Волынская епархия
1. Исторический очерк. В 1892 г. Волынская епархия праздновала девятисотлетие своего существования. Первоначально епископская кафедра этой епархии находилась в г. Владимире Волынском. Этот город существовал уже, по-видимому, в IX в., впервые упоминается в летописи под 988 г., когда великий князь Владимир Киевский посадил в нем на княжение, при разделении Руси на уделы, своего сына Всеволода. В 992 г. великий князь Владимир учреждает Владимир-Волынскую епархию с назначением во Владимир Волынский епископа Стефана. «В это время пределы Владимир-Волынского княжества и совпадавшие с ними пределы Владимир-Волынской епархии обнимали собою все пространство земель с русским первоначальным и коренным населением, заключавшее в себе почти всю нынешнюю Волынскую губернию (кроме Древлянской страны – с городами Коростенем, Овручем, Норенском, занимавшей восточную часть нынешней Волынской губернии), Полесье с городами Брестом, Слонимом, Гродном, Волковыском и Кобрином, Подлясье с городами Мельником, Дрогичином и Бельском, а равно, древние червенские города – Червень, Галич, Перемышль, Белзь, Холм и Львов с их округами». В удельный период Владимир-Волынское княжество пережило много разных перемен, несколько раз было присоединяемо к великому княжеству Киевскому, выделило из себя княжества Перемышльское (1081 г.), Теребовльское (1086 г.), Бужское (1100 г.), Звенигородское (1125 г.), слившиеся в 1141 г. в Галицкое княжество, а также Белзское (1187 г.), затем (в 1201 г.) опять возвратило утраченные районы, присоединением Галицкого княжества, при князе Романе Мстиславиче, который именовался великим князем и самодержцем всея Руси, потом, по смерти Романа (1205 г.), опять утратило, затем Владимир Волынский подпадает влиянию польского короля (1207 г.), но освобождается от этого влияния Новгородским князем Мстиславом Удалым (1218 г.), оставившим Новгород для Галича и Волыни. 31 мая 1224 г. была несчастливая для русских битва с татарами при реке Калке, а затем произошло нашествие Батыя (1240 г.). Владимир Волынский вместе со всею Волынью были «сильно опустошены», и Галицко-Волынские князья переселились в новый город Холм. В 1261 г., по требованию татар, Владимир Волынский был сожжён и срыт. В это тяжёлое время для Галицко-Владимирского княжества выделяется мудрою государственною политикой историческая личность князя Даниила Романовича (ум. 1264 г.), коронованного королевским венцом, присланным от папы Иннокентия IV. После Даниила княжество опять разделилось, но в 1301 г. снова было объединено Юрием I Львовичем, который принял королевский титул и именовался «царём России и князем Лодомирии». После его смерти (1316 г.), при его преемниках – сыновьях, Волынь была завоёвана, после битвы при р. Ирпени (1321 г.), великим князем литовским Гедимином, в первое время прежние князья оставлены были на своих местах, но затем, по смерти последнего Галицко-Владимирского Рюриковича, Юрия II Андреевича, в 1336 г., древнее русское княжество разрушилось: Галиция отошла (в 1340 г.) к королю польскому, а Холм, Луцк и Владимир достались литовскому князю Любарту Гедиминовичу. С этого времени начинается литовское владычество на Волыни, сменившееся с 1560 г., когда на Люблинском сейме последовало политическое соединение Литвы с Польшей, польским владычеством. Волынское княжество (после 1452 г.) превращается в Волынское воеводство, а Владимир Волынский никогда уже не играл первенствующей роли, уступив своё значение Луцку. В 1793 г., по второму разделу Польши, большая часть Волынской губернии (тогда Волынское воеводство) возвращена была России, а в 1795 г., по третьему разделу, возвращена и остальная часть – западная, а именно, нынешние уезды Владимирский и Ковельский и части уездов Луцкого, Кременецкого и Дубенского. Владимир Волынский теперь совсем не был похож на прежний, когда (в 1231 г.) его красотою был поражён венгерский король. Теперь это был город бедный, незначительный, малонаселённый; только виднеющиеся то здесь, то там развалины древних величественных православных храмов напоминали о древнем величии города. Город Владимир был объявлен в 1795 г., по возвращении России, уездным городом, в каковом звании и остался.
Вместе с княжеством, существенные перемены переживала и епархия. В 1137 г. из неё выделилась епархия Угровская пли Холмская (с 1223 г.), через четверть века – Галицкая, в ХШ в. – Перемышльская (Самборская) и Луцкая. Владимир-Волынская епархия осталась при районе нынешних уездов Владимирского, Ковельского, Дубенского и Кременецкого и нынешней Гродненской губернии. Иерархи Владимирской епархии поставлялись Киевскими митрополитами, от которых и зависели в важнейших делах управления. Епархия занимала первое по митрополии место и с конца XVI в. епископы Владимирские именовались прототрониями Киевской митрополии. Первоначально Владимир-Волынские иерархи именовались Владимирскими, иногда Волынскими, а с 1405 г. – Владимирскими и Берестейскими (Берестье – нынешний Брест-литовск). Из Владимир-Волынских иерархов известны следующие епископы: 1. Стефан (992), болгарин, до получения кафедры жил в Белгороде, где он, вероятно, занимался утверждением христианства. Он освятил Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный св. Владимиром раввоапостольным (где ныне урочище Старая Катедра, в 2 вёрстах от города). – 2. Стефан II – святой (1090 – 1094 гг.), о нем будет особая статья. Скончался 27 апреля 1094 г. и погребён был во Владимирском кафедральном соборе. – 3. Амфилохий, святой, поставлен 27 августа 1105 г., скончался в 1122 г. О нем см. особо. – 4. Симеон, поставлен из игуменов Киевопечерских в 1123 г., скончался в 1136 г.; в некоторых памятниках называется святым. – 5. Феодор – скопец, поставлен 6 мая 1137 г., участвовал в соборе западнорусских епископов при поставлении Климента Смолятича Киевским митрополитом в 1147 г. – 6. Иоасаф, «из иноков Святогорского Успенского монастыря в с. Зимне, близ Владимира Волынского», упоминается в летописи в 1223 г. и 1229 г. – 7. Василий, также из Святогорского монастыря, святительствовал после Иоасафа (между 1229 и 1271 гг.). – 8. Никифор I, по прозванию Сманило, из «слуг» (бояр) князя Василька Романовича, был преемником Василия. – 9. Косма был преемником Никифора и святительствовал последним в период 1223 – 1271 гг., в который летописец упоминает поименованных четырёх епископов; по отзыву летописи, был «кроткий, преподобный и смиренный». – 10. Марк, упоминаемый в летописи под 1287 г. – 11. Евсигний, упоминаемый в летописи под 1287 и 1289 гг. – 12. Афанасий, упоминается в летописи под 1331 г., когда вместе с митрополитом Московским Феогностом и другими епископами принимал участие 25 августа в хиротонии Новгородского владыки Василия Калеки; в 1353 г. он переселился в Переславль Залесский; в том же году участвовал в погребении митрополита Феогноста; затем, во время путешествия нового митрополита Алексия в Константинополь, по его поручению, управлял его епархией и в это время рукоположил в Переславле преп. Сергия Радонежского во иеромонаха и посвятил во игумена основанной тем Троицкой обители. – 13. Иона, поставлен в 1359 г., скончался в 1388 г. – 14. Афанасий II, поставлен в 1388 г., святительствовал до 1391 г. – 15. Иоанн (Гоголь), из священников, поставлен в 1405 г. – 16. Герасим, хиротонисан в 1414 г ; в его время положено начало отделению Киевской митрополии, а с нею и западнорусских епархий от Московской митрополии; в 1416 г. он участвовал в соборе в Новогрудке при посвящении 15 ноября Григория Цамблака в митрополита Киевского. – 17. Даниил, посвящён в 1450 г, отступившими от православия в унию цареградским патриархом Григорием Маммою и русским митрополитом Исидором, причём и сам стал униатом; но, вызванный митрополитом Ионою на суд в Москву, отрёкся от своего заблуждения, о чем и дал «рукописание» 28 октября 1452 г. – 18. Никифор II, упоминается в документах под 1458 г. – 19. Порфирий – упоминается под 1470 г. – 20. Феодосий – упоминается в 1485 г. – 21. Дамиан – упоминается в документе 25 января 1487 г. – 22. Вассиан I – хиротонисан в 1487 г.; в 1494 г. возобновил разрушенный татарами Владимирский Успенский Мстиславов собор и снабдил его иконою Богоматери греческого письма, сохранившеюся доселе и теперь почитаемою братскою иконою местного братства. – 23. Вассиан II – упоминается под 12 апреля 1507 г.; в 1509 г. участвовал на виленском соборе по делам православия; его подпись имеется под актом 24 декабря 1511 г. – 24. Пафнутий, с 1513 г., известен по сохранившимся памятникам своими распоряжениями касательно церковных земель, который он оберегал от захвата; в 1521 г. перешёл на более богатую Луцкую кафедру (ум. 1528 г.) и в сентябре этого года уже упоминается его преемник на Владимирской кафедре – 25. Иона, более двух лет бывший «наречённым» епископом и только в 1523 г. принявший посвящение; его подпись встречается в документах под 17 мая 1535 г. – 26. Геннадий – в звании наречённого упоминается 5 октября 1536 г., в 1539 г. он уже епископ действительный, последняя его подпись известна от 9 ноября 1547 г. – После кончины Геннадия королевский привилей на Владимирскую епископию получил дворянин Иван Яцкович Борзобогатый Красенский, бывший войтом, ключником, городничим и мостовничим луцким; он был женат, имел большое семейство. Это было время полного расстройства православной иерархии в западной России, когда польские короли раздавали свои привилеи на епископии и монастыри по своему усмотрению, и смотрели на эти привилеи не как на призывы к церковно-общественному служению, а как на предоставление более или менее богатого источника доходов тому или другому лицу. Борзобогатый управлял епископией 17 лет и успел значительно разорить её. В 1565 г. выпросил у короля грамоту на Владимирскую епископию Холмский епископ – 27. Феодосий (Лазовский). У Борзобогатого ему пришлось отнимать епископский замок во Владимире с пушками и двухтысячным «войском». Правил он своею епархией «разбойным обычаем». 23 декабря 1579 г., по соглашению с Феодосием, получил королевский привилей на Владимирскую епископию Киевопечерский архимандрит – 28. Мелетий (Хребтович-Богуринский). 15 января 1580 г. Феодосий сдал ему епископию и 20 апреля Мелетий был введён во владение ею. За Феодосием Мелетий оставил все доходы со всех имений епископии и только после смерти Феодосия, в конце 1588 г., стал полновластным владыкой. Посвящение он принял однако только в 1589 г. До монашества он состоял на военной службе. Невзирая на соблазны принять унию, он остался верен православию. Скончался 13 января 1593 г. в имении Киевопечерской лавры м. Городке, где в последнее время проживал. – После него королевский привилей получил на епископию брестский каштелян Адам, а в монашестве – 29. Ипатий Поцей; в апреле 1593 г. он был пострижен в монашество и в том же году посвящён во епископа. В 1595 г. он изменил православию и принял унию с Римом; умер в 1613 г. – Православная Владимирская епархия вместе с отступничеством Ипатия прекратила своё существование. Кафедра была восстановлена лишь в 1620 г. посетившим западную Россию Иерусалимским патриархом Феофаном. На Владимирскую кафедру наречён был архимандрит Виленского Святодухова монастыря Леонтий (Карпович), но скончался прежде посвящения в 1620 г. Посвящён был в январе 1621 г. патриархом архимандрит Казацкого Терехтемировского монастыря – 30. Иезекииль (Иосиф князь Кориатович-Курцевич); он, впрочем, не был допущен польским правительством к управлению епархией и после некоторых скитаний перешёл в Москву, и получил в управление с августа 1625 г. Суздальскую архиепископию; 22 марта 1634 г. низложен и сослан в Соловецкий монастырь; в 1640 г. перемещён в Казанский Зилантиев монастырь, где и скончался. После него православных иерархов на Владимир-Волынской кафедре уже не было до возвращения края России (Н. И. Теодорович, «Город Владимир, Волынской губернии, в связи с историей Волынской иерархии», Почаев, 1893).
Униатские иерархи на Владимирской кафедре были следующие: 1) Ипатий Поцей (1595 – 1613 гг.). – 2) Иоаким Мороховский (1613 – 1631 гг.). – 3) Иосиф Макосей-Баковецкий (1632 – 1650 гг.). – 4) Адам Поцей (1654 – 1666 гг.). – 5) Венедикт Корсак-Глинский (1666 – 1677 гг.). – 6) Лев Шлюбич-Заленский (1678 – 1708 гг.). – 7) Лев Кишка (1711 – 1728 гг.), протоархимандрит базилианского ордена, до посвящения бывший около 3-х лет администратором епархии – 8) Корнилий Столповицкий-Лебедский (1729 – 1730 гг.). – 9) Феофил Годебский (1730 – 1756 гг.). – 10) Филипп Володкович (1757 – 1778 гг.). – 11) Антонин Струсь-Млодовский (1778 г.). – 12) Симеон Млодский (1778 – 1795 гг.).
Нынешняя Волынская епархия учреждена высочайшим указом 12 апреля 1795 г., первоначально в качестве викариатства минской епархии, с именованием Житомирскою. Минская епархия после второго и третьего раздела Польши получила в свой район весь западный край России, а происходившее с 1794 г. воссоединение униатов возвращённых России областей с православною церковью, далеко ещё не законченное, успело довести число церквей епархии до 2 1/2 тысяч. Такое необычайное положение епархии вызвало высочайшее учреждение особой комиссии, под председательством митрополита Петербургского Гавриила, из канцлера, графа А. А. Безбородка и генерал-губернатора Тутолмина, для рассмотрения вопроса о дальнейшем положении дела воссоединения. Комиссия решила выделить из минской епархии самостоятельную Подольскую и учредить викарную Житомирскую – для Волыни. Это положение комиссии и было принято императрицею Екатериною II. Житомирское викариатство учреждено было с консисторией и полным штатом третьеклассных епархий и не было выделено в самостоятельную епархию, по-видимому, только в виду незаконченности дела воссоединения в Волынской и Минской губерниях, с целью не нарушать единства в этом деле. Подольская же губерния в общем вся уже к этому времени воссоединилась. Когда воссоединение закончилось и на Волыни, и в пределах Минской губернии, Житомирское викариатство 16 октября 1799 г. переименовано в самостоятельную епархию с именованием преосвященного Волынским и Житомирским. В 1848 г., по высочайшему указу 17 января, Волынская епархия как бы потеряла свою самостоятельность, так как Волынскому преосвященному повелено быть архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынской епархией. Такое положение продолжалось до 1860 г., когда 17 июля варшавская архиерейская кафедра была отделена от Волынской.
Преосвященные на Волынской кафедре следовали в таком порядке: 1) Варлаам (Григорий Шишацкий), из малороссийских поселян, родился в 1750 г., образование получил в Переяславской семинарии и Киевской академии, был учителем в Переяславской семинарии, здесь в 1776 г. принял пострижение и после того был назначен префектом; в 1780 г. произведён во игумена Мошногорского Вознесенского монастыря, некоторое время спустя перешёл в Переяславский Михайловский монастырь. В 1785 г. назначен ректором семинарии и в том же году, оставаясь на своём месте, перечислен за упразднением Переяславской епархии в новообразованную Новгородсеверскую. С 1786 г. состоял «старшим (т. е. начальником) виленских (т. е. Виленского Святодухова и подчинённых ему всех бывших в северо-западном крае) монастырей». При вспышке в 1789 г. политико-религиозного движения в Польше, когда бывший православный епископ в польских пределах Виктор (Садковский) был арестован и заключён в тюрьму, Варлаам бежал из Вильны в Могилев к преосвященному Георгию (Конисскому). Когда об этом было доложено в синоде, митрополит Петербургский Гавриил выразил желание взять Варлаама в свою епархию, и через год он был уже настоятелем Новгородского Вяжицкого, потом Кирилловского монастыря. В 1794 г. он был назначен синодом в помощь преосвященному минскому Виктору в деле воссоединения и был преосвященным определён настоятелем самого богатого в епархии Дятловичского монастыря. Затем он руководил всем делом воссоединения на Волыни, так как преосвященный Виктор в это время был тяжко болен. 3 июня 1795 г. он был хиротонисан во епископа Житомирского, викария минской епархии, с кафедрой в г. Остроге, в 1799 г., вместе с образованием самостоятельной Волынской епархии, стал самостоятельным, 20 декабря 1805 г. перемещён в Могилев, там получил сан архиепископа, но потом за принесение верноподданнической присяги Наполеону в 1812 г. был лишён сана и скончался простым монахом в 1823 г. ( С. Г. Рункевич, «История минской архиепископии», Спб., 1893 г.). – 2) Даниил (Натток-Михайловский или Мирдамский) образование получил в Киевской академии, принял пострижение в 1780 г., с 1786 г. был игуменом Лебединского Георгиевского монастыря, с 1797 г. – архимандритом Виленского Святодухова, с 1801 г. – Каменецкого Троицкого; 2 февраля 1806 г. хиротонисан во епископа Волынского; 6 июня 1813 г. перемещён в Могилев, где и скончался в сане архиепископа в 1821 г. – 3) Стефан (Романовский), хиротонисан 14 сентября 1813 г.; при нем в 1821 г. пожар истребил Преображенский монастырь в г. Остроге, где помещались архиерейский дом, семинария и консистория; после этого в 1825 г. кафедра перенесена была в м. Аннополь, Острожского уезда, в дворец князя Яблоновского. 24 ноября 1828 г. преосвященный перемещён в Вологду, скончался архиепископом Астраханским в 1841 г. – 4) Амвросий (Морев) принял пострижение в 1806 г., образование получил в Александро-Невской главной семинарии, с 1813 г. был префектом Новгородской семинарии, с 1816 г. архимандритом Новгородского Антониева монастыря, с 1822 г. ректором Орловской семинарии, в 1823 г. хиротонисан во епископа Оренбургского, 1 декабря 1828 г. перемещён на Волынь. При нем в 1831 г. перешёл в православное ведомство Почаевский монастырь, куда в том же году была перенесена из Аннополя архиерейская кафедра. 1 февраля 1832 г. преосвященный перемещён в Нижний Новгород, скончался епископом Пензенским в 1854 г. – 5. Иннокентий (Сельнокринов) назначен на Волынь 10 февраля 1832 г. из епископов Курских, как надёжный для деятельности по подготовке воссоединения униатов 1839 г. При нем в 1833 г. Почаевский монастырь переименован в лавру; с 1832 г. установлен в лавре обычай, в память возвращения её в православие, соборного чтения после литургии по субботам акафиста пред Почаевскою чудотворною иконою Богоматери; в 1833 г., 28 августа, открыты для всенародного чествования мощи преподобного Иова, игумена Почаевского; в 1836 г. переведена из Аннополя в г. Кременец духовная семинария. 28 января 1840 г. преосвященный переведён в Орел, но, не доехав туда, умер на пути, в г. Козельске, 25 апреля 1840 г. С 25 декабря 1833 г. он был архиепископом. – 6) Никанор (Николай Степанович Клементьевский), сын священника Сергиева Посада, Московской губернии, родился в 1787 г., свою фамилию получил при поступлении в семинарию, от местности, в которой была церковь его отца; по окончании семинарского курса оставлен в семинарии учителем; 9 апреля 1812 г. принял монашество и 21 апреля рукоположен митрополитом Платоном во иеродиакона. Это было последнее рукоположение, совершенное Платоном. В день погребения Платона Никанор рукоположен был во иеромонаха (16 ноября) и говорил последнее прощальное слово усопшему знаменитому Московскому владыке. С преобразованием Московской семинарии в академию Никанор остался в ней бакалавром; в 1814 г. назначен наместником Троицесергиевой лавры; вслед за тем возведён в архимандрита и определён настоятелем Спасовифанского монастыря; в 1818 г. назначен ректором Вифанской семинарии и настоятелем Новопутвина, что в Коломне, монастыря, в 1819 г. перемещён в Высокопетровский монастырь. 28 марта 1826 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии, с управлением Сергиевою пустынью близ Петербурга, и был деятельным помощником престарелого митрополита Петербургского Серафима. В 1831 г. он назначен епископом Калужским, в 1834 г. – архиепископом Минским, 28 января 1840 г. переведён на Волынь. При нем в 1841 г. архиерейская кафедра перенесена из Почаева в Житомир. В 1843 г., 17 января, он наименован архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынскою епархией и священно-архимандритом Почаевской Успенской лавры. 4 ноября 1848 г. назначен митрополитом Новгородским, а 20 ноября и С.-Петербургским; скончался в 1856 г. – 7) Арсений (Москвин) – из архиепископов Подольских назначен 6 ноября 1848 г. архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, управляющим Волынскою епархией; 1 июля 1860 г. возведён на митрополию Киевскую. О нем есть отдельная статья. – 8) Антоний (Павлинский) назначен на Волынскую кафедру из епископов Нижегородских, 8 апреля 1862 г. получил архиепископство, 17 июня 1866 г. переведён во Владимир; о нем – в очерке Владимирской епархии. – 9) Агафангел (Соловьёв) назначен из епископов Вятских 17 июня 1866 г.; 31 марта 1868 г. возведён в архиепископа; скончался 8 марта 1876 г. и погребён под сводами сооружённого при нем кафедрального Преображенского собора. О нем есть отдельная статья. В дополнение к ней следует указать на сочинение преосвященного «о предполагаемой реформе церковного суда» в «Волын. Е. Вед.» 1874 г., №№ 5 и 6 (см. Т. В. Барсов, «Св. Синод в его прошлом», Спб., 1896). – 10) Димитрий (Муретов) назначен из архиепископов Ярославских 26 апреля 1876 г., а 20 февраля 1882 г. перемещён в Одессу, где и скончался в 1883 г.; известный проповедник; о нем будет отдельная статья. – 11) Тихон (Александр Федорович Покровский), сын священника Тульской епархии, родился в 1821 г., высшее образование получил в Петербургской академии, был учителем Александро-Невского духовного училища, 12 ноября 1850 г. рукоположен во священника к Преображенской, что в Колтовской, церкви в Петербурге, в 1865 г. возведён в протоиерея, в первые 8 лет супружеской жизни он лишился троих детей и жены, в июле 1869 г. назначен смотрителем Александро-Невского училища, 5 августа того же года пострижен в монашество, 6-го возведён в архимандрита, а 14 сентября хиротонисан во епископа Выборгского, второго викария Петербургской епархии, в 1871 г. назначен епископом Ладожским, первым викарием, в 1873 г. назначен в Саратов, 6 марта 1882 г. назначен архиепископом Волынским, скончался от гангрены в ноге 16 апреля 1885 г. и погребён в кафедральном Преображенском соборе. – 12) Палладий (Павел Федорович Ганкевич), сын священника Могилёвской епархии, родился в 1823 г., окончил Петербургскую академию и затем с 1851 г. был учителем Могилёвской семинарии; в 1852 г. получил степень кандидата, в 1854 г. – магистра; 27 сентября 1853 г. был рукоположен во священника, в 1857 г. назначен ключарём кафедрального собора; в 1859 г. назначен инспектором Могилёвской семинарии, в 1860 г., лишившись жены и не имея детей, принял пострижение с возведением во игумена, в 1862 г. – архимандрит, в 1863 г. назначен ректором могилевской семинарии и настоятелем Могилево-Братского монастыря, 22 августа 1871 г. хиротонисан во епископа Выборгского, второго викария Петербургской епархии, в 1873 г. назначен епископом Ладожским, первым викарием, в 1876 г. назначен епископом Тамбовским, 12 февраля 1885 г., во время присутствовали в Св. Синоде, назначен председателем новоучреждённого училищного совета при Св. Синоде, но уже 4 мая 1885 г. назначен архиепископом Волынским, 25 ноября 1889 г., тяжко больной прогрессивным параличом, уволен на покой в Почаевскую лавру с пенсией в 1,500 р., где и скончался 13 января 1893 г. – 13) Модест (Даниил Константинович Стрельбицкий), сын священника Подольской епархии, родился в 1823 г., по окончании Подольской семинарии с званием студента в 1847 г., в 1848 г., 17 декабря, постригся в монашество и с 1849 г. состоял учителем певчих архиерейского дома, в 1849 г. рукоположен во иеромонаха, а затем поступил в Киевскую академию, которую и окончил в 1853 г., а в 1859 г. утверждён в степени магистра. В 1854 г. назначен был смотрителем Слуцкого духовного училища, Минской епархии, в 1856 г. возведён во игумена, в 1858 г. назначен ректором Киево-Подольского духовного училища, в 1860 г. назначен инспектором Минской семинарии, в 1862 г. возведён в архимандрита, в 1863 г. перемещён в литовскую семинарию, в 1866 г. – в Черниговскую, в 1868 г. назначен ректором Иркутской семинарии и с 1871 г. состоял, вместе с тем, редактором «Иркутских Епарх. Ведомостей». 10 апреля 1877 г хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, в 1878 г. назначен епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии, в 1885 г. назначен епископом Нижегородским, а 25 ноября 1889 г. перемещён на Волынь, где 15 мая 1892 г. получил архиепископство и скончался 13 апреля 1902 г. Первые литературные труды преосвященного были «О церковном октоихе», изд. 3-е, Киев, 1885, и «Григоргй Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих», Киев, 1860. Затем он сосредоточил своё внимание на церковной истории тех местностей, в которых служил, и писал о слуцких князьях, о супрасльском монастыре, «О проповедничестве св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца, с присовокуплением поучений и слов, известных с именем св. Иннокентия», Иркутск, 1873; «Жизнь св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца», изд. 2-е, Спб., 1879; «Краткие сказания о жизни и подвигах преподобных отец дальних пещер Киевопечерской лавры», Киев, о древнейшем существовании православия и русской народности в Галиции, губерниях Люблинской, Седлецкой и других местностях Привислянского края, Холмской епархии, наконец, «Слова, воззвания, поучения и речи», Одесса, 1893. Деятельность преосвященного Модеста в Волынской епархии ознаменована в особенности заботами о подъёме богатого славным прошлым православия на Волыни: оживлением историко-археологических воспоминаний и возобновлением иноческих обителей и храмов, также умножением церковных школ, отчасти братств, установлением обычая внебогослужебных собеседований и чтений, и т. п. В личной жизни преосвященный, по отзыву знавших его, отличался «необыкновенной аскетической выносливостью и терпением», был строгий подвижник, обладавший глубоким благочестием. Подробнейшая биография преосвященного, представляющая собою род дневника владыки, печаталась в «Волын. Еп. Вед.» 1899 – 1902 гг. – 14) Преосвященный Антоний (Храповицкий), нынешний епископ Волынский и Житомирский, на Волынскую кафедру перемещён из Уфы 27 апреля 1902 г., давно уже получив прочную известность в церковно-общественных сферах и как церковный деятель, и как духовный писатель. Биографические сведения о владыке сообщены в I т. И на самостоятельной уфимской кафедре преосвященный оставался, как известно, тем же деятелем чистого и высокого внутреннего порыва, не выносящим рутины, не терпящим формализма, каким был и в годы своего служения в трёх академиях. Поэтому назначение владыки на Волынь, где формы церковной жизни давно уже выработались исторически и только, так сказать, ждут постоянного и не прекращающегося одушевления, чтобы без устали работать во славу церкви Божией среди вечно бодрствующего римско-католицизма, распространяющегося сектантства и надвигающегося безверия, встречено с чувством полного удовлетворения. В своих литературных трудах преосвященный Антоний верен своему общему направленно: всегда был поборником жизненного значения церковной литературы, не любил книжности, схоластичности, к слову сказать – крайне развившейся в последнее время, и так называемого учёного балласта, он всегда откликался с горячей готовностью на так называемые вопросы минуты, как можно убедиться в этом из одного просмотра названий его сочинений: «Превосходство православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым, Спб., 1890; «Беседы о превосходстве православного понимания Евангелия сравнительно с учением Л. Толстого», изд. 2-е, Спб., 1891; «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф. М. Достоевского» (из «Богословского Вестника» 1893 г.); «Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы», изд. 2-е, Казань, 1898; «Два пути пастырства – латинский и православный» (из «Богосл. В.» 1894 г.); «Какое значение для нравственной жизни имеет вера во Иисуса Христа, как Бога», Казань, 1896; «Из чтений по пастырскому богословию», Казань, 1896, и «Лекции по пастырскому богословию», Казань, 1900; «Нравственное учение в сочинении Толстого «Царство Божие внутри вас» пред судом учения христианского», изд. 2-е, Москва, 1897; «Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии» (по поводу «Критики догматического богословия» Л. Н. Толстого), Казань, 1897; «Значение молитвы для пастыря церкви», Казань, 1897; «Слово о духовных дарах юности», Казань, 1899 (из журнала «Деятель»); «Чем отличается православная вера от западных исповеданий» (из «Мисс. Обозрения»); «О пастырском призвании» (из «Руководства для сельских пастырей»). Кстати – следует пояснить оставшуюся не вполне ясною краткую характеристику литературной деятельности владыки, данную в I т. и подавшую повод к недоразумению. Там сказано, что преосвященный Антоний является «популяризатором новейших богословских воззрений», и это выражение было некоторыми понято так, будто преосвященный автор назван популяризатором чужих воззрений, между тем, как популяризатором его можно назвать только в смысле распространения им своих богословских воззрений в широком круге читателей, но воззрений вовсе не заимствованных целиком из старой богословской науки, а носящих заметную печать оригинальности. В бытность в Петербурге, Москве и Казани преосвященный Антоний помещал свои сочинения главным образом в академических изданиях: «Церковном Вестнике», «Богословском Вестнике», «Православном Собеседнике»; в Уфе – проповеди печатались в «Уфимских Епар. Ведомостях». Но и другие издания охотно предоставляли свои страницы перу владыки: «Церковные Ведомости», «Миссионерское Обозрение», «Вопросы философы и психологии», «Деятель», в последнее время даже детский журнал «Мирок». В 1900 г. преосвященным издано в Казани «Полное собрание сочинений», в 3-х томах. Сравнительно более обстоятельный их разбор дан в брошюре Е. П. Б-ва «Преосвященный Антоний», Петрозаводск, 1900 г.
Острожское викариатство учреждено 1 октября 1840 г. в зависимости от количественного увеличения епархии после воссоединения униатов в 1839 г. Острожским викариатство Волынской епархии названо в ознаменование древнего значения г. Острога Волынской епархии в истории православия на Волыни в эпоху князя К. И. Острожского (о нем будет отдельная статья). Город Острог упоминается уже в 1100 г. С конца ХIII в. он является столицей удельного княжества ветви дома князей Туровских и Пинских – князей Острожских и средоточием умственной и религиозной жизни западнорусского народа. Род князей Острожских прекратился в 1620 г. Затем Острог переходил последовательно в род князей Заславских, Любомирских, Сангушков, Яблоновских и, когда возвращён был в 1793 г. России, стал уездным городом. В первую четверть века существования Волынской епархии здесь помещалась архиерейская кафедра и семинария. С учреждением Острожского викариатства местопребывание викарию назначено было сначала в Почаевской лавре, а затем в Житомире, с 1843 г., когда Волынский архиепископ наименован варшавским и переселился в Варшаву; вследствие неудобства помещения в Житомире викарий иногда в это время имел пребывание и в Дермани, Дубенского уезда, в монастырских зданиях. С 1860 г., когда Волынский архиепископ вернулся в Житомир, и оставался здесь зимою, переселяясь летом в Почаев, викарий стал постоянно жить в Дермани, а затем Св. Синодом в 1873 г. назначено ему местопребывание в г. Кременце, где бы ему можно было иметь непосредственное наблюдение за семинарией. Епископы острожские следовали в таком порядке: 1) Анатолий (Мартыновский) перемещён 10 июня 1841 г. из викариев Пермской епархии, 22 ноября 1844 г. назначен в Могилев. О нем есть особая статья. – 2) Иерофей (Яков Фёдорович Лобачевский), сын священника г. Ковля, родился в 1789 г., в 1811 г. окончил Киевскую академию со степенью магистра и затем был учителем в Волынской семинарии и инспектором; здесь 2 августа 1814 г. принял пострижение и в том же году был назначен строителем Загаецкого монастыря, в 1819 г. возведён в архимандрита, в 1823 г. оставил духовно-учебную службу, в 1829 г. назначен настоятелем Дерманского монастыря. 25 марта 1845 г. хиротонисан во епископа Острожского с оставлением настоятелем Дерманского монастыря. Скончался 17 апреля 1871 г. Был большим знатоком и любителем естественных наук и отличался необычайною приветливостью и добротой («Волын. Е. В.», 1871 г., № 10). – 3) Иустин (Иван Охотин), сын священника Нижегородской губернии, высшее образование получил в Петербургской духовной академии, при окончании курса которой в 1853 г. принял пострижение, по окончании курса назначен учителем Костромской семинарии, в 1855 г. утверждён в степени магистра и назначен инспектором Ярославской семинарии, в 1857 г. возведён в архимандрита, в 1858 г. назначен ректором, 6 августа 1871 г. хиротонисан во епископа Острожского, 23 августа 1879 г. назначен в Харьков, затем был Подольским, Курским, в настоящее время свидетельствует в Одессе в сане архиепископа. О нем будет сказано ниже. При нем местопребывание преосвященного викария перенесено с апреля 1873 г. из Дермани в Кременец. – 4) Виталий (Гречулевич) хиротонисан во епископа Острожского 13 мая 1879 г., 6 октября 1882 г. назначен в Могилев. О нем есть особая статья. Памятником его деятельности на Острожском викариатстве остались – основанное в 1881 г. в Кременце Волынское епархиальное женское училище и учреждённое в том же году Святониколаевское братство при Каменецком Богоявленском монастыре. – 5) Израиль (Никулицкий) назначен 8 января 1883 г. из епископов Новомиргородских, викариев Херсонской епархии, 25 октября того же года назначен в Вологду. О нем см. в очерке Вологодской епархии. – 6) Александр (Закке-Заккис) хиротонисан 21 ноября 1883 г., а 3 июня 1890 г. назначен в Архангельск. См. о нем в очерке Архангельской епархии. – 7) Антоний (Флоренсов) хиротонисан во епископа Острожского 12 августа 1890 г., 30 апреля 1894 г. назначен в Вологду («Волын. Е. В.», 1894 г., № 20). О нем см. в очерке Вологодской епархии. – 8) Мефодий (Михаил Иванович Никольский), сын священника Владимирской епархии, родился в 1835 г., по окончания семинарского курса в 1857 г. был учителем Владимирского духовного училища, в 1864 г. поступил в Петербургскую академию, в 1867 г. принял пострижение и был назначен учителем Костромской семинарии; в 1878 г. возведён в архимандрита, в 1879 г. назначен ректором Донской семинарии, в 1882 г. – Кавказской, в 1883 г: настоятелем Батуринского Николаевского монастыря, в 1888 г. – Благовещенского, 15 июля 1893 г. хиротонисан во епископа Новгородсеверского, викария Черниговской епархии, 28 июня 1894 г. назначен епископом Острожским, а 13 июня 1898 г. скончался; погребён в Богоявленском храме Кременецкого монастыря. По отзыву его биографа, преосвященный Мефодий «был замечательным и редким тружеником в области богословской науки. Вся жизнь его, кабинетная, строго уединенная, протекла в занятиях этой наукой. После него осталось поразительное множество рукописей. Печатных трудов его нет, если не считать проповедей и небольших статей в Епарх. Вед. Прекрасно владея французским языком, он перевёл на русский язык много богословских трудов французских ученых («Волын. Еп. В.», 1898 г., №№ 18, 19, 20). – 9) Преосвященный Серафим (Яков Мещеряков), нынешний епископ Острожский, уроженец Пензенской епархии, высшее образование получил в Петербургской духовной академии, принял монашество в бытность студентом в 1883 г., по окончании курса в 1884 г. назначен смотрителем Холмского духовного училища, в 1888 г. назначен инспектором Холмской семинарии, в 1890 г. – ректором Самарской с возведением в архимандрита, в 1893 г. – ректором Тифлисской, в 1899 г. за сочинение «Прорицатель Валаам», Спб., 1899 г., получил степень магистра богословия, 23 августа 1898 г. хиротонисан во епископа Острожского.
Владимир-Волынское викариатство учреждено по ходатайству преосвященного Модеста, вследствие осложнения религиозно-просветительных нужд епархии, 8 июня 1891 г. Это викариатство наименовано вторым, но впоследствии преосвященные викарии Острожский и Владимир-Волынский стали получать звание первого или второго викария по своему личному старшинству, независимо от своей кафедры. Епископу Владимир-Волынскому положено иметь пребывание в Житомире, в помещении архиерейского дома, и быть настоятелем Владимир-Волынского Христорождественского монастыря. В дополнение к своему содержанию от монастыря преосвященный получает от Почаевской лавры по 1,500 р. в год. При учреждении викариатства назначен епископом Владимир-Волынским преосвященный Паисий, остающейся доселе. Преосвященный Паисий (в мире Пётр Виноградов), уроженец Новгородской епархии, по окончании семинарского курса в 1857 г. был рукоположен во священника 1 октября 1858 г., с 1863 г. состоял при церкви ладожского полка, потом – кабардинского. Овдовев, поступил в 1868 г. в Московскую духовную академию. Но окончании курса в 1872 г. был назначен преподавателем духовной семинарии в Витебске, в 1874 г. определён законоучителем Витебских мужской и женской гимназий, в 1882 г. – ректором семинарии, причём принял монашество и возведён в архимандрита; в это время был некоторое время редактором «Полоцких Еп. Ведомостей»; в 1886 г. перемещён в тифлисскую семинарию, в 1889 г. оставил духовно-учебную службу и назначен настоятелем Владимир-Волынского монастыря. 7 июля 1891 г. хиротонисан во епископа Владимир-Волынского, второго викария Волынской епархии, а в 1894 г. переименован в первого викария. Преосвященным издано несколько сочинений: Подробное объяснение литургии, Жизнь свв. ветхозаветных мужей и жён, Преподобный Сергий Радонежский и святые, почивающие в Троице-Сергиевой Лавре, с указанием достопримечательностей её, Жизнь всех святых, Ежедневная душевная пища, Краткая священная история, «О лживости и вредности учения раскольников феодосиян», «Разговор между евреем и христианином из евреев о христианской вере» и др.
Среди исторических достопримечательностей в епархии на первом плане стоит Мстиславов храм. Этот храм построен во Владимире Волынском во второй половине XII в. великим князем Киевским (с 1168 г.) Мстиславом Изяславичем, имевшим свой удел в этом городе; в этом храме его создатель и погребён (ум. 1170 г.). Храм этот был кафедральным, сначала православных епископов, потом униатских. С 1596 г., много раз подвергался возобновлению и переделкам. В 1796 г. он возвращён православным в состоянии запустения и был сначала обращён под помещение казённого хлебного магазина, но вскоре был передан в епархиальное ведомство. После неудачной попытки возобновления храма (в нем были рухнувшие своды) в 1804 г., храм надолго был оставлен в развалинах, завален был мусором и даже зарос кустарником и деревьями. Возобновлён он был по инициативе губернатора В. В. фон-Валя. Вообще, церковных древностей в пределах епархии сохранилось достаточно, как рукописных, так и архитектурных, но последние преимущественно в развалинах, после пронёсшейся над краем бури татарского и римско-католического нашествий.
Среди святынь в пределах епархии наибольшую известность имеет Почаевская чудотворная икона Богоматери в Почаевской лавре и на скале «цельбоносная стопа Богоматери, от лет древних (открытие её относят к 1240 г.) источающая благодатную воду всем, с верою почерпающим её»; «эта же икона своим небесным явлением спасла обитель Почаевскую в 1675 г. от нашествия татар». Кроме Почаевской, славятся «чудотворные иконы Богоматери в с. Зимном, в Житомире, в Тригорском и Зогоровском монастырях, Спасителя в м. Боремле, св. Николая в с. Западинцах, преп. Онуфрия в м. Любаре и многие другие». В пределах епархии почивают свв. мощи: преп. Стефана Печерского, епископа Владимир-Волынского (ум. 1094 г.), – под спудом в Успенском кафедральном соборе во Владимире Волынском, и Иова, в схиме Иоанна (Железа), игумена Почаевского (ум. 1651 г.), – в Почаевской лавре, торжественно открытый (сначала в 1659, потом) в 1838 году. Большая часть Волынских святых почивают в Киеве в пещерах («Историко-статист. описание церквей и приходов Волынской епархии», т. I, Почаев, 1888).
Из современных особенностей из сферы епархиальной жизни можно указать, что официальные источники отмечают в последнее время улучшение народной нравственности и быта, благодаря влиянию питейной реформы. С уничтожением кабаков, где прежде с утра до поздней ночи проводили время страдающие слабостью к спиртным напиткам, где происходили оргии и необузданный разгул, порок пьянства в народе стал менее заметен. Часто и охотно теперь посещаются народом чайные и читальни попечительства о народной трезвости. Население избавилось от эксплуатации со стороны частных виноторговцев, вызывавшей материальное оскудение и нравственное растление народа.
2. Статистический обзор. – Епархия занимает пространство 63,126 в., обнимает 8 уездов, имеет православного населения (по счёту 1899 года) 2.033,098 душ; родившихся в 1900 г. было 112,776, умерших 64,779; браков состоялось 21,773; присоединившихся к православию в 1901 г. было 343, в том числе чехов 226, римско-католиков 97, лютеран 7, раскольников 5, евреев 6 и магометан 2. Церквей 1,999, в том числе: соборных 12, монастырских 38, братская 1, приходских 1,243 (в том числе 9 двуклирных), железнодорожных 2, кладбищенских с причтами 2, домовых (архиерейского дома) 5, духовно-учебных заведений 6, богоугодных заведений 1, военно-госпитальных 2, при гимназиях и реальных училищах 4, тюремных 7, приписных 506, кладбищенских 166; сверх того, часовен и молитвенных домов 207. Каменных зданий в этом числе 339 и деревянных 1,867. Монастырей 14, в том числе одна лавра: 10 мужских и 4 женских, в том числе 3 приписных. Белого духовенства: протоиереев 36, священников 1,261, диаконов 77, псаломщиков 1,376; против штатного положения – первых больше на 23, вторых меньше на 12, третьих больше на 47 и четвертых меньше на 35. За штатом протоиереев 1, священников 57 и 78 псаломщиков. Монашествующих: монахов 127 и послушников 134; монахинь 37 и послушниц 411. По штату положено монахов 114, монахинь 51. Братств в 1901 г. было 29, церковно-приходских попечительств 474. Церковных школ 1,447, учащихся до 67,000. Библиотек при церквах 96, при благочиннических округах 28. Среди православного населения епархии проживает много иноверцев, преимущественно евреев и римско-католиков, затем сектантов и лютеран-немцев, чехов, магометан и раскольников.
3. Епархиальное управление. – Кроме епархиального архиерея, Волынская епархия имеет двух викариев. Духовная консистория состоит из четырёх членов и секретаря. Благочиннических округов 62; в каждом округе, кроме благочинного, имеется помощник благочинного, духовник и духовно-судебный следователь. Благочинный, его помощник и духовник составляют благочиннический совет. Благочиннические советы разрешают споры, возникающее между членами причта из-за пользования церковною землею, а также из-за раздела церковных доходов, принимают меры к примирению враждующих сторон, объявляют выговоры, внушения, замечания по предписанию епархиального начальства, или по собственному усмотрению, аттестуют членов причта в клировых ведомостях и принимают постройки, сооружаемые для причта. Благочинных над монастырями 2. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания состоит из 3 членов и секретаря.
4. Духовно-учебные заведения и церковные школы. – Волынская духовная семинария открыта 14 мая 1796 г. в г. Остроге, где была архиерейская кафедра, в Преображенском монастыре. После пожара в 1821 г., 18 апреля, истребившего Преображенский монастырь, семинария вслед за архиерейским домом и консисторией переместилась в 1825 г. в м. Аннополь, где было найдено удобное помещение в имении князя Яблоновского, и поместилась в бывших конюшнях княжеского дворца. Когда в 1831 г. архиерейский дом и консистория переведены были в Почаевский монастырь, был проект перевести туда же и семинарию, но вместо того она 6 апреля 1836 г. переведена была в г. Кременец, в «полицеальные здания», т. е., здания бывшего лицея графа Чацкого. В 1901 г. в семинарии обучалось 422 воспитанника, в том числе 68 иносословных; в фундаментальной библиотеке было свыше 9,300 названий, в ученической до 3,000 названий. В общежитии помещается около 240 воспитанников. При семинарии открыто 26 сентября 1882 года попечительство о воспитанниках семинарии. Средства попечительства слагаются из обязательного взноса, установленного епархиальным съездом 1880 г., по полтиннику с каждого причта (670 р.), членских взносов (до 150 р.), штрафных денег за несвоевременную явку воспитанников с каникул и пр. В 1901 г. попечительство собрало до 1,800 р., израсходовало до 1,500 р., к 1902 г. имело в остатке свыше 6,000 р. («Волын. Е. В.», 1902 г., № 8). В 1897 г. заложено для семинарии новое здание в Житомире, куда и переводится семинария («Волын. Е. В.», 1897 г., № 20; 1867 г., № 4; 1868 г., №№ 17 и 18).
Кременецкое духовное училище, старейшее училище епархии, открыто 26 сентября 1817 г. первоначально в г. Остроге, в зданиях Преображенского монастыря, отчего и называлось Острожским; в 1821 г. пожар истребил город и монастырь, но ученики продолжали ютиться кое-как в развалинах, пока училище не перешло с осени 1825 г. в м. Аннополь, в безмездно уступленные князем Яблоновским здания княжеского дворца; в 1838 г. училище переведено в Кременец, куда уже 2 года перед тем переведена была и семинария («Волын. Е. В.», 1900 г., № 25). В 1901 г. в училище было 203 воспитанника, в том числе 23 иносословных. Почти все помещаются в общежитии. При училище имеется попечительство о нуждающихся воспитанниках училища; в 1901 г. оно собрало свыше 700 руб., израсходовало свыше 500 р., к 1902 г. имело в остатке свыше 3,200 руб. («Волын. Е. В.», 1902 г., № 9).
Житомирское духовное училище открыто в г. Житомире 17 января 1864 г. Собственно, оно было переведено сюда из г. Белостока, где существовало с января 1843 г., будучи и туда, в свою очередь, переведено из Ковеля, в котором первоначально было открыто в январе 1819 г. («Волын. Е. В.», 1896 г., №№ 16 – 23). В 1901 г. в училище было 199 воспитанников, в том числе 21 иносословных. Почти все помещаются в училищном общежитии.
Мелецкое духовное училище открыто 17 сентября 1833 г. в м. Мельцах, ковельского уезда, при Базилианском монастыре, и первоначально было греко-униатским, входившим в район литовской греко-униатской епархии; православным оно стало после воссоединения униатов в 1839 г. В 1894 г., 1 сентября, училище перенесено в м. Мациов, где поместилось в усадьбе, купленной у графа Миончинского за 40,000 р. («Волын. Е. В.», 1894 г., № 28 и 1896 г., №№ 24 – 25). В 1901 г. в училище было 140 воспитанников, в том числе 11 иносословных. 60 воспитанников помещается в Общежитии.
Клеванское духовное училище открыто в м. Клевани, Ровенского уезда, с сентября 1877 г. в замке князей Чарторыйских; первоначально оно помещалось в Дермани, где было открыто 17 сентября 1833 г., почему и именовалось Дерманским («Волын. Е. В », 1896 г., №№ 24 – 25). В 1901 г. в училище было 150 воспитанников, в том числе 24 иносословных. Почти все помещаются в общежитии. При училище открыто с 1899 г. общество вспомоществования нуждающимся ученикам. В 1901 г. общество собрало до 400 р., израсходовало свыше 200 р., имеет капитал до 1,300 р. («Волын. Е. В.», 1902 г., № 10).
Волынское женское училище духовного ведомства в г. Житомире открыто 20 мая 1864 г.; первоначально было трёхклассным; шестиклассным стало с 1888 г. («Волын. Е. В.», 1894 г., №№ 30 – 34 и 36). При училище с 26 января 1897 г. существует общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам («Волын. К. В.», 1898 г., №№ 3 и 8); в 1900 г. общество собрало до 1,000 р., израсходовало свыше 500 р., к 1901 г. имело свыше 2,000 р. («Волын. Е. В.», 1901 г., № 16).
Волынское епархиальное женское училище, доселе трёхклассное, находится в г. Кременце, открыто в 1881 г. по мысли и стараниями преосвященного Виталия Острожского при архиепископе Димитрии. Училище помещается в 8 наёмных отдельных домах, расположенных на 4-х дворах. На постройку собственного здания училище располагало капиталом в 120,000 р., но не строилось в Кременце в ожидании перехода, вслед за близившимся переходом семинарии в Житомир. Теперь решено оставить училище в Кременце в освобождающемся помещении семинарии. В 1900 г. воспитанниц в училище было 144, в том числе 33 иносословных, живущих в общежитии 97. В фундаментальной библиотеке было 487 названий книг, в ученической 229 («Волын. Е. В.», 1901 г., № 4). Своей церкви в училище нет, и воспитанницы являются к богослужению в семинарскую церковь или архиерейскую-монастырскую. При училище открыто 18 мая 1897 г. общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам («Волын. Е. В.», 1897 г., №17). В 1900 г. оно собрало свыше 500 р., израсходовало свыше 300 р., к 1901 г. имело свыше 1,600 р. («Волын. Е. В.», 1901 г., № 14). С 1897 г. имеется при училище образцовая школа, с 1898 г. – образцовая кухня.
5. Просветительные, благотворительные и взаимно вспомогательные церковно-общественные учреждения в епархии. – Острожское Кирилло-Мефодиевское братство открыто в 1865 г. графиней Антониной Дмитриевной Блудовой по мысли и завещанию своего отца, графа Д. Н. Блудова, для поддержания и укрепления православно-русских начал и просвещения в ополяченном крае. В октябре 1865 г. открыта была начальная братская Кирилломефодьевская школа и приготовительное женское училище, в 1867 г. освящена братская церковь. Затем в 1875 г. учреждено женское высшее, имени гр. Д. Н. Блудова, училище, пользующееся правами женских гимназий. Кроме того, братство содержит в Остроге: пансион для приходящих учениц высшего училища, в ожидании вакансий в училище; крестьянский пансион для подготовления крестьянских мальчиков, окончивших сельскую школу, к поступлению в Острожскую прогимназию, – содержится на крестьянские средства Острожского уезда; библиотеку с архивом братским и складом для продажи книг, – тут же в зале бывают собрания братства; лечебницу и странноприимный дом для богомольцев, проходящих в Почаевскую лавру («Волын. Е. В.», 1868 г., №№ 17 и 20).
Луцкое Крестовоздвиженское братство открыто в 1873 г. Братство имеет свою церковь, две часовни, церковный братский хор, библиотеку и древлехранилище, книжный склад, богадельню (на 15 – 20 лиц) и ночлежный приют, лечебницу, устраивает религиозно-нравственные народные чтения. В 1895 г. братство собрало на приход свыше 1,700 р., имело в остатке до 700 р. («Волын. Е. В.», 1896 г., №№ 22 и 23).
Святовладимирское братство открыто 1 января 1888 г. первоначально при Святовасильевской церкви г. Владимира Волынского (устав утверждён 31 октября 1887 г.) в память св. равноапостольного князя Владимира. С 1891 г. братство состоит под покровительством е. и. в. великого князя Константина Константиновича. Ближайшим поводом к учреждение братства была забота о возобновлении бывшего тогда в развалинах Мстиславова храма. Затем братство расширяло свою деятельность, но придерживалось главным образом церковно-археологических задач: охраняло исторические памятники, устроило при Мстиславовом храме древлехранилище, библиотеку, потом устроило продажу религиозно-нравственных книг, стало заботиться о церковном хоре в Мстиславовом храме, завело народные чтения для содействия религиозному просвещению народа. В 1901 г. утверждён новый устав братства («Вол. Е. В.», 1901 г., № 34). По новому уставу братство состоит при Мстиславовом Успенском соборе.
Волынское Владимировасильевское братство в г. Житомире открыто в 1888 г. при Волынском кафедральном соборе для поддержки обращающихся в православие, распространения религиозно-нравственных книг в народе (у братства есть свой склад) и поддержания архиерейского хора. В 1901 г. братство имело на приходе свыше 500 р., израсходовало свыше 350 р. и сохранило в остатке к 1902 г. до 3,000 р. («Волын. Е. В.», 1902 г., № 8).
Кременецкое Богоявленское Святониколаевское братство открыто 24 октября 1880 г. Братство поддерживает 2 церковно-приходских братских школы в зданиях Богоявленского монастыря, оказывает пособия нуждающимся и в последнее время открыло продажу религиозно-нравственных книг и брошюр; в 1901 г. братство собрало до 800 р. и получало пособие в 360 р. от училищного совета на жалование учителю, израсходовало свыше 750 р., сохранило к 1902 г. свыше 1,100 р. («Волын. Е. В.», 1902 г., № 7).
СтароКонстантиновское братство св. Креста; открыто в 1870 г.
Кроме этих городских братств, ещё есть сельские приходские братства, как: в с. Великом Вербче, ровенского уезда, открытое 8 ноября 1899 г. («Волын. Е. В.», 1901 г., № 7); Заболотце-Биличское, открытое в 1895 г. («Волын. Е. В.», 1901 г., № 19); Новомалинское Иоаннобогословское, Острожского уезда, открытое 26 сентября 1899 г. («Волын. Е. В.», 1900 г., № 1 – 2); Шепетовское Архангеломихайловское, Заславского уезда, открытое в. 1893 г. («Волын. Е. В.», 1897 г., № 34); Александро-Николаевское при Воскресенском соборе в г. Ровне, открытое 6 декабря 1897 г. («Волын. Е. В.», 1898 г., № 3); Белогородское Святотроицкое («Волын. Е. В.», 1896 г., № 6 и 1894 г., № 9); Кричильское Святопокровское, Ровенского уезда («Волын. Е В.», 1902 г., № 11) и др.
В приходах, где имеются церковные школы, всюду заведены певческие хоры, в некоторых имеются и канонархи. В большей части приходов по воскресным и праздничным дням совершаются торжественные вечерни с чтением акафистов. Во многих приходах священники, при участии псаломщиков, ведут внебогослужебные собеседования и чтения, причём обыкновенно и выдаются книги для чтения из церковных и школьных библиотек. В некоторых приходах псаломщики или грамотные прихожане занимаются в церкви в свободное от богослужения время общим обучением общеупотребительным молитвам.
Волынское церковно-археологическое общество открыто 2 января 1894 г. («Волын. Е. В.», 1895 г. № 11 – 12 и 1894 г. 3). В 1899 г. общество имело 113 членов. Общество заведует епархиальным древлехранилищем и библиотекой. Общество издало 2 выпуска «Волынского историко-археологического сборника». (Вып. II. Житомир, 1900).
Волынский отдел императорского православного палестинского общества открыт 2 февраля 1894 г. («Волын. Е. В.», 1894 г., № 3). В 1900 г. отдел исполнил 819 чтений о св. земле в 84 пунктах, имел 49 членов («Волын. Е. В.», 1901 г., № 18).
Епархиальное попечительство о бедных духовного звания в 1901 имело дохода до 7,700 р., израсходовало на выдачу пособий и пр. до 7,500 р., к 1902 г. оставалось капитала до 86,000 р.
Эмеритальная касса духовенства епархии только что пережила первое пятилетие. В 1901 г. касса имела капитала до 250,000 р. («Волын. Е. В.», 1901 г., № 10).
6. Монастыри женские в епархии отличаются лучшим благоустройством по сравнению с мужскими.
Почаевская Успенская лавра. Ее начало теряется в глубокой древности. По некоторым сведениям она основана в 1240 г. («Волын. Е. В.», 1876 г., № 2); в 1720 г. отнята в унию, в 1831 г. возвращена в православное ведомство (25 декабря 1831 г. – 13 октября 1833 г.). Драгоценнейшею святынею лавры является Почаевская чудотворная икона Богоматери (особенность иконы: Богоматерь держит Младенца на правой руке, вокруг изображён архидиакон Стефан, св. Мина, пр. Илия, препод. Авраамий, муч. Параскева, Екатерина и Ирина), оставленная в 1559 г. у владелицы имения Орля Анны Гойской греческим митрополитом Неофитом и затем просиявшая чудесами, и в 1597 г. переданная Гойской монастырю («Волын. Е. В.», 1897 г., № 33). В лавре почивают мощи преп. Иова Железа, игумена Почаевского, почивающие в серебряной раке, сооруженной в 1842 г. графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. В 1893 г. при лавре открыто древлехранилище, с 1895 г. – странноприимница. Издавна существует типография, для которой в 1897 г. выстроено специальное здание. При лавре имеется двухклассная церковная школа. К лавре приписаны: Дубенская Крестовоздвиженская пустынь и Житомирский Богоявленский монастырь. Пустынь находится в 50 в. от Почаева, основана в конце XIV в. («Волын. Е. В.», 1897 г., № 26), отнята была в годину бедствий на унию, при возвращении края России снова возвращена в православие и была после этого на первых порах только приходскою церковью, а с 1860 г., 2 июня, переименована в монастырь и приписана к лавре. Житомирский Богоявленский общежительный монастырь устроен преосвященным Модестом на средства лавры в 1896 – 1897 гг. («Волын. Е. В.», 1897 г., №№ 10 и 26; 1898 г., №№ 10 и 14). Мысль об учреждении в Житомире монастыря дана ещё преосвященным Палладием.
Владимиро-Волынский Христорождественский мужской первоклассный штатный монастырь состоит под настоятельством первого викария, епископа Владимиро-Волынского. Монастырь первоначально был иезуитским (основан в 1755 г.), потом униатским (с 1773 г.), в православный он обращён в 1840 г. В 1842 г. возведён на степень 1-го класса. Настоятелями сначала были игумены, с 1870 г. – архимандриты, с 1981 г. – викарный епископ. При монастыре имеется одноклассная церковно-приходская школа.
Дерманский Святотроицкий первоклассный штатный мужской монастырь расположен в 40 в. от г. Дубна, на отдельном холме; основан в XV ст. князем Острожским Василием Федоровичем Красным (ум. 1450 г.). В 1720 г. обращён в униатский, в 1796 г. возвращён в православие, в 1842 г. сделан первоклассным. К нему приписан Кременецкий Богоявленский мужской монастырь. Этот монастырь основан в первой половине XVII ст., в некотором расстоянии от нынешнего места, потом был обращён в унию, но в 1839 г. возвращён в православие; в настоящее время служит местопребыванием второго викария епархии, епископа Острожского.
Мелецкий Святониколаевский мужской первоклассный штатный монастырь при м. Мельцах, ковельского уезда, в 32 в. от г. Ковеля, основан в первой половине XVI в. князем Сангушко. В 1656 г. обращён в унию в 1839 г. воссоединён с православием, с 1842 г. стал первоклассным. В нем находится чтимая икона святителя Николая. При монастыре имеется одноклассная церковно-приходская школа.
Тригорский Преображенский мужской второклассный штатный монастырь расположен в 25 в. от Житомира, в живописной местности при р. Тетереве, на трёх гранитных горах; основан в 1613 г. местными землевладельцами Николаем и Феодором Вороничами («Волын. Е. В.», 1898 г., №№ 4–14), в 1723 г. обращён в унию, в 1839 г. воссоединился с православием. При монастыре имеется одноклассная церковно-приходская школа.
Зогоровский Рождествобогородичный мужской третьеклассный штатный монастырь, в 30 в. от г. Владимира, при с. Зогоровской Волице, основан в 1548 г. Иваном и Петром Зогоровскими. В XVIII ст. обращён в унию, в 1839 г. воссоединён с православием. В монастыре находится чудотворная икона Божией Матери. При монастыре имеется одноклассная церковно-приходская школа.
Загаецкий св. Иоанна Милостивого мужской третьеклассный штатный монастырь, в 20 в. от г. Кременца, основан в 1025 г., в 1709 г. обращён в унию, а в 1794 г. возвращён в православие. В монастыре находится Загаецкая чудотворная икона Богоматери. При монастыре имеется одноклассная церковно-приходская школа (Иером. Анатолий, «Загаецкий, св. Иоанна Милостивого, монастырь», Спб., 1901 г.).
Корецкий Воскресенский женский второклассный монастырь, при м. Корце, в 29 в. от Новгорода Волынского, основан около 1571 г. князем Богушем Корецким, в 1752 г. обращён в унию, возвращён в православие в 1795 г. При монастыре имеется одноклассная церковная школа.
Любарский Георгиевский женский второклассный монастырь, в 90 в. от Новгорода, при м. Любаре, первоначально был мужским, основан в 1614 г. князьями Любомирскими, воссоединён с православием в 1839 г. и в 1872 г. обращён в женский. В монастыре находится чудотворная икона св. Онуфрия. При монастырь имеется одноклассная церковная школа.
Городищенский Рождественский женский монастырь, в Заславском уезде, основан в 1538 г. князем Богушем Фёдоровичем Корецким; потом совращен был в унию, и снова возвращён в православие («Волын. Е. В.», 1867 г., № 5). При монастыре имеется одноклассная церковно-приходская школа.
Зимненский Святогорский женский монастырь расположен в 5 в. от г. Владимира Волынского, при с. Зимне, которое некогда было предместьем города, в живописной местности, на возвышенном берегу р. Луха. Грандиозная каменная Успенская церковь построена по преданию в конце ХV в. на месте церкви, построенной св. Владимиром равноапостольным. Под церковью находятся пещеры наподобие Киевских, выложенные кирпичом, на глубине 10 саж. от поверхности земли. Самый монастырь бывший мужским, существовал ещё в XI в., в 1682 г. насильственно обращён в унию, был разграблен и пришёл в крайний упадок. По воссоединении с православием монастыря не было, а церковь была приходская, но в 1893 г. монастырь восстановлен, но уже не мужской, а женский. В монастыре имеется древний чудотворный Зимненский образ Пресвятой Богородицы. При монастыре – двухклассная церковная школа («Волын. Е. В.», 1894 г., № 22 и 1867 г., № 3).
7. Литература. Н. И. Теодорович, «Город Владимир, Волынской губернии, в связи с историей Волынской иерархии», Почаев, 1893 г.; «Волынская духовная семинария» (с 1796 по 1900 г.), Почаев, 1901 г.; «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии» тт. I-III, Почаев, 1888 – 1898 гг.; «Волынь, в описаниях городов, местечек и сел в церковно-историческом, географическом, этнографическом, археологическом и др. отношениях. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии», т. IV, Почаев, 1899 г. – А. О. Хойнацкий, «Очерки из истории православной Церкви и древнего благочестия на Волыни», Житомир, 1878 г.; – «Волынь. Исторические судьбы юго-западного края», Спб., 1888 г. – «Волынские Епархиальные Ведомости», и др.
С. Рункевич