Делич
Делич – имя двух известных нем. уч. богослов, из коих
1) Делич Франц, доктор и профессор богословия, (род. в 1813 г., ум. 1890 г.), изучал филологию и философию в Лейпциге. Из одушевленного приверженца философии Фихте, стоявшей в религиозном отношении вполне на почве рационализма, он, в 1832 г., пережил внезапный внутренний духовный переворот, который пробудил в нем необычайную любовь к богословию. Сделавшись строгим лютеранином, находясь в дружественных отношениях с основателями нового цветущего периода лютеранской церкви в Америке, он стоял и в Германии, во время церковной борьбы 1830–40 гг. в первых рядах защитников лютеранского исповедания (ср. его Luthertum u. Lügentum». 1839). В 1842 г. он был приглашен на профессорскую кафедру в Прусский университет, где работал в духе здорового пиэтизма, причем его книга о причащении (7-е изд. 1886) получила большое распространение. В 1846 г. он сделался преемником Гофмана в Ростоке. В 1850 г. он прибыл оттуда в Эрланген, и преподавал там рядом с Гофманом, пока в 1867 г., по смерти Ангерса, не освободилась кафедра ветхо- и новозаветной экзегетики в его родном городе Лейпциге. В своих экзегетических трудах он стоял на точке зрения эрлангенской школы, главным представителем которой и сделался рядом с Гофманом. Уже в 1845 г. он в своем «Библейско-пророческом богословии» подверг основательной критике гофманскую систему, занял по отношению к ней самостоятельное положение, и впоследствии боролся против ее примирительной теории. В Ростоке он, между прочим, написал четыре книги «О церкви» (1847) и «О доме Божием или церкви» (1849). Вместе с Кейлем он издавал «Библейский Комментарий на Ветхий Завет», причем ему принадлежат следующие части: Исаия (3-е изд. 1875), Псалтирь (4-е изд. 1883), Иов (2-е изд. 1876), Притчи Соломоновы (1873), Песнь Песней и Экклезиаст (1875). Еще раньше им изданы были толкования на пророка Аввакума (1843), на книгу Бытия (1852, 4-е изд. 1872 г., последнее вполне вновь обработанное в 1887 г. под заглавием: «Новый Комментарий на книгу Бытия»). Его комментарий на Послание к Евреям (1857) считается образцовым новозаветным комментарием. Исследование Д. в области теософии и мистики, главным образом, выступает в его «Системе библейской психологии» (2-е изд. 1869), рядом с чем можно назвать его «Систему христианской апологетики» (1869). С 1833 г. под влиянием миссионеров Беккера и Гольдберга, Д. заинтересовался иудейской миссией и много занимался раввинскими исследованиями. Его «История иудейской поэзии» 1836 г. служит основой науки в этой литературной области, причем знаменитейшие иудейские философы средневековья были изданы им под заглавием: «Анекдоты к средневековой схоластике среди иудеев и мусульман». Он участвовал также при издании большой Фюрстовой Конкорданции к Ветхому Завету. Результаты своей раввинской учености он изложил отчасти в своих комментариях и отчасти в многочисленных апологетических сочинениях, из которых особенно известны: «Иисус и Гиллель», «Мессия, как примиритель» и «Христианство и иудейская печать». С 1863 г. он издавал миссионерскую газету «Семя на надежде». В 1880 г., по его инициативе, вновь основан был «Иудейский институт», и с 1886 г. он руководил семинарией для образования кандидатов богословия для иудейской миссии. Величайшим трудом его жизни был перевод Нового Завета на еврейский язык, который он закончил после сорокалетних трудов, в 1877 г. Около 60,000 экземпляров его распространено среди иудеев, и производит большое религиозное движение на Востоке. Д. не чужд был и беллетристики; в этом отношении известно его часто переиздававшееся сочинение под заглавием: «День в Капернауме», где он, на основании содержащихся в Библии и в послебиблейской иудейской литературе материалов, художественно описывает один день из жизни Спасителя. Почти все сочинения Д. переведены на главнейшие иностран. языки. Ум. 1890 г.
2) Делич Фридрих – проф. Берлинского университета (род. 1850 г.), один из так наз. «придворных богословов», автор нескольких сочинений по библейской археологии, как трактат: «Где лежал рай» (1881), «Вавилон» и разный статьи по ассириологии. Но особенно громкую известность он приобрел своими двумя рефератами, под загл. Babel u. Bibel. (в янв. 1902 и 1903 гг.), в которых хотел подвесть итоги новейших исследований в Вавилонии в отношении к Библии. Так как он стал открыто на точку зрения крайнего критицизма, отверг божест. характер Библии, вполне поставив ее в зависимость от Вавилона, то вызвал крайнее возбуждение в богословских кружках Германии, и против него началась сильная полемика, составившая целую литературу (Bibel und Babelliteratur), в которой многие профессора богословия опровергали крайние выводы Д. По поводу его рефератов выразил свое неудовольствие даже сам импер. Вильгельм II, в присутствии которого были они прочитаны, причем царственный богослов преподал ученому профессору серьезный урок, как осторожно нужно выступать с личными мнениями по серьезным и глубоко важным вопросам за пределами ученой корпорации – пред широкой публикой (См. «Странник» май 1903 г.).