, разным известиям, мнениям и заметкам. Весь этот огромный материал изложен в Указателе строго систематически и весьма толково и удобно для ознакомления и справок.

С 1863 г. формат «В. Ч.» уменьшен до размеров нынешних «Епархиальных Ведомостей»; стало печатается «В. Ч.» в один столбец; изменена была и виньетка: вместо прежней помещалось изображение Воскресения Христова. В 1866 г. в «В. Ч.» некоторый статьи были иллюстрированы археологическими снимками. С 1869 г. вернулись к прежней виньетке: крест, Евангелие и десятословие – на облаках, но только без сияния. Журнал переживал кризис. В 1872 г. он преобразился: стал выходить с января, опять в два столбца и при редакторстве-издательстве преподавателя семинарии X. М. Орды (ныне преосвященный Ириней Орловский). Объявлена была подписная цена в 4 р. с пересылкой, обещано в год два тома «чтения» и третий том библиографического обозрения книг и журналов. Дано было и приложение – «Руководитель к толковому чтению Библии», книга, ценою в 1 р. 50 к. Размер журнала стал значительно больше, печать убористее; изменена и виньетка: среди довольно аляповатой затейливой вязи изображена раскрытая книга со словами из Притчей (9:10): «разумети закон помысла есть благого». С № 19 за 1873 г. изменена в виньетке вязь. В 1877 г. редактор-издатель принял священство и с № 37 подписывался уже священником. В 1879 г. «В. Ч.» опять вернулось в академию и, выбросив из своей летописи годы, когда издавалось X. М. Ордою, стало вести летосчисление преемственно последнему году издания при академии, объявив 35-й год издания. В годы ордовского издания «В. Ч.» главным образом было посвящено учебно-школьному истолкованию текста Св. Писания и, кажется, едва ли не целиком было впоследствии перепечатано в книгах авторов-истолкователей. Вернувшись теперь в академию, «В. Ч.» приняло прежний вид: прежний формат, печать в два столбца, прежнюю виньетку (самую старую): закрытое Евангелие в сиянии и облаках, с новым текстом вокруг – из Еф.4:5: «истинствующе в любви, да возрастим в Него всяческая, Иже есть глава Христос». Цена подписная оставлена прежняя – 4 р., причём для подписчиков «Трудов» или «Киевских Епарх. Ведом.», при одновременной выписке и «В. Ч.», делалась уступка в рубль. Сначала редакторской подписи не было, потом стал подписываться редактором профессор Василий Фёдорович Певницкий (1880 г.). Но теперь журнал при академии продержался недолго. Некоторое время он выходил под редакцией преподавателя семинарии Георгия Булашева (1885 г.), причём опять вернулся к формату «Епархиальных Ведомостей» и изображению Воскресения вместо виньетки. Эпиграфом избрано было выражение из 2Фес.2:15: «держите предания». Теперь при журнале стали выходить, бесплатным приложением, повременные выпуски «Киевских Листков» для религиозно-нравственного чтения. В 1887 г. в журнале нет редакторской подписи. А с 1890 г. редактором-издателем состоит прежде священник, теперь протоиерей Иоанн Богородицкий. С новым фазисом издания переменилась и виньетка: посередине, в овале, изображение Воскресения Христова; справа крест с терновым венком, Евангелием и десятословием, и подписью: «закон Моисеем дан, благодать и истина Иисус Христом»; слева – церковь на облаках, с подписью: «созижду церковь Мою и врата адовы не одолеют ю». Журнал с 1894 г. давал, кроме «Киевских Листков», ещё сборник статей для внебогослужебных чтений и «небольшие книжечки» противосектантского и, вообще, религиозно-нравственного содержания. С 1897 г. переменена в последний раз виньетка. Теперь в центре изображён крест с терновым венком в сиянии на облаках; пред ними – св. чаша, справа Евангелие, слева десятословие; на левой стороне изображение храма. В 1902 г. журнал даёт: 52 своих №№, в которых печатаются поучения и беседы на все воскресные и праздничные дни, и на разные случаи; статьи по Св. Писанию; статьи об истинах христианской веры и нравственности и, между прочим, догматические беседы применительно к семинарской программе по догматическому богословию; статьи о важнейших церковных обрядах, о жизни и подвигах свв. угодников Божиих и проявлениях благодатной силы Божией в православной церкви; нравственно-назидательные рассказы, преимущественно из народной жизни; стихотворения; общеполезные сведения; краткая библиография. В приложении к журналу даются листки и две книги: «Сельский пастырь, как законоучитель церковно-приходской школы и заведующий ею», и «Нравственно-поучительные рассказы из жизни простого народа». «В. Ч.» последних лет, таким образом, совершенно напоминает неофициальную часть хороших «Епархиальных Ведомостей», только без элемента местной епархиальной истории.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle