Вознесенский И. И.
Вознесенский Иван Иванович, протоиерей Костромского кафедрального собора, современный исследователь русского церковного пения, автор многочисленных трудов по истории и теории церковного пения, из коих некоторые удостоены премии митрополита Макария. Уроженец Костромской епархии, из духовного звания, о. В. воспитывался в Костромской семинарии, а затем в Московской дух. академии. По окончании курса был много лет преподавателем греческого языка в Костромской семинарии и одновременно несколько лет исправлял там и должность учителя пения, с успехом преподавая этот, новый в то время для семинарии, предмет по особой, только что введённой, с утверждения Св. Синода, программы, представляющей опыт всестороннего специального изучения церковного осмогласного пения с исторической, технической, мелодической, ритмической и гармонической его сторон. Будучи переведён в рижскую духовную семинарию на должность инспектора, В. и здесь не покидал своих занятий церковным пением. Плодом его занятий и было множество изданных им исследований в области истории и теории церковного пения, – представляющих специальную разработку известных церковных распевов и мелодий со стороны их исторического происхождения и технического устройства. В настоящее время о. В. состоит протоиереем и ключарём в Костромском кафедральном соборе и также продолжает свои занятия в области церковного пения.
До настоящего времени о. В. написаны и изданы следующие его труды и исследования:
1. «О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой и малый знаменный распев». Вып. I. Киев. Изд. первое, 1887 г. Изд. второе, Рига, 1890 г. В этом сочинении сначала изложена история происхождения и развития знаменного распева и его нотации и затем представлен анализ его технического и мелодического устройства. Сочинение удостоено премии моск. митр. Макария и рекомендовано для выписки в фундамент. и ученич. библиотеки духовных семинарий.
2. «О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой и малый знаменный распев. Вып. II. Нотные приложения с объяснительным текстом». Рига, 1889 г. В этом сочинении, в виде иллюстрации к первому выпуску, сделан систематический свод всех лиц и фитных мелодий большого знаменного распева, В приложении 1-м указаны употребительнейшие строчные запевы и припевы знаменного распева. В приложении II-м: употребительнейшие гласовые строки и их варианты в большом и малом знаменном распеве, подобны, прокимны, аллилуиа и Свят Господь 8-ми гласов. В приложении III-м: фитные (украсительные) мелодии и фитообразные лица или строки с примечаниями к ним. В приложении IV-м представлен общий реестр или словарь мелодических строк большого знаменного распева.
3. «Осмогласные распевы трёх последних веков православной русской церкви. Вып. I. Киевский распев». Киев, 1888 г.
4. То же. Вып. II. «Болгарский распев в России». Киев, 1891 г.
5. То же. Вып. III. «Греческий распев в России». Киев, 1893 г.
6. «Образцы осмогласия распевов: Киевского, болгарского и греческого с объяснением их технического устройства». – Приложения к сочинению «Осмогласные распевы трёх последних веков православной русской церкви». Рига, 1893 г. Сочинения эти (1 выпуска) удостоены полной премии митроп. Макария и учебным комитетом рекомендованы в качестве пособия для духовно-учебных заведений. В них сначала изложена история происхождения и развития названных распевов в России, указано затем техническое их устройство, представлен подробный анализ мелодических строк и в заключение (4 вып.) представлены образцы.
7. «Церковное пение православной юго-западной Руси по нотно-линейным ирмологам ХVII и ХVIII веков». Киев, 1890 г. 2 изд. М., 1898 г.
8. То же. Вып. II. «Сравнительное обозрение церковных песнопений и напевов старой юго-западной Руси, по прологам XVII и XVIII вв., ирмологу Г. Головни 1752 г., Московским синодальным изданиям и гармоническим переложениям Я. Д. Малашкина». М., 1898 г.
9. То же. Вып. III. «Ирмолог Гавриила Головни 1752 и круг церковных песнопений по напеву Киево-Печерской лавры, на 4 голоса, Л. Д. Малашкина». М., 1898 г.
10. То же. Вып. IV «Метод греко-славянского церковного пения, испанца Иоанна де-Кастро (De Castro) с присовокуплением сборника (Энхиридиона) песнопений той же церкви, составленного тем же автором. Иер. М., 1899 г.
11. «О современных нам нуждах и задачах церковного пения». Рига, 1891 г. Рекоменд. в кач. полезн. пособия для учителей церковн. пения.
12. «Общедоступные чтения о церковном пении. Вып. I. О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и порядке этого пения. О внехрамовом пении священных песнопений и духовных стихов». Рига, 1892 г.
13. То же. Вып. II. «О современном нам общенародном церковном пении в России. О свойствах церковного, преимущественно народного, пения». Рига, 1893 г.
14. То же Вып. III. «Техническая сторона состава и исполнения церковных песнопений. Содержание, виды и ритмические формы церковных песнопений. Мелодический и ритмический состав церковных напевов. Техника певческого исполнения». Кострома, 1895 г.
15. «О пении в православных церквах греческого востока с древнейших до новых времён». С приложением образцов византийского церковного осмогласия. Ч. I, II. Кострома, 1895 – 1896 г. Удост. премии митр. Макария. Одобр. в качестве пособия для препод. церк. пения.
16. «Образцы греческого церковного осмогласия, с примечаниями». – Приложение к соч. «О пении в православных церквах греческого востока». М., 1897 г.
17. «Главные пункты истории греческого церковного пения». – Глава из книги – «О пении в прав. церквах греч. востока». Кострома, 1896. г.
18. «Состояние церковного пения в православных церквах Прибалтийского края и меры к его возвышению за последнее время». «Рижск. Епарх. Вед.» 1888 г.
19. «Опись старым нотным рукописям Костромской епархии, высланным в 1896г. в канцелярию преосвящен. Виссариона, еп. Костромского и Галичского, для передачи в дирекцию Московского синодального хора и училища церковного пения». «Костромск. Еп. Вед.», 1896 г., № 23 и 1897 г., № 1.
Указанными исследованиями о. протоиерей В., как нельзя лучше, отвечает требованиям и запросам своего времени. Переживаемая нами эпоха восстановления древне-церковного богослужебного пения, – остававшегося в тени и забвении во все время так называемой концертной эпохи церковного пения в России, открывала обширное поле для критических работ и исследований в этой области. На этом поле с успехом трудился и трудится почтенный о. протоиерей и своими исследованиями в области древнего богослужебного пения как нельзя лучше способствует уяснению для современников как исторического происхождения и развития наших осмогласных церковных распевов, так, равно, и технического их устройства, мелодического построения и религиозно-художественного достоинства.
См. «Словарь русского церковного пения» А. Преображенского стр. 24 и 92. Его же, «Указатель книг, брошюр, журнальных статей и рукописей по церковному пению». Μ., 1900 г., стр. 11.
Свящ. Ал. Митропольский