Источник

Вознесенский А. И.

Вознесенский Александр Иванович, помощник инспектора Казанской духовной академии, магистр богословия. Уроженец нижегор. губ., сын священника, В. родился 8 апр. 1867 г. в селе Подлесове, нижегор. уезда. По окончании первоначального и среднего образования в местных дух. училище и семинарии, в 1887 году поступил в моск. дух. академию, в каковой и обучался по 1891 год, проходя науки исторического отделения. По окончании курса академии со степенью кандидата богословия, В. в марте 1892 года был назначен на должность помощника инспектора нижегор. дух. семинарии, а затем 16 дек. 1894 г. был определён на должность помощника инспектора Казанской дух. академии, в каковой должности он и состоит по настоящее время. В 1897 г. В. представил в совет академии магистерскую диссертацию, за каковую удостоен искомой степени. Кроме должности помощника инспектора, с 1897 г. В. состоит ещё преподавателем св. писания на миссионерских, при академии, курсах.

Магистерская диссертация А. И. В. под заглавием: «Возможность Богопознания. Опыт психологического и гносеологического оправдания христианского учения о Боге, как о личной творческой Первопричине мира, Казань, 1897 г.», по отзыву преосв. Антония (Храповицкого), имеет не столько апологетический, доказательный характер, сколько описательный, психологический. Она представляет собою попытку самостоятельного построения теории богопознания, не в смысле подбора доказательств бытия Божия, а в смысле обнаружения и разъяснения тех следов естественного откровения, которые заложены в природе духа человеческого, и затем, при философском исследовании проблем естественного богословия, располагают нашу мысль к благоприятным для религии выводам... Отсутствие внутренних противоречий, уравновешенности частей и отделки всех деталей можно требовать только от исторической монографии, да и то лишь в том случае, если она не представляет собою самостоятельной разработки источников, а построена под влиянием учёных пособий и имеет характер компилятивный. В трудах же на общие философские темы, которые останутся предметом учёного исследования навсегда, можно удовлетворяться и тем, если, кроме добросовестного труда, автор вложил в свою работу несколько солидных, оригинальных тезисов или хотя бы доводов. Такое достоинство рассматриваемое сочинение, несомненно, имеет, как в изложении законов человеческого познания, так и в общем положении об априорности элементов богопознания, а равно, и в изложении закона причинности, учения о категориях и о необходимости сверхъестественного Откровения (Прот. каз. ак. 1897 г., стр. 192–7).

Из других учено-литературных трудов А. И. В. могут быть указаны: «Спенсерова критика христианско-теистического понятия о Боге» («Чт. Общ. Любит. Дух. Просв.» 1894 г., № 1); «Познаваем ли Бог, как абсолютное и бесконечное» («Вера и Разум», 1895г. за Июнь). Кроме того, ему принадлежат несколько статей и заметок, помещённых в разное время в «Церковном Вестнике», как: «О единоверии»; «О церковном пении в духовно-учебных заведениях»; «О современных кандидатах академии», и др. В настоящее время А. И. В. принимает деятельное участие в переводе с латинского и греческого на русский творений св. отцов и учителей церкви.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал — Вячеслав. — 1902. — IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle