Источник

Вормс

Вормс – один из древнейших городов Германии, расположен на Рейне и имеет около 15,000 жителей; играл в четырёх различных случаях весьма выдающуюся роль в истории реформации, как и вообще в церковной истории Германии.

1. Первый из этих случаев произошёл 23 сентября 1122, когда перед огромной толпой, собравшейся на лугу, близ города, прочитаны были условия конкордата. Этим конкордатом заканчивался спор между императором и папой, продолжавшийся в течение 50 лет. В силу его, император, с одной стороны, уступал всю инвеституру через перстень и посох, допуская свободное избрание и посвящение во все церкви согласно с церковными канонами. Папа, с своей стороны, соглашался, что избрание германских епископов и аббатов должно совершаться в присутствии императора, но без симонии или насилия, и что в случае, если избрание оспаривалось, император, по совещании с архиепископом и епископом, должен был становиться на правую сторону. Избранный епископ должен был получать имущественные принадлежности своей кафедры через императорский скипетр, и обязывался исполнять связанные с ними повинности. В других частях империи епископ, через шесть месяцев после посвящения, должен получать свои имущественные принадлежности на тех же условиях, но без всякой уплаты. Конкордат был утверждён впервые Латеранским собором в марте 1123 г.

2. Вормский сейм 1521 г., на который потребован был Лютер, закончил собою первый период реформации, с очевидностью доказывая всем, что движение, поднятое Лютером, было гораздо более серьёзным, и должно было принять совершенно иной оборот, чем поднятое раньше Гусом. Лютер прибыл на сейм во вторник 16 апреля, утром, и помещён был в доме рыцарей св. Иоанна. В городе господствовало сильное возбуждение: тысячи народа толпились по улицам, по которым он проходил. На следующий день (в среду 17 апреля), в 6 часов пополудни, он явился на сейм, собравшийся в епископских палатах, где заседали император и король Фердинанд. Иоанн Экк, брат известного лейпцигского диспутанта, состоявши чиновником при епископе Вормском, обратился к нему от имени императора и требовал, чтобы он отрёкся. В ответ Лютер попросил себе времени для размышления, и ему дан был срок в 24 часа. Произведённое им впечатление было не особенно благоприятно. Император удивлялся, чтобы «этот» человек мог написать такие книги», и, кивнув на не особенно изящные манеры монаха, прибавил: «Уж ему никогда не сделать меня еретиком». В четверг 18 апреля, в 6 часов пополудни, Лютер опять явился на сейм, и, когда ему повторено было требование об отречении, он отвечал латинскою речью, которая сохранилась в его собственном черняке. Речь эта коротка, и изложена в почтительных выражениях; но всякое положение в ней запечатлено тою решительностью, которою характеризуется деятельность сильных натур и которая, при личной встрече с нею, внушает почти страх. Да и произнесена она была хорошо: её можно было слышать в самых отдалённых углах палаты, так что не пропало ни одного слова. Между Лютером и Экком последовало непродолжительное прение, закончившееся знаменитыми словами Лютера: «Здесь я стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог! аминь». Император с гневом вышел. В палате сделалось совершенно темно, и испанцы наполнили помещение своими свистками и выкриками, а на улицах толпа кричала и угрожала. Когда Лютер проходил мимо места герцога Эрика Брауншвейгского, закоснелого паписта, то последний, увидев, что монах измождён почти до обморока, подал ему свою большую серебряную фляжку с сеймбеккерским пивом. Придя домой в своё помещение, он сбросил с себя оружие и с радостью вскричал: «Ну, теперь кончено». 28 апреля Лютер оставил Вормс. 25 июня 1868 г. в Вормсе был открыт колоссальный памятник Лютеру с изображением главных реформаторов и городов Шпейера, Магдебурга и Аугсбурга.

Впоследствии в Вормсе происходило два собеседования между протестантскими и римско-католическими богословами, с целью достигнуть воссоединения между враждебными партиями, не прибегая к вооружённой силе. На первом, состоявшемся в январе 1541 г., председательствовал кардинал Гранвелло. С протестантской стороны на нем присутствовали Меланхтон, Кальвин, Круцигер, Гриней, Миней и др.; с римско-католический – Кохлей, Экк, Навзея и др. Хотя, без сомненья, обе стороны явились с искренним намерением сделать все возможное для избежания войны, вскоре, однако, стало очевидным, что никакое соглашение невозможно. Второе собеседование, так наз. «вормское совещание», состоялось в 1557 г., под председательством Юлия Флюга, епископа Наумбургского. Целью римско-католиков, по-видимому, было разрушить сплочённое единство протестантской партии, что им и удалось. В шестом заседании Сидоний потребовал формального заявления, вся ли протестантская церковь принимает Кальвиново учение о евхаристии, Озиандрово учение об оправдании, Флакково учение De serio arbitrio и проч.; между протестантами сразу же, во всей своей силе, обнаружилось внутреннее разногласие, и собрание, наконец, разошлось, не достигнув никакого определённого результата. Акты обоих собеседований см. в Corpus reformatorum 3, 4 и 9.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle