Источник

Воронежская епархия

1. Исторический очерк. Воронежская епархия учреждена в 1682 г., а до тех пор её район подлежал в церковном отношении ведению частью патриарха, частью архиереев Рязанского и Белоградского. Город Воронеж основан в 1586 г. в качестве центрального города для пограничного края. Первоначально епархия была не велика; к началу XVIII в. в ней было только до 210 церквей; она весьма значительно расширена при Петре Великом, в 1699, 1708 и др. годах, так что стала обнимать, кроме своего нынешнего района, район Тамбовской епархии и отчасти Орловской, Тульской, Екатеринославской и Донской; но с течением времени вошла в нынешние свои границы. Первым Воронежским архиереем был 1) святитель Митрофан, хиротонисанный 2 апреля 1682 г. из игуменов Макарьевского Унженского монастыря. Скончался 23 ноября 1703 г. и погребён в Благовещенском кафедральном соборе. Ему будет посвящена особая статья. За ним следовали: 2) Арсений, родом из великороссийских дворян, хиротонисан из архимандритов Чудова монастыря в архиепископа Воронежского 2 июля 1704 г.; скончался в августе 1712 г., на 76-м году жизни; погребён в Благовещенском соборе. Он имел привилегию служить в саккосе, принадлежавшую в то время только митрополитам и патриарху, я первый стал именоваться Воронежским и Елецким. – 3) Пахомий (Шпаковский), родом из валашских дворян, родился в 1672 г. Около 1711 г., будучи настоятелем Валахского Бесериканского монастыря, что в г. Романове, имел сношения с Петром Великим, вскоре был им приглашён в Россию и из архимандритов хиротонисан 23 апреля 1714 г. в Москве в митрополита Воронежского с правом ношения белого клобука. Мало знакомый с порядками в России, владыка подпал следственным делопроизводствам по денежной части, под судом и скончался 23 сентября 1723 г. в загородном Троицком доме, на 52-м году жизни. Тело его, без особенных церемоний, было перенесено и оставлено в соборной деревянной церкви в приделе трёх святителей; а погребение по чину совершено только по окончании дел, в 1726 г., с перенесением останков в Благовещенский собор («Ворон. Е. В.», 1877 г., № 24, 1879 г., № 12). – 4) Иосиф, был сначала Московским священником, потом архимандритом Переславского Никитского монастыря и Московского Спасо-Андрониевского; в 1725 г. был назначен асессором Св. Синода и 31 октября хиротонисан во епископа Воронежского; скончался 27 декабря 1726 г. – 5) Лев (Лаврентий Юрлов), из великороссийских дворян, хиротонисан 28 мая 1727 г. из архимандритов Переславского Горицкого монастыря. За отказ в присяге, при восшествии на престол императрицы Анны Ивановны, по неполучению синодского указа, подвергся жестокому суду и 2 октября 1730 г. лишён сана и сослан в заточение в Архангельский крестный монастырь; с восшествием на престол Елисаветы Петровны, 22 апреля 1742 г., восстановлен в сане через возложение омофора и панагии, но от управления епархией отказался и остаток жизни провёл на покое в Московском Знаменском монастыре; скончался на 85 году жизни 28 января 1755 г. и погребён в этом же монастыре («Ворон. Е. В.», 1883 г., №5); – 6. Иоаким (Струков) – сын священника с. Нелжи, Усманского у., был священником Московского Благовещенского собора с 1696 г., в 1712 г. принял монашество, был обер-иеромонахом флота, игуменом Селижарова монастыря, келарем Чудова и архимандритом Донского, 4-го июня 1727 г. хиротонисан во епископа Переяславского, 7 июня 1730 г. назначен Воронежским, скончался на 63-м году 1 сентября 1742 г., погребён в Благовещенском соборе. Памятен тем, что обстроил архиерейский дом, на родине выстроил церковь (в которой сохраняется его архиерейское место и портрет) и вылил колокол до 600 п. для кафедрального собора («Ворон. Е. В.», 1879 г., №№ 12 и 13). – 7. Вениамин (Сахновский) – родился в 1693 г.,– сын протоиерея-серба из г. Коссова, в ранних летах тайно ушёл из родительского дома к земляку – митрополиту Пахомию в Воронеж, здесь принял монашество, был флотским иеромонахом, потом архимандритом Псковского Святогорского монастыря, а через некоторое время – Псково-Печерского; 25 июля 1731 г. хиротонисан во епископа Коломенского, в 1739 г. переведён в Вятку, а 2 декабря 1742 г. в Воронеж, где вскоре и скончался, 29 марта 1743 г., на 53 году («Ворон. Е. В.», 1870 г., №№ 12, п 23 и 1879 г., № 13). – 8. Феофилакт, уроженец Вологодский, был архимандритом Корнилиева монастыря, в 1742 г. переведён в Ипатский, был членом синода; 14 сентября 1743 г. хиротонисан во епископа Воронежского; скончался на 62-м году, 30 ноября 1757 г.; он основал Воронежскую семинарию. – 9. Кирилл (Федор Александрович Ляшевецкий), сын сотенного писаря Полтавского полка; его отец был впоследствии священником; образование получил в Киевской академии, был учителем в Троицко-лаврской семинарии с 1743 г., здесь в 1746 г. постригся в монашество, затем был префектом и наместником лавры; в 1754 г. оставили учебную службу; в 1758 г. назначен архимандритом Новоспасского монастыря, но вскоре, 6 августа 1758 г., хиротонисан в епископа Воронежского, 19 октября 1761 г. переведён в Чернигов, где и скончался 14 мая 1770 г. Был в своё время известным проповедником, обличительного направления («Ворон. Е. В », 1883 г., № 19). – 10. Иоанникий (Иван Степанович Павлуцкий), по одним сведениям – из Архангельских дворян, по другим – сын помещика, родился в Тобольске в 1699 г.; имея от роду 16 лет, тайно ушёл из родительского дома в Кондинский монастырь и там в 1719 г. был пострижен в монашество. В 1723 г. рукоположен во иеродиакона и оставлен митрополитом Тобольским Антонием при архиерейском доме, где вскоре стал казначеем. Будучи по делам в Нижнем Новгороде, был рукоположен во иеромонаха в 1743 г. преосвященным Нижегородским Димитрием. В 1749 г. возведён в архимандрита Енисейского Спасского монастыря и назначен заказчиком всего Енисейского округа, а некоторое время спустя вызван в члены коллегии экономии и синодальной конторы. В 1756 г. назначен архимандритом Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. 6 декабря 1761 г. хиротонисан во епископа Воронежского и 2 января 1763 г. скончался. Погребён в кафедральном соборе, в левом крыле, в углу. За короткое время своего управления епархией он успел упразднить латинские классы в семинарии, оставив только русские («Ворон. Е. В.», 1871 г., № 3 и 1879 г., № 13). 11) Святитель Тихон (Соколов), назначенный из епископов Кексгольмских, викариев Новгородской епархии, 3 февраля 1763 г.; 17 декабря 1767 г. вышел на покой, скончался 13 августа 1783 г. в Задонском монастыре, где и погребён; в 1861 г. причислен к лику святых. Ему посвящена будет особая статья. – 12) Тихон (Якубовский), из малороссийских мещан, образование получил в Киевской академии, где и принял пострижение; был законоучителем кадетского корпуса; в 1758 г. был посылаем во взятый русскими войсками Кенигсберг «для некоторого нужнейшего дела и отправления при имеющейся там соборной греко-российской церкви священнослужения» («Ворон. Е. В.», 1882 г., № 9), по возвращении в 1763 г. получил в звании архимандрита настоятельство в Спасоярославском монастыре. Хиротонисан 8 августа 1764 г. во епископа Севского, викария Московской епархии; 17 декабря 1767 г. назначен Воронежским, 19 мая 1775 г. – Суздальским; скончался 4 апреля 1786 г. – 13) Тихон (Тимофей Степанович Малинин), сын диакона Алексинского уезда; вырос в Москве, куда переселилась для заработка его мать после вдовства; в 1763 г. окончил Московскую академию, в которой затем и остался на службе преподавателем и принял пострижение в 1767 г.; с 1770 г. был префектом академии; затем, по некоторым сведениям, был архимандритом Тверского Отроча или Калязинского монастыря; 11 июня 1775 г. хиротонисан во епископа Воронежского в высочайшем присутствии в Николаевском монастыре на Перерве близ Москвы; 6 мая 1788 г. перемещён в Тверь; скончался архиепископом Астраханским в 1793 г. («Ворон. Е. В.», 1879 г., № 13 и «Списки архиереев», Спб., 1894 г.). – 14) Иннокентий (Полянский), сын священника Рязанской епархии, по окончании семинарского курса принял монашество и был учителем в семинарии и префектом; в 1778 г. переведён в Александроневскую семинарию в Петербург, в 1782 г. – в Московскую славяно-греко-латинскую академию с возведением во игумена Московского Знаменского монастыря, но в 1784 г. возвращён в Петербург на должность ректора с назначением архимандритом Зеленецкого монастыря; с 1785 г. настоятельствовал в Новгородском Вяжицком монастыре, потом в Сергиевой пустыни. В это время он был избран членом российской академии. 29 июля 1788 г., в церкви Зимнего Дворца, в высочайшем присутствии, хиротонисан во епископа Воронежского; скончался 15 апреля 1794 г. на 43-м году и погребён в Благовещенском соборе. При нем в 1788 г. изменён титул епископа: вместо Воронежского и Елецкого, положено именоваться просто Воронежским, за отходом Ельца к епархии Орловской. – 15) Мефодий (Смирнов), принял пострижение в 1782 г., с 1790 г. был ректором славяно-греко-латинской академии, в 1794 г. – архимандрит Новоспасского монастыря, назначен епископом Воронежским 12 мая 1795 г., 10 апреля 1799 г. переведён в Тулу, скончался архиепископом Псковским 2 февраля 1815 г. При назначении его епископом опять изменён архиерейский титул: положено именоваться «Воронежским и Черкасским». – 16) Афанасий (Алексей Иванов), родился в 1746 г. в Москве, там же в академии получил образование, и с 1774 г. был в ней учителем с 1784 г. был префектом, с 1786 г. ректором академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря; в 1788 г., 13 ноября, хиротонисан во епископа Коломенского, 10 апреля 1799 г. переведён в Воронеж, но уже 1 октября того же года опять переведён в Екатеринослав; здесь и скончался в 1805 г. В бытность ректором издал в Москве свои проповеди в 1787 г. Оставил по себе в Воронеже память как крутой администратор и любитель колокольного звона («Ворон. Е. В.», 1882 г., № 3). – 17) Арсений (Василий Москвин), сын священника Тверской епархии; образование получил в Тверской и Троицесергиевской семинариях; в 1774 г. назначен учителем Тверской семинарии; в 1777 г. принял пострижение; через год был назначен экономом Тверского архиерейского дома и строителем Николаевского Малицкого монастыря; в 1783 г. возведён в игумена и назначен префектом Тверской семинарии; в 1784 г. – настоятелем Успенского Желтикова монастыря, в 1785 г. – ректором, в 1789 г. – архимандритом Троицкого Колязина монастыря, в январе 1798 г. назначен членом Св. Синода, в том же году, 7 ноября, хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, а 1 октября 1799 г. назначен в Воронеж, 16 октября того же года в Пермь, а 26 ноября все того же года опять в Воронеж («Ворон. Е. В.», 1890 г., №№ 6, 7, 9); скончался 6 мая 1810 г. и погребён в Благовещенском соборе. Любопытные завещательные его распоряжения напечатаны в «Ворон. Е. В.», 1880 г., №№ 19 и 21; речи – в «Ворон. Е. В.», 1882 г., № 5. – 18) Антоний (Соколов), сын священника Казанской епархии, по окончании семинарии сам был священником и дослужился до протоиерейства; овдовев, принял пострижение в 1798 г. и в 1799 г. назначен архимандритом Казанского Преображенского монастыря; в 1800 г. назначен ректором Казанской академии, в 1808 г. хиротонисан во епископа Старорусского, 23 сентября 1810 г. назначен Воронежским, 7 февраля 1816 г. перемещён в Калугу, был потом архиепископом Каменец-Подольским, скончался 29 марта 1827 г. на покое в Задонском монастыре. В «Ворон. Е. В.», 1883 г., № 14 напечатано его воззвание 1812 г. – 19) Епифаний (Канивецкий), образование получил в Переяславской семинарии и Киевской академии, с 1794 г. был учителем Переяславской семинарии, в 1800 г. принял пострижение, в 1805 г. перемещён в Новгородскую семинарию, в 1806 г. переведён в Петербург в семинарию и получил звание архимандрита Виленского Святодухова монастыря; в 1808 г. назначен ректором Казанской академии и архимандритом Казанского Преображенского монастыря; 26 марта 1816 г. хиротонисан во епископа Воронежского; скончался 24 мая 1825 г. на 50-м году жизни и погребён в Воронежском Благовещенском соборе. – 20) Антоний (Смирницкий), с 31 января 1826 г. по день кончины, 20 декабря 1846 г.; погребён в Благовещенском соборе; ему посвящена особая статья. При нем открыты в Воронеже св. мощи святителя Митрофана в 1832 г.; в 1841 г. учреждено викариатство; 5 апреля 1829 г. изменён в последний раз титул архиерея: положено именоваться Воронежским и Задонским. Его завещание напечатано в «Ворон. Е. В.», 1893 г., № 12. – 21) Игнатий (Семенов), сын пономаря Архангельской епархии, бывшего впоследствии священником, по окончании курса Архангельской семинарии был в ней учителем и, в то же время, принимал участие в делах Библейского Общества, трудясь над составлением симфонии на Пятикнижие Моисеево; принял пострижение 1 августа 1820 г., а в 1821 г. возведён в игумена Николаевского Корельского монастыря; в том же году вызван в Петербург и назначен бакалавром академии и библиотекарем. 26 февраля 1828 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии, 22 мая 1833 г. назначен в новооткрытую Олонецкую епархии, в 1835 г. возведён в архиепископа, в 1842 г. назначен в Донскую епархию, 12 января 1847 г. перемещён в Воронеж; скончался 20 января 1850 г. на 59 году жизни, в Петербурге, где присутствовал в Св. Синоде; погребён в Феодоровской церкви Александро-Невской лавры. Известен главным образом своей миссионерской деятельностью среди раскольников. – 22) Парфений (Чертков) назначен 25 февраля 1850 г. из архиепископов Владимирских (см. очерк Владимирской еп.), скончался 5 августа 1853 г. и погребён в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря, на южной стороне, у заднего окна. И в недолгое пребывание на Воронежской кафедре владыка, по отзыву его Воронежского биографа, успел оставить память по себе всегда присущею ему любовью к ближним, особенно к бедствующим и сиротам («Ворон. Е. В.», 1868 г., 9 – 12). – 23) Иосиф (Иван Иванович Богословский), сын причетника Рязанской епархии, высшее образование получил в Московской академии, по окончании академического курса в 1828 г. принял монашество, в 1829 г. назначен инспектором Московской семинарии, в 1833 г. возведён в архимандрита, в 1834 г. назначен ректором семинарии, 27 декабря 1842 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, в 1849 г. назначен Оренбургским, 27 августа 1853 г. переведён в Воронеж, здесь в 1860 г. возведён в архиепископа, 14 ноября 1864 г. уволен по болезни на покой в Воронежский Митрофанов монастырь, где и скончался 19 февраля 1892 г. («Ворон. Е. В.», 1892 г., 5 и 16). При нем, 13 августа 1861 г., торжественно открыты мощи святителя Тихона Задонского. Его некоторые письма напечатаны в «Ворон. Е. В.» 1892 и 1893 гг. – 24) Серафим (Александр Аретинский), сын священника Орловской епархии, высшее образование получил в Киевской академии, при окончании курса которой в 1837 г. со степенью магистра принял монашество и вскоре оставлен в академии бакалавром, в 1842 г. назначен инспектором Казанской академии и возведён в архимандрита, в 1846 г. назначен ректором кавказской семинарии, в 1848 г. переведён в Могилёвскую с настоятельством в Могилёво-Братском монастырь, в 1852 г. переведён в Херсонскую семинарию, в 1858 г. – в Тамбовскую с настоятельством в Козловском Троицком монастырь, 10 января 1860 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии, 4 января 1865 г. назначен епископом Воронежским, в 1871 г. получил архиепископство, скончался 22 апреля 1886 г. на 72-м году жизни. Погребён в Благовещенском соборе. При нем начали издаваться «Епархиальные Ведомости». В епархии он оставил по себе память как благочестивый, гуманный и нестяжательный архипастырь, все свои деньги раздававший бедным. Владыкою изданы «Слова и речи» в двух книгах; во второй книге напечатано и магистерское «Рассуждение о том, что истинная философия может быть почерпнута только из божественного откровения» («Ворон. Е. В.», 1886 г., № 10). – 25) Вениамин (Василий Михайлович Смирнов), сын священника Калужской епархии, по окончании Киевской академии в 1855 г. назначен в 1856 г. инспектором Воронежских училищ, в 1862 г. принял пострижение и назначен инспектором Черниговской семинарии, в 1866 г. переведён в Псковскую, в 1868 г. возведён в архимандрита и назначен ректором Донской семинарии, 4 марта 1879 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, в 1885 г. назначен Оренбургским, 1 мая 1886 г. – Воронежским («Ворон. Е. В.», 1886 г., № 12); скончался на 7 мая 1890 г. и погребён в Благовещенском соборе рядом со своим предшественником. Отличался подвижничеством и полною нестяжательностью, был, по отзыву его биографов, идеальный монах («Ворон. Е. В.», 1890 г., №№ 10 и 11 и 1891 г., №№ 13 и 14). – 26) Нынешний преосвященный Воронежский Анастасий (Алексей Михайлович Добрадин), сын причетника Новгородской епархии, по окончании курса Петербургской академии в 1853 г. был рукоположен во священника и служил в Новгороде; в 1855 г. утверждён в степени магистра; в 1870 г. получил протоиерейство; в 1880 г. назначен ректором Витебской семинарии, в 1882 г. принял пострижение и был возведён в архимандрита, 6 июня 1882 г. хиротонисан во епископа-викария Выборгского, в том же году назначен епископом-викарием Старорусским, в 1888 г. – епископом Калужским, 3 июня 1890 г. – Воронежским; за два года управления Калужскою паствой успел заслужить горячую и всеобщую любовь и его проводы были весьма трогательны («Ворон. Е. В.», 1890 г., №№ 16 и 17). Преосвященным изданы «Слова и речи (1853 – 1893 гг.)», Спб., 1894 (рецензия в «Церк. Вестнике», 1894 г.).

Острогожское викариатство учреждено 28 октября 1841 г. Первым епископом-викарием Острогожским был: 1) Иринарх (Попов) с 28 октября 1841 г. по 12 января 1842 г., когда он был переведён в Вологду (см. очерк Вологодской епархии). – 2) Елпидифор (Алексей Иванович Бенедиктов), сын священника Ярославской епархии, высшее образование получил в Петербургской академии, по окончании курса которой в 1825 г. начал службу учителем Архангельской семинарии; в 1827 г. утверждён в степени магистра; в 1829 г. назначен инспектором Новгородской семинарии, через два месяца принял пострижение, в 1832 г. назначен ректором Курской семинарии с возведением в архимандрита и настоятельством в Белоградском Николаевском монастыре; в 1833 г. переведён в Троицкий монастырь, в 1837 г. назначен ректором Воронежской семинарии с настоятельством в Алексеевском Акатовом монастыре и за десятилетнее своё ректорство оставил по себе наилучшие воспоминания, как о добром начальнике, отличном преподавателе и замечательном проповеднике («Ворон. Е.В.», 1885 г., № 15); 2 февраля 1847 г. хиротонисан во епископа Острогожского, 1 марта 1848 г. назначен Харьковским, затем был Подольским, Вятским, Таврическим, и скончался на покое 31 мая 1860 г. Завещание перепечатано в «Ворон. Е. В.», 1882 г., № 5. – 3) Феогност (Лебедев), хиротонисанный во епископа Острогожского 23 мая 1848 г.; 13 июля 1852 г. назначен Вологодским (см. очерк Вологодской епархии). – 4) Антоний (Павлинский), хиротонисанный во епископа Острогожского 8 июля 1852 г.; 3 октября 1853 г. назначен Старорусским, был затем Архангельским (см. очерк Архангельской епархии), Нижегородским, Волынским (см.), Владимирским (см.), скончался 1878 г. – 5) Феодосий (Александр Николаевич Макаревский или Макаренко), сын диакона Черниговской епархии, высшее образование получил в Киевской духовной академии, по окончании которой в 1850 г. со степенью магистра был назначен профессором Смоленской семинарии; 28 мая 1853 г. был рукоположен во священника к Вяземскому Троицкому собору, в 1855 г. возведён в протоиереи; в 1860 г. назначен инспектором семинарии; овдовев, он решил принять монашество и 3 мая 1861 г. был пострижен; в 1862 г. перемещён в Петербургскую семинарию и возведён в архимандрита; в 1863 г. назначен ректором Воронежской семинарии и настоятелем Алексеевского Акатова монастыря. Был первым редактором «Воронежских Епархиальных Ведомостей» – с 1866 г. 26 января 1867 г. хиротонисан во епископа Острогожского («Ворон. Е. В.», 1867 г., №№ 4 и 5 и 1885 г., №№5, 8,16 и 17), 23 июня 1871 г. назначен Екатеринославским, скончался в 1885 г. – 6) Вениамин (Быковский), сын священника Полтавской епархии, по окончании курса Полтавской семинарии в 1843 г., в 1844 г. был рукоположен во священника в сельский приход родной епархии, в 1849 г., овдовев, поступил в Киевскую академию, в 1851 г. принял пострижение, в 1853 г. окончил курс академии и назначен смотрителем Орловских училищ, в 1855 г. утверждён в степени кандидата, в 1856 г. – в степени магистра, в 1857 г. назначен инспектором Херсонской семинарии, в 1861 г. возведён в архимандрита, в 1864 г. назначен инспектором Казанской академии, в 1867 г. ректором Воронежской семинарии, 19 декабря 1871 г. хиротонисан во епископа Острогожского с настоятельством в Акатове монастыре, 23 мая 1879 г. назначен епископом Оренбургским, в 1882 г. – Черниговским; скончался 1 февраля 1893 г. («Ворон. Е. В.», 1885 г., № 17). Отличался выдающеюся кротостью и добротой. – 7) Филарет (Константин Дмитриевич Косинский), из молдавских бояр, образование получил в Одессе в гимназии и Ришельевском лицее; окончив лицей в 1856 г., поступил послушником в Одесский Успенский монастырь, «с решимостью вдали от соблазнов мира трудиться для спасения души своей»; в 1860 г. перешёл в Киево-Михайловский, здесь пострижен и в следующем году рукоположен во иеромонаха; в 1865 г. перемещён в Воронежский Благовещенский Митрофанов монастырь с возведением в игумена, в 1874 г. возведён в архимандрита, 15 июля 1879 г., после 23-х лет послушания, хиротонисан во епископа Острогожского («Ворон. Е. В.», 1879 г., № 17); скончался 24 сентября 1880 г. в 11 ч. вечера, на 45 г. жизни. Преосвященный своею кротостью, внимательностью ко всем и доступностью сумел снискать всеобщую любовь. Погребён в Благовещенском соборе («Ворон. Е.В.», 1880 г., №№ 19 и 20). – 8) Кирилл (Александр Александрович Орлов), сын дьякона Московской епархии, родился в 1837 г., высшее образование получил в Московской академии, по окончании курса которой в 1862 г. назначен смотрителем Звенигородского училища, в том же году принял пострижение; в 1863 г. назначен инспектором Вифанской семинарии, в 1872 г. возведён в архимандрита, 30 октября 1880 г. назначен настоятелем Московского Знаменского монастыря, а 14 декабря хиротонисан во епископа Острогожского, 24 апреля 1882 г. назначен Чебоксарским, затем был Екатеринбургским и Ковенским, скончался 26 декабря 1890 г. («Ворон. Е. В.», 1891 г., № 3). – 9) Макарий (Макарий Трифонович Троицкий), сын священника Орловской епархии, высшее образование получил в Киевской академии, по окончании курса которой в 1856 г. поступил учителем в Орловскую семинарию, в том же году 8 ноября был рукоположен во священника, с 1865 г. был законоучителем Орловского Александринского института благородных девиц, в 1877 г. получил протоиерейство, 15 октября 1879 г. принял пострижение и затем был назначен архимандритом, настоятелем Трубчевского Спасочелнского монастыря, в 1881 г. переведён в Московский Знаменский монастырь, 8 ноля 1882 г. хиротонисан во епископа Острогожского, 21 мая 1886 г. назначен Оренбургским, («Ворон. Е. В.», 1886 г., № 12), затем был Калужским, а в 1901 г. уволен на покой в Киевопечерскую лавру. – 10) Анатолий (Александр Андреевич Станкевич), сын священника минской епархии, по окончании курса литовской семинарии в 1843 г. был священником со 2 апреля 1844 г., 5 декабря 1848 г. принял пострижение; по окончании курса Петербургской академии назначен в 1853 г. инспектором минской семинарии; в 1855 г. утверждён в степени магистра; в 1856 г. возведён в игумена; в 1860 г. в архимандрита и назначен ректором Полоцкой семинарии с настоятельством (с 1861 г.) в Витебском Марковом монастыре; в 1867 г. назначен настоятелем Новгородсеверского Спасо-Преображенского монастыря, в 1876 г. – учителем симбирской семинарии, в 1879 г. настоятелем посольской церкви в Афинах, 25 мая 1886 г. хиротонисан во епископа-викария Балтского, 24 апреля 1884 г. назначен Острогожским, 12 июля 1890 г. Уманским, в 1892 г. Калужским, затем уволен от управления епархией с назначением членом Московской синодальной конторы и управляющим Новоспасским монастырём, но в 1898 г. уволен и от управления монастырём. – 11) Владимир (Василий Соколовский), сын священника Полтавской епархии; высшее образование получил в Казанской академии, по окончании курса в 1878 г. назначен помощником смотрителя Полтавского духовного училища, в том же году 29 сентября принял пострижение, в 1879 г. назначен членом Японской духовной миссии, в 1884 г. возведён в игумена, в 1886 г. назначен учителем Холмской семинарии, в 1887 г. возведён в архимандрита и назначен инспектором семинарии и 20 декабря того же года хиротонисан во епископа Алеутского, 8 июня 1901 г. назначен Острогожским, 22 декабря 1896 г. – Оренбургским. – 12) Иосиф (Никодим Андреевич Соколов), сын священника Тульской епархии, родился в 1835 г., образование получил в Киевской духовной академии, с 1864 г. состоял преподавателем Волынской семинарии, в 1867 г. был рукоположен во священника и назначен законоучителем сувалкской мужской гимназии, в 1878 г. перешёл в виленскую гимназию, в 1885 г. принял пострижение, возведён в сан архимандрита и назначен ректором литовской семинарии, в 1891 г., 15 декабря, хиротонисан во епископа Брестского, викария литовской епархии, 24 мая 1897 г. назначен Острогожским, 31 января 1900 г. – Михайловским, викарием Рязанской епархии. Скончался в Петербурге, где лечился, в 1902 г., и погребён в Александро-Невской лавре. («Ворон. Е. В.», 1900 г., № 6). Известен несколькими сочинениями исторического характера: «Гродненский православно-церковный календарь», тт. I – II, изд. 2-е, Воронеж, 1899; «Ченстоховская чудотворная икона Богородицы», Вильна, 1881; «Островоротная или Остробрамская икона Богородицы в Вильне», Вильна, 1883; «Виленский православный некрополь», Вильна, 1892; «Св. преподобномученик Афанасий Брестский», Гродно, 1893. – 13) Владимир (Василий Шимкович), сын священника Могилёвской епархии, родился в 1841 г., в 1867 г. окончил курс Киевской академии, 28 июля 1868 г. был рукоположен во священника в Могилеве, в 1871 г. удостоен степени кандидата богословия, в 1879 г. получил протоиерейство, 20 июня 1884 г. принял пострижение и был настоятелем-архимандритом Могилево-Братского монастыря, 9 мая 1887 г. хиротонисан во епископа-викария Нарвского, в 1890 г. назначен Сумским, в 1892 г. Екатеринославским, в 1896 г. Екатеринбургским, в 1897 г. уволен на покой в Корсунский монастырь, 31 января 1900 г. назначен епископом-викарием Острогожским.

2. Статистический обзор. Православное население епархии достигает огромной цифры – 2.464,480 душ в 1900 г., при общем числе населения, по переписи 1897 г., в 2.531,253 души; в 1900 г. православных родившихся было 160,839, умерших 94,326, супружеств 26,308 («Ворон. Е. В.», 1901 г., № 17). Пространство, занимаемое губернией, равняется, без значительных внутренних вод, 57,902 кв. вёрстам. Монастырей 17, в том числе 9 мужских и 8 женских. 1 женская община. Церквей к 1900 г. было 1,020, в том числе соборных 13, монастырских 24, приходских 907, приписных 25, ружных 5, при казённых и богоугодных заведениях 21, домовых 8, единоверческих 2 и кладбищенских 15. Кроме того, 18 молитвенных домов, 5 часовен, 1 церковь-школа. Из этого числа 675 сооружений каменных, прочие деревянные. Духовенства: протоиереев и священников до 1,200, диаконов до 500, псаломщиков до 1,200. Причты 182-х приходов получают (в 1899 г.) казённое жалованье; некоторые, преимущественно городские, причты имеют капиталы; большинство не обрабатывают сами церковной земли, а сдают её в аренду, притом все более и более убыточно, так как арендуемая земля истощается; причтовые церковные дома имеются только в меньшей части приходов. Церковных школ к концу 1900 г. было 900, в том числе второклассных 5, двухклассных 2, одноклассных 505 и грамоты 380; кроме того, 2 образцовых – при семинарии и женском училище; учащихся свыше 37,000, в том числе девочек до 10,000 («Ворон. Е. В.», 1901 г., №17). Церковные библиотеки имеются почти в каждом приходе, благочиннических библиотек – при благочиннических округах более 30. Богаделен при церквах 43, в них призревается свыше 500 душ. Церковно-приходских попечительств 175. Раскольников и сектантов числится в епархии до 17,000 душ: раскольники-поповцы, раскольники-беспоповцы, иудействующие, хлысты, скопцы, молокане, баптисты, «толстовцы» и пашковцы. Миссия организована так: епархиальный миссионер (с 1896 г.) и окружные миссионеры. Содержание епархиальному миссионеру выплачивает епархиальный свечной завод, а вообще, на нужды миссии духовенство, согласно постановлению съезда 1898 г., вносит по 1 р. с каждого штата в год. В приходах, где есть раскольники и сектанты, организованы миссионерские библиотечки, а для руководства этим делом учреждена при братстве свв. Митрофана и Тихона в 1898 г. особая библиотечная комиссия.

3. Епархиальное управление. Епархиальный архиерей и викарий. В духовной консистории 4 штатных и 2 сверхштатных члена. Благочиннических округов 62. Благочинных над монастырями 2. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания состоит, кроме секретаря, из 5 членов – священнослужителей. Для заведования церковными школами есть епархиальный училищный совет с 12-ю уездными отделениями. В 1899 г. учреждена должность епархиального архитектора для наблюдения за церковными постройками, без особого содержания, но с правом получения 1% с торговой цены построек и правами государственной службы.

4. Духовно-учебные заведения и церковные школы. Духовная семинария основана в виде духовной школы ещё в 1728 г. преосвященным Львом, первоначально в составе низших только классов; латинские классы заведены с 1732 г., а в целом составе семинария образовалась с 1745 г. («Ворон. Е. В.», 1866 г., № 15) и считает своё начало («Ворон. Е. В.», 1896 г., № 19) – фактическое – с февраля 1746 г. («Ворон. Е. В.», 1899 г., № 20). Главное семинарское здание переустроено в 1873 г. («Ворон. Е. В.», 1899 г., № 22). На середине фасада устроена часовня в 1874 г., 29 августа 1893 г. при семинарии открыто общежитие для своекоштных воспитанников («Ворон. Е. В.», 1893 г., № 18). В 1901 г. в семинарии было 572 воспитанника, в том числе 95 иносословных. Из них в главном казённом корпусе живёт свыше 250, а в общежитии до 250, остальные на квартирах. В первых трёх классах – по 3 отделения, в последних трёх по 2. В фундаментальной библиотеке до 8,300 названий книг, в ученической до 1,700 и в ученической в общежитии до 2,800. В семинарии, в память ее 150-летия, город в 1899 г. учредил одну стипендию в 90 р. С 1886 г. при семинарии открыта образцовая школа («Ворон. Е. В.», 1887 г., № 19).

Воронежское духовное училище с осени 1882 г. перешло в новые здания («Ворон. Е. В.», 1882 г., № 22). В 1901 г. в училище было 388 воспитанников, в том числе 73 иносословных. Все массы, не исключая и приготовительного, имеют параллельные отделения. В общежитии помещается 200 воспитанников.

Бирюченское духовное училище, в г. Бирюче, в 1901 г. имело 155 воспитанников, в том числе 26 иносословных. В общежитии помещается 140 воспитанников. В фундаментальной библиотеке было до 1,000 названий книг, в ученической до 600.

Задонское духовное училище, в г. Задонске, открыто в 1818 г. при Задонском Богородицком монастыре усердием архимандрита Самуила («Ворон. Е. В.», 1886 г., № 23). В 1901 г. в училище было 97 воспитанников, в том числе 40 иносословных; в общежитии помещается до 50 человек. В фундаментальной библиотеке свыше 1,100 названий книг, в ученической до 700.

Павловское духовное училище, в г. Павловске, в 1901 г. имело 208 воспитанников, в том числе 29 иносословных. Параллельные отделения были во 2 и 3 классах. В общежитии помещается 175 воспитанников. В фундаментальной библиотеке до 1,000 названий книг, в ученической до 200.

Епархиальное женское училище открыто 1 октября 1865 г. по мысли преосвященного Иосифа, причём, потомственный почётный гражданин Яков Иванович Нечаев (ум. 1868 г.) пожертвовал под училище каменный двухэтажный дом («Ворон. Е, В.», 1866 г., № 1). На первых порах училище учреждалось, кроме чисто учебных, со скромно практическими целями, и в «Епархиальных Ведомостях» печаталось объявление с приглашением духовенства заказывать церковные одежды, также рясы, подрясники, пояса, скуфьи и пр., а равно, белье, одеяла и т. п. начальнице училища, причём обещалось, что плата будет меньшая, сравнительно с частными заказами («Ворон. Е. В.», 1867 г., № 24). Потом училище выровнялось в чисто учебное заведение. В 1901 г. в училище было 506 воспитанниц, в том числе 5 иносословных. Почти все живут в общежитии. Все классы, кроме 5-го, имеют параллельные отделения. В фундаментальной библиотеке имеется до 800 названий книг, в ученической свыше 1,100. Есть особая учебная библиотека из учебников. Содержание училища обходится свыше 70,000 р. в год. При училище с 1898 года имеется детский сиротский приют для малолетних девочек-сирот, помещающийся в наёмном доме близ училища; в приюте содержится до 25 детей. Они учатся в имеющейся при училище женской образцовой школе («Ворон. Е. В.», 1902 г.).

5. Просветительные, благотворительные и взаимовспомогательные епархиальные учреждения. Братство святителей Митрофана и Тихона открыто 13 января 1885 г., имеет задачи просветительные и миссионерские, для чего оказывает пособие церковным школам (в ограниченной, впрочем, степени), устраивает внебогослужебные религиозно-нравственные собеседования и народные чтения, миссионерские библиотеки имеет библиотеку при Воронежском Митрофановом монастыре. В 1900 г. имело прихода до 2,200 р., израсходовало 2,400 р., к 1901 г. было до 11,000 р. («Ворон. Е. В.», 1901 г., №№ 12 – 14). При братстве свв. Митрофана и Тихона существуют особые комиссии: 1) для устройства религиозно-­нравственных народных чтений со световыми картинами в читальном зале Митрофановского Благовещенского монастыря; заранее вырабатывается программа с распределением предметов чтения и назначением чтецов, и утверждается преосвященным по представлению совета братства; при составлении программы имеются в виду цели, не только религиозно­-воспитательные или назидательные, но и религиозно-образовательные. В чтениях принимает участие семинарский хор; и 2) по устройству миссионерских церковно-приходских библиотек («Ворон. Е. В.», 1885 г., № 3).

В цели развития в народе религиозных настроений и знаний духовенство заводит во многих приходах церковные хоры и даже общее пение некоторых церковных песнопений всеми присутствующими в церкви; отправляет торжественные вечерни с поучениями или чтением житий святых, молебны с акафистами; устраивает внебогослужебные собеседования и религиозно-нравственные чтения. Такие собеседования и чтения имеют ту выгоду, что, не будучи приурочены к церковному богослужению, дают проповеднику возможность уделять своей беседе более времени, чем в поучении за богослужением, без опасения утомить слушателей, располагают к большей простоте, непринуждённости и безыскусственности беседы с паствой, свободному выражению всякого рода недоумений и вопросам со стороны слушателей. Беседы и чтения ведутся преимущественно в осеннее и зимнее время, и ведутся в разных местах: в церквах, церковных караулках, школах; летом – в церковной ограде под открытым небом; – и в разное время: между утреней и литургией, в послеобеденные часы, после вечернего богослужения. Общую принадлежность собеседований и чтений составляет общее пение молитв пред началом и после окончания. Некоторые собеседования и чтения иллюстрируются картинами волшебного фонаря, иногда тут же происходит даровая раздача брошюр и листков религиозно-нравственного содержания.

Церковные библиотеки, при приходских церквах, содержатся на церковные средства; они не успевают удовлетворять, по своей бедности, а иногда и косности стоящих у этого дела лиц, все более и более развивающееся в духовенстве и пастве запросы на усовершенствование и развитие своего духовного образования. Однако, работают, сколько могут, и работа направлена правильно. Из духовных журналов обыкновенно выписываются: «Душеполезное Чтение», «Странник», «Христианское Чтение» с приложениями, «Богословский Вестник», «Вера и Разум», «Вера и Церковь», «Миссионерское Обозрение», «Руководство для сельских пастырей» и др. В приходах, заражённых расколом и сектантством, в церковные библиотеки выписываются книги противораскольнического и противосектантского содержания. Благочиннические библиотеки, при благочиннических округах, содержатся на средства духовенства всего благочиннического округа и, само собою разумеется, свежее и богаче церковных приходских. Пробуждающееся в народе стремление к самообразованию, вместе с умножением школ, выдвигает на степень первой важности вопрос, что читать народу, чтобы дать уму народа здоровую пищу и предохранить от чтения книг пустых и бессодержательных. Некоторые рачительные пастыри достаточно сознают эту новую потребность и изыскивают способы к удовлетворению её. При некоторых церквах с этой целью учреждаются, кроме церковно-приходских библиотек, читальни из книг религиозно-нравственного содержания, доступных народному пониманию. Такие библиотеки-читальни в известные дни бывают открыты для посетителей, кроме того, книги выдаются и на дом. Лучшая из таких библиотек-читален – в слободе Бутурлиновке – располагает свыше 2,000 книг.

Епархиальный комитет православного миссионерского общества открыт 29 июня 1870 г. («Ворон. Е. В.», 1870 г., № 14), в 1901 г. имел 104 членов, собрал до 5,000 р. («Ворон. Е. В.», 1902 г., № 6).

Епархиальный отдел императорского православного палестинского общества открыт 25 января 1898 г. и в первый же год собрал до 3,300 р. («Ворон. Е. В.», 1898 г., № 4). Открыт отдел в память посещения Воронежа в 1897 г. председателем палестинского общества, великим князем Сергеем Александровичем. Отдел имеет до 50 членов. Деятельность всех отделов в общем регулирована обществом; разнообразие получается только от большей или меньшей степени энергии в деятельности. В 1900–1901 гг. собрано до 3,000 р. («Ворон. Е. В.», 1901 г., № 9).

Воронежский историко-археологический церковный комитет учреждён в 1900 г. («Ворон. Е. В.», 1900 г., № 24 – устав комитета), имеет целью изучение церковно-религиозной жизни Воронежского края, охранение и обследование церковных древностей в епархии, открыт 31 января 1901 г. При комитете имеется музей. Первым председателем совета комитета избран А. М. Правдин, секретарь консистории, известный в епархии своими литературными трудами («Ворон. Е. В.», 1901 г., №№ 4 и 5 и 1902 г., № 6).

Деятельность церковно-приходских попечительств обыкновенно оживляется только при наступлении какой-либо временной нужды, преимущественно постройки или ремонта храма, а в прочее время совсем не заметна.

Епархиальное попечительство о бедных духовного звания имело в 1900 г. на приходе свыше 50,000 р., – в том числе 5,500 р. на устройство епархиального приюта для бедных духовного звания, 1,500 р. на взаимопомощь духовенству в пожарных случаях и до 16,500 р. на образование эмеритальной кассы духовенства епархии. Призреваемых попечительством в 1899 г. было 909 семейств, состоящих из 1,270 лиц; израсходовано на пенсии и пособия свыше 19,000 р., выдано по случаю пожаров до 1,000 р. и передан ежегодный взнос в пользу епархиального женского училища 1,000 р. К 1901 г. было налицо свыше 248,000 р. («Ворон. Е. В.», 1901 г., №№ 12 – 15).

Большая часть богаделен при церквах содержится на случайные приношения натурою и пожертвования деньгами частных благотворителей; некоторые богадельни получают ежегодное пособие от земств и городских управ; 5 богаделен имеют свой капитал: в Ольшанске при Богоявленской (12,820 р.) и Троицкой (15,400 р.) церквах и в Острогожске при Троицком соборе (10,000 р.), – капиталы капитана Хабарова; при Предтеченской церкви слободы Ближней Чижовки (10,000 р.) – купца Иванова; при Митрофановской кладбищенской церкви в г. Бирюче (17,000 р.) – строителя церкви, коллежского асессора Антонова. Купец Александр Иванович Кирьянов построил богадельню на 14 человек при кладбищенской церкви слободы Уразовой в память коронования Их Величеств и обеспечил капиталом в 3,090 р. В 1899 г. церковный староста с. Тресорукова, крестьянин Николай Иванов построил каменное здание для богадельни на 40 человек и пожертвовал капитал в обеспечение богадельни в 3,000 р.

С целью обеспечения быта заштатного духовенства и вообще, служащих по духовному ведомству в епархии и их осиротевших семейств, учреждена в 1899 г. эмеритальная касса. Вопрос об учреждении кассы неоднократно возбуждался и подвергался обсуждению на епархиальных съездах и в епархиальном управлении, но по разным обстоятельствам не получал разрешения («Ворон. Е. В.», 1887 г., №№ 14 и 15). Наконец, на съезде 1897 г. была избрана особая комиссия, которая к следующему съезду и представила подробный проект. Проект на съезде 1898 г. был с некоторыми изменениями принят и затем, в начале 1899 г., с некоторыми изменениями и дополнениями, был утверждён Св. Синодом в виде опыта на 5 лет. Тем временем, в ожидании утверждения проекта, духовенству разрешено было представлять свои взносы для будущей эмеритальной кассы – в епархиальное попечительство о бедных духовного знания со второй половины 1898 г., и приглашены были к пожертвованиям в пользу кассы монастыри. В первый год касса получила до 70,000 р., а израсходовала до 2,000 р. В 1900 г. обороты кассы следующие: приход до 57.000 р., расход – пока только по управлению, к 1901 г. в кассе было 118.000 р. («Ворон. Е. В.», 1901 г., № 15). В статьях прихода наиболее значительною является: от обязательных вкладчиков – до 35,000 р., затем: от церквей до 9,000 р., от свечного завода 5,000 р., от монастырей до 2,300 р.

6. Монастыри. Воронежский кафедральный Благовещенский Митрофанов первоклассный монастырь соединён ныне с архиерейским домом и состоит под настоятельством епархиального архиерея. Монастырский храм первоначально был городским собором и построен около 1620 г., а, собственно, монастырь при бывшем соборном храме учреждён 1 августа 1836 г., после открытия в соборной церкви в 1832 г. мощей святителя Митрофана («Ворон. Е. В.», 1887 г., № 21; 1838 г., № 10). При монастыре имеется странноприимный дом для притекающих на поклонение мощам св. угодника Божия Митрофана; ежегодно паломников бывает до 40,000; расходуется на содержание дома свыше 3,500 р., доходу бывает от паломников до 1,000 р.; дом имеет неприкосновенный капитал в 1,800 р. В доме имеется больница для паломников на 10 кроватей, в которой в год находит приют до 400 человек, мужчин и женщин; расходуется на содержание этой больницы до 400 р. в год. Кроме того, в монастыре имеется особая больница с аптекой, на 12 кроватей, для монашествующих, архиерейских певчих и служащих в монастыре и архиерейском доме; при больнице – монастырский доктор, фельдшер и служитель; расходуется на содержание этой больницы до 1,200 р. в год. При монастыре, в особом каменном доме, специально для неё выстроенном, имеется церковно-приходская двухклассная школа, в которой учится до 150 мальчиков. Имеется ещё особый дом для внебогослужебных чтений и библиотека братства свв. Митрофана и Тихона. Читают здесь, под наблюдением преосвященного, преподаватели семинарии и гимназии и городское духовенство, нередко иллюстрируя свои чтения туманными картинами. Наконец, в принадлежащей монастырю Никольской архиерейской даче устроен на средства монастыря свечной завод.

Задонский Богородицкий мужской первоклассный монастырь основан в 1620 г. двумя старцами Московского Сретенского монастыря Кириллом и Герасимом, искавшими уединения («Ворон. Е. В.», 1870 г., №№ 18 – 22). Монастырь прославлен пребыванием в нем на покое святителя Тихона Задонского с 1769 г. по день кончины. При монастыре имеется странноприимный дом для паломников и больница на 12 кроватей с аптекой, «свечное заведение» и одноклассная церковно-приходская школа с приютом для 24 бедных мальчиков, а также два убежища: одно для помещения 12-ти престарелых женщин из благородного звания, а другое для помещения 12-ти нижних воинских чинов. Дома для убежищ с надворными постройками, усадебною землею и фруктовым садом пожертвованы по завещанию жены статского советника Марии Охотниковой и укреплены за монастырём в 1884 г. На обеспечение убежищ Охотникова завещала капитал по 15,000 р. на каждое убежище. Кроме того, на содержание церкви при убежищах Охотникова завещала 10,000 р., с тем, чтобы половина процентов выдаваема была иеромонахам за служение, а половина шла, собственно, на содержание церкви. Церковь устроена в 1885 г. Для убежищ утверждён епархиальным начальством особый устав. Главный надзор принадлежит настоятелю, для ближайшего заведования мужским отделением назначаются настоятелем два иеромонаха, – один – Богородицкого, другой – Тихвинского монастырей, а для заведования женским отделением – две монахини из Задонского Богородице-Тихоновского монастыря по избранию настоятельницы. В мужском отделении, кроме того, имеется смотритель, в женском – смотрительница.

Воронежский Алексеевский Акатов мужской второклассный монастырь, состояний под настоятельством викария Воронежской епархии, епископа Острогожского, появился на месте Успенского монастыря, основанного в 1600 г., из Акатовой пустыни, возникшей около 1620 г.; прежде находился вне города, теперь в самом городе («Ворон. Е. В.», 1869 г., №№ 9 – 14; 1883 г., № 19; 1892 г., № 21). При монастыре существует второклассная регентская школа.

Дивногорский Успенский мужской второклассный монастырь расположен при впадении р. Тихой в Дон, основан, по преданию, иеромонахами Ксенофонтом и Иоасафом, поселившимися на месте монастыря в пещере в XVII в., в 1786 г. был упразднён, но в 1828 г. восстановлен переводом в него братии Коротоякского монастыря («Ворон. Е. В.», 1882 г., № 16). В монастырь находится Сицилийская чудотворная икона Богоматери. Монастырь имеет подворье в г. Коротояке. При монастыре имеется странноприимный дом. Бывший ранее Коротоякский Вознесенский монастырь, основан не позднее 1675 г.; при Петре I он был упразднён с передачею имущества в Лысогорскую пустынь, но в 1741 г. опять возобновлён; высочайше утверждённым 24 декабря 1827 г. докладом синода монастырь переведён в упразднённый Дивногорский монастырь («Ворон. Е. В.», 1869 г., №№ 6, 7 и 9).

Валуйский Успенский мужской монастырь, в 3 в. от г. Валуек, основан царём Михаилом Феодоровичем в 1613 г., во время похода против крымских татар («Ворон. Е. В.», 1869 г., №№ 20 и 21 и 1883 г., № 6). При монастыре имеется церковная школа и странноприимный дом.

Толшевский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь основан в начале XVII ст. столпником Константином («Ворон. Е. В.», 1873 г., № 6; 1883 г., № 15; 1901 г., №№ 21 – 24 и 1902 г., №№ 2–8); он находится в 40 в. от Воронежа. При монастыре имеется странноприимный дом.

Донецкий Предтеченский общежительный мужской монастырь первоначально находился в слободе Донецкой, основан в 1711 г., когда сюда был переведён, после уступки Азова туркам, Азовский монастырь. Перенесён на нынешнее место с 1846 г. («Ворон. Е. В.», 1866 г., №№ 4–8 и 1873 г., № 4). При монастыре имеется странноприимный дом.

Задонский Тихоновский общежительный мужской монастырь расположен в 6 в. от Задонска, на берегу р. Дона («Ворон. Е. В.», 1882 г., №№ 13 – 15), возник первоначально в качестве скита Задонского Богородицкого монастыря с 1865 г.; преобразован в монастырь, благодаря крупному пожертвованию Тамбовского помещика Василия Петровича Воейкова – в 1873 г. При монастыре имеется странноприимный дом.

Воскресенский общежительный при белогорских пещерах мужской монастырь, в Острогожском уезде, учреждён в 1882 г. При монастыре имеется церковная школа.

Воронежский Покровский третьеклассный женский монастырь основан в 1623 г. в некотором расстоянии от нынешнего местоположения, куда перенесён в 1702 г.; имеет церковную школу и странноприимный дом.

Задонский Богородицетихоновский (Тюнин) женский монастырь расположен в 1 1/2 в. от Задонска, в с. Тюнине, основан на месте, освящённом, по преданно, частыми посещениями, для молитвенного уединения, святителем Тихоном Задонским в то время, когда оно было покрыто дремучим лесом. В 1813 г. оно, в количестве 10 дес., подарено гражданами помещику Алексею Фёдоровичу Викулину для устроения кладбищенской церкви и других богоугодных заведений. Ещё до 1813 г. над колодцем в этом месте, устроенным из родника, по преданию, святителем Тихоном, была выстроена часовня; в 1813 г. создан Викулиным каменный храм. При храме стали селиться, с разрешения начальства, женщины, занимавшиеся пением в церкви (до 1827 г.) и выделыванием сукна и холста. Их набралось более 50, и они избрали из своей среды старицу. В 1860 г., стараниями Петербургской купчихи Елены Н. Богачевой (ум. 1861 г.), здесь учреждена была община. 21 октября 1867 г. община переименована в общежительный монастырь. При монастыре полагается богадельня на 12 женщин («Ворон. Е. В.», 1868 г., № 11г., №№ 8 и 9; 1885 г., № 21).

Задонский Святотроицкий Тихоновский общежительный женский монастырь обращён из женской общины в 1888 г., а община, в свою очередь, была учреждена из странноприимного женского дома в 1879 г. При монастыре существует церковная школа и странноприимный дом.

Знаменский, в Землянском уезде, общежительный женский монастырь, в 7 в. от г. Землянска.

Казанский, в Новохоперском уезде, общежительный женский монастырь, при д. Товолжанке, учреждён в 1884 г. на средства священника Василия Голубева. При монастыре имеется страннопримный дом.

Варваринский, в Нижнедевицком уезде, общежительный женский монастырь, при д. Сомовке, обращён из женской общины в 1882 г. При монастыре имеется церковно-приходская школа и странноприимный дом.

Лысогорский Успенский, в Новохоперском уезде, общежительный женский монастырь открыт 25 сентября 1890 г. в качестве женской общины («Ворон. Е. В.», 1890 г., № 23 а в монастырь община возведена в 1895 г. Монастырь расположен близ с. Троицкого Юрши, на «Лысой Горе», в 170 в. от Воронежа. Здесь ещё в 60-х годах поселилось около 20 женщин; в 1878 г. одна из таких насельниц, жена рядового Хиония Емельяновна Пашкова выхлопотала разрешение построить здесь церковь. В 1885 г. Пашкова, купеческая жена Варвара Александровна Иловайская и крестьянка Ксения Корнеевна Хныкина купили для предположенной общины свыше 200 дес. земли. При монастыре имеется странноприимный дом.

Николотихвинский, в Бирюченском уезде, общежительный женский монастырь учреждён из общины в 1899 г., а община учреждена была в 1889 г. При монастыре имеется школа грамоты и странноприимный дом.

Святотроицкая женская община, в Острогожском уезде, при хуторе Новохаринском, учреждена в 1897 г.

7. Литература указана отчасти выше, в цитатах из «Епарх. Ведомостей». – П. Никольский, «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии», Воронеж, 1900 г. (с картою епархии). – П. Никольский, «История Воронежской духовной семинарии», чч. 1 и 2, Воронеж, 1898 и 1899 гг. – Прот. П. Гурьев, «Память о прошлом», в «Страннике», 1879 г., №12 (воспоминания о преосвященных Антонии, Игнатии, Парфении и Иосифе). – С. Зверев, «Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год», Воронеж, 1893 г. – «Воронежский юбилейный сборник в память трёхсотлетия г. Воронежа», тт. I и II, Воронеж, 1886.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle