Источник

Волынские епархиальные ведомости

Волынские епархиальные ведомости издаются с 1 сентября 1867 г. В первые годы издание выходило два раза в месяц, по цене 4 р. без пересылки и 5 р. с пересылкою, в двух частях – официальной и неофициальной. С 1880 г. «Ведомости» стали выходить три раза в месяц. Цена в 1870 г. была уменьшена на полтинник, но с 1880 г. опять возвышена до первоначальной цифры. Редакция все время оставалась в г. Кременце, при духовной семинарии. Печатаются «Ведомости» в типографии Почаевской лавры. На первых порах, за неимением в лавре гражданского шрифта, «Ведомости» печатались церковно-славянскими литерами, – редкий пример в истории епархиальных ведомостей. Гражданским шрифтом «Ведомости» печатаются с 16 июля 1868 г. № 22. Особенностью издания является ещё то, что 1868 г. начался не с № 1, а с № 9, являясь продолжением предшествующей трети года издания, так что 1867 и 1868 годы как бы слились и образовали один том с последовательною нумерацией страниц и №№. В первые годы «Ведомости» выпускались с изображением креста на заглавной странице, с 1881 г. помещается изображение триптиха: в середине Почаевской иконы Божией Матери, слева от зрителя – преп. князя Феодора Острожского, справа – преподобного Иова, игумена Почаевского. Первый № как в официальной, так и в неофициальной части подписали: редакторы – иеромонах Акакий, Николай Петров и Виктор Прозоровский, и цензоры – ректор семинарии, архимандрит Рафаил и учитель семинарии Петр Беляев. В редакционной статье в № 1 были изложены как мотивы издания «Епарх. Ведомостей», так и история их появления. «Ведомости» должны облегчить духовенству знакомство с обязательными для него постановлениями епархиального начальства, которые доселе большею частью сообщались, обыкновенно, так сказать, оптом, на съездах духовенства, и, конечно, не могли быть списаны для всех в полной точности. «Некоторые же сведения», – писала редакция, – «например, о праздных, в епархии, местах и т. п., не могли быть получаемы духовенством далее и тем способом, которым получались другие официальные распоряжения, и составляли нечто похожее на канцелярскую тайну, открытие которой требовало траты не одного только времени». С изданием «Ведомостей» «навсегда устраняются упомянутые выше и многие другие неудобства»... История издания была такова. По ходатайству преосвященного Агафангела, издание было разрешено указом св. синода 16 декабря 1866 г. Предполагалось устроить редакцию при духовном училище в г. Житомире, назначены были редакторы и цензоры, издание предположено было начать с 1 июля 1867 г., редакцией был уже приготовлен материал для первых №№, заготовлена была бумага, заключены необходимые условия с типографией и почтой. «Оставалось только напечатать № 1 и разослать оный. Но № 1 не вышел не только 1 июля, как то обещано было духовенству епархии, в указе консистории, но он не появился и в течении всего августа месяца. Причина такой неисправности заключалась в том, что по недостатку в Житомире всех средств, необходимых для своевременного издания «Ведомостей», оказалось невозможным издавать оные в этом городе, и признано было необходимым перенести редакцию оных в духовную семинарию в г. Кременец. По предложению епархиального начальства, издание «Ведомостей» приняли на себя наставники семинарии. Общим собранием членов семинарского правления и наличных наставников семинарии редакция «Ведомостей» возложена была на трёх учителей семинарии», которые уже и поименованы, а цензура возложена на также поименованных уже цензоров. Редакция ещё высказывала надежду, что неофициальный отдел «будет способствовать развитию среди епархиального духовенства литературной деятельности и послужит средством распространения различных сведений, полезных для пастырей и паствы». Редакция заявляла также, что она «с благодарностью и приличным вознаграждением даст место трудам всех образованных людей, соответствующим программе». Тройственная редакция просуществовала недолго, да и допущена она была только при спешности с началом издания, «в виде опыта», причём редакторы редактировали «Ведомости» не вместе, по соглашению, и не по отделам, а по очереди – по третям года. С № 13 за 1868 г. подписывается уже один редактор Алексей Соловьёв, тоже преподаватель семинарии, ещё в № 12 подписавшийся в числе трёх редакторов на месте иеромонаха Акакия. Новая редакция обещала дать «более видное место церковному проповедничеству и статьям религиозно-нравственного и образцового содержания», а также сообщать более официальных сведений из семинарской жизни. С № 3 за 1871 г. редактором стал преподаватель, а потом помощник инспектора семинарии Пётр Иванович Беляев, остающийся доселе. Первые №№ «Ведомостей» начаты были статьёй по местной церковной истории, и с течением времени этот предмет, можно сказать, подавляющим образом стал заполнять страницы «Ведомостей», причём, в виду некоторой необработанности и громоздкости статей он стал отзываться некоторым утомительным однообразием. Начиная с 1868 г. печаталось капитальное историко-­статистическое описание церквей и приходов епархии, выделяющееся по своей документальности и подробности среди других подобных изданий. Редакция этого многолетнего труда принадлежит перу бывшего преподавателя семинарии Николая Ивановича Теодоровича, этим и другими своими трудами, можно сказать, ярко осветившего славные прошлые минувшие судьбы едва ли не каждого уголка Волыни. Труд этот ещё не окончен: отпечатаны описания девяти уездов: Житомирского, Новоград-Волынского, Овручского (I т.), Ровенского, Острожского, Дубенского (II т.), Кременецкого, Заславского (III т.) и Староконстантиновского (IV т.). Некоторым местностями посчастливилось иметь специально о них написанные исторические статьи, таковы: с. Бачмановка (1867, 1868, 1873 гг.), с. Белев (1891 г.), г. Владимир (1892 г.), м. Вышгород (1880 г.), с. Глубочка (1898 г.), м. Домбровица (1882 г.), г. Дубно (1884 г.), г. Житомир (1887 г.), м. Искорость (1880 г.), г. Кременец (1869 г.), м. Корец (1880 г.), м. Лабунь (1882 г.), с. Малые Дорогостаи (1888 г.), г. Острог (1882 и 1883 гг.), м. Острополь (1891 г.), м. Полонное (1882 и 1883 гг.), м. Рахманов (1871 г), г. Ровно (1880 г.), г. Старо-Константинов (1881 г.), м. Степан (1882 г.), с. Сураж (1894 г.), м. Шумск (1871 г.). Даны более или менее обстоятельные исторические очерки о монастырях епархии – упразднённых всех (1867 г.), Валевском (1872 г.), в Гоще (1900 г.), Дерманском (1872 и 1873 гг.), Дубенском (1869, 1880 и 1890 гг.), Дубищеком (1895 г.), Жидичинском (1900, 1901, 1902 гг.), Загаецком (1877 г.), Колодеженском (1895 г.), Криницком (1891 г.), Почаевской лавре (1867, 1870, 1871, 1874, 1879, 1883, 1884, 1885, 1886, 1895, 1897 – 1899 гг.), Луцком (1872 г.), Мелецком (1887 г.), Татаринецком (1873 г.), Четвертинском (1881 г.); о Мстиславовом храме (1889, 1900 гг.); о православных западнорусских братствах (1875 г.) и униатских (1882 г.), о братствах луцком (1871 г.), львовском (1868 г.), яполотском (1894 г.); о бывших на Волыни типографиях (1877 г.), и в особенности Острожской (1884 и 1885 гг.); об Острожской школе XVI в. (1881 г.), о семинарии (1874, 1878, 1880, 1881, 1882, 1884, 1885, 1894, 1896, 1897 гг.), Кременецком духовном училище (1900 г.), женском училище духовного ведомства (1894 и 1895 гг.); об учреждении Волынской кафедры (1873 г.) и епископах Волынских (1867, 1869, 1892 гг.), Луцких (1868, 1869 и 1891 гг.), Острожских (1892 г.), униатских Владимирских (1868 г.); об епархиях Владимирской и Луцкой (1878 г.); о Почаевской (1877, 1879, 1880, 1883, 1890, 1897 гг.) и Пражевской (1892 и 1895 гг.) иконах Богоматери; об Острожской Библии (1901 г.); о рукописных евангелиях Волынского епархиального древлехранилища и других его сокровищах (1886, 1894, 1895 и 1899 гг.); о древних Волынских памятниках (1892 г.); о древних памятниках православия на Волыни (1886 г.); из истории отношений к православным римско-католичества и унии (1874, 1877 гг.), о воссоединении униатов – первом и втором (1880, 1888, 1890 гг.); о базилианском ордене (1870 г.); о соборных крылосах в древности (1900 г.); о чешских посёлках на Волыни (1894 г.); о местных святых: Афанасии Филипповиче (1868 г.), Иове Почаевском (1875, 1878, 1879 гг.), Феодоре, князе Острожском (1871, 1889 гг.), князе Ярополке (1871 г.); о западнорусских деятелях: Иоанникии Голятовском (1890 г), Лаврентии Зизании (1890 г.), Стефане Зизании (1887 г.), Михаиле Корибут-Вишневецком (1875 г.), Иосифе Курцовиче (1900 г.), князьях Острожских (1872, 1875 гг.), Мелетии Смотрицком (1875 г.), наконец, обширнейшая биография недавно почившего преосвященного Модеста (1899 – 1902 гг.). Общебогословских статей очень немного, сравнительно: о психологической возможности пророческих состояний (1901 г.), о человеческом роде пред пришествием Спасителя (1873 г.), о подлинности Евангелий (1895 г.), об учении о Царстве Божием (1868 г.), объяснение Евангелия от Матфея (1868 – 1871 гг.), о значении именования соборных посланий (1900 г.), о посланиях к филиппийцам (1886 г.) и к евреям (1885 и 1886 гг.), о судьбе второго Иерусалимского храма (1875 г.), о местах богослужения в первые века (1875 г.), о навечерии Богоявления (1869 г.), о таинстве крещения (1876 г.), о путешествии ко св. местам Востока (1874 г.), о епархиальном управлении в древней вселенской церкви (1889 г.), о законах Юстиниана I о духовенстве (1868 г.), о родстве по Кормчей книге (1875 г.), о современном неверии (1902 г.) и немного других, более мелких.

С. Рункевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle