Источник

«Воскресные листки»

«Воскресные листки» стали выходить в С.-Петербурге с февраля 1870 г. Издатель-автор, священник Спасобочаринской церкви на Выборгской стороне в С.-Петербурге, Василий Яковлевич Михайловский, в предисловии к первому выпуску собраний своих листков (Спб., 1871 г.) так объясняет их происхождение: «поступивши на служение к Спасобочаринской церкви в декабре 1869 г., я нашёл, что приход раскинут не сплошно на большое пространство, оттого многие прихожане удалены от церкви; заметил я, что посетителей в церкви бывает мало; да и посещающие не все понимают евангельское чтение на литургии, и немногие из них знают значение праздничных дней, встречающихся в течение какой-нибудь недели: напр., феодоровская суббота, неделя православия, крестопоклонная, стояние Марии Египетской, радоница, неделя свв. отец и т. п. Для возбуждения в молящихся сознания о празднуемом событии и для уяснения всем и каждому евангельского чтения, бывшего на литургии, а также и для не пришедших в церковь по разным обстоятельствам и побуждениям, я в феврале 1870 г. и решился издавать на каждое воскресенье листки. В них я предполагал печатать Евангелие в русском переводе, так как славянское чтение Евангелия было на литургии; – сделано мною краткое уяснение почти каждого евангельского слова, дающего назидание, и изложены исторические причины к празднованию особых дней в году. Но русский перевод Евангелия с № 3 заменён славянским чтением. В рамке каждого листка я положил печатать из Св. Писания на первой странице все обязанности христианина к Богу, а на второй – главные обязанности к ближнему и к самому себе. Так и сделано мною в первых двух. Цель у меня была та, чтобы православный, какой бы листок воскресный ни получил, на каждом из них увидел главные свои обязанности христианские: о любви к Богу и ближнему, о наблюдении над самим собою, над своим словом, о сбережении времени, о труде. Воскресный Листок за воскресным всенощным бдением или за литургией берет из Спасобочаринской церкви богомолец даром или за копейку (иные листки продавались вне Спасобочаринского храма по 2 к., но посещающим Спасобочаринскую церковь уступались и они по копейке); а пришедши в дом, читают его в кругу членов своей семьи и других, не бывших в храме; сам ясно понимает Евангелие, и других просвещает; и, таким образом, утро праздничного дня начинает добрым делом». О двунадесятых праздниках в листках не говорилось, потому что этому предмету посвящена была особая книжка о. Михайловского, в то время уже напечатанная. «В. Л.» издавались в виде несогнутого полулиста почтовой бумаги большого формата, на тонкой бумаге. Во главе стоял восьмиконечный крест. В рамке на 1-й странице помещены были тексты: «да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога»; «по вере вашей да будет вам»; «непрестанно молитеся»; «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»; «возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем»; «Боже, милостив буди мне грешному»; на 2-й странице: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; «не делайте другим того, чего себе не желаете» и т. п. С № 3 тексты в рамке стали появляться каждый раз новые, большею частью, соответствовавшие содержанию листка. Слева, в узкой графе, на листке печатался текст Евангелия, справа, в широкой графе, толкование – против каждой фразы или слова. Листки начаты были с недели мытаря и фарисея, причём автор-издатель сделал примечание, что с этой недели «Церковь начинает усиленное приготовление своих чад к покаянию». Цензурою пропущен № 2-й 13 января 1870 г. Первые №№ назывались: «Разъяснение Евангелия в неделю мытаря и фарисея» и т. д., потом стали озаглавливаться просто: «Пятая неделя в великом посту» и т. д. №№ появились с № 3. Первые два №№ состояли только из 2-х страниц каждый, а с № 3 листки стали выходить, большею частью, на 4-х страницах каждый. Весь год о. Михайловский исправно выпускал своё издание, а по окончании года собрал все листки в книжку и пустил её в продажу по цене в 1 р. с приложением карты Палестины, как места евангельских событий, под названием: «Воскресные Листки, выпуск 1-й, 52 №№. Объяснение евангельских чтений на литургии во все воскресные дни года и краткое изложение исторических причин к особенному, священному празднованию некоторых дней в году», Спб., 1871 г. Во втором выпуске автор предложил объяснение чтений из Апостола на литургии – также на все воскресные дни года, и также издал впоследствии эти свои листки в одной книге под названием: «Объяснение апостольских чтений на литургии во все воскресные дни года» (2-й выпуск «Воскресных Листков»). В 1886 г. о. Михайловский, будучи протоиереем Вознесенской церкви в Петербурге, возобновил издание своих листков – уже по образцу «Троицких Листков», т. е., в форме 4-х страниц обыкновенного книжного формата и с иллюстрацией в каждом листке. Листки начаты были опять с недели мытаря и фарисея и посвящены были опять евангельским чтениям на литургии, но давали уже не толкование, а истолковательное изложение Евангелия, в форме беседы или рассказа. Теперь была объявлена и годовая подписка на «Листки» – 1 р. с пересылкой; продавались «Листки» и отдельно – по 1 к. В 1892 г. все «В. Л.», заключающее в себе объяснение воскресных Евангелий, были изданы в переработанном виде в одной книге (Спб.) и потеряли на дальнейшее время характер периодического издания.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle