Вине, Александр
Вине, Александр, швейцарский богослов; род. близ Лозанны в Швейцарии, 1797 г.; ум. в Кларенсе, на берегу Женевского озера, 1847, получил образование в Лозанне. С 1817 по 1837 г. был преподавателем французского языка и литературы в гимназии и педагогиуме в Базеле, затем экстраорд. профессором того же предмета в университете и, наконец, в 1835, ординарным профессором. В 1819 г. он был рукоположен во священника; но в 1823 подпал влиянию Цезаря Малана с его своеобразными духовными воззрениями. Под влиянием гонения на момьеров (см.), В. обратил внимание на вопрос о свободе совести, и это побудило его написать для Парижского «Общества христианской нравственности» сочинение на премию под заглавием «Записка в пользу свободы культов», Париж, 1826. Эта книга установила его репутацию, как мыслителя и писателя. Не довольствуясь философствованием, он принял деятельное участие в. усилиях для обеспечения религиозной свободы в Швейцарии, вследствие чего привлечён был к суду (1829) и должен был заплатить штраф в 80 франков, причём ему запрещено было и отправлять свои пасторские обязанности в течение года. Но все это, конечно, только ещё более усилило его влияние. В 1837 г. он получил приглашение в Лозаину на кафедру профессора практического богословия. В знак уважения к нему, Базель дал ему в этом же году степень доктора богословия. В 1845 г. он сделался профессором французской литературы в лозаннской академии. 28 января 1847 г. он прочёл свою последнюю лекцию по богословию, 19 апреля он перешёл в Кларенс и там умер. – В. приобрёл большую известность в двух областях – богословии и литературной критике. Своими учителями он признавал Паскаля и Канта. По практическому богословию осталось несколько посмертных сочинений, составленных по записям студентов, именно: «Пастырское богословие, или теория евангелического служения», Париж, 1850; «Гомилетика, или теория проповедничества», 1853; и «История проповедничества среди реформатов во Франции в XVII веке», 1860. В своей «Гомилетике» В. определяет проповедь, как речь, внесённую в общественное богослужение и имеющую своею целью или приводить к христианской истине тех, кто незнаком с нею, или внедрить христианскую истину в тех, кто уже знаком с нею, или то и другое. Он много останавливается на художественном построении проповеди. Сначала нужно избрать тему. Текст уже менее важен, так как он не имеет существенного значения для рассуждения; и однако нужно и его обрабатывать из уважения к слову Божию. Принадлежащая В. «История проповедничества» есть превосходная книга о непродолжительном, но важном периоде в истории французского проповедничества. И сам В. был прекрасным образцом этого учения. Он никогда не был пастором и однако часто произносил проповеди по приглашению в французской церкви в Базеле и в свободной церкви Водского кантона. Издано пять томов этих проповедей и бесед. Беседы его привлекали многочисленных слушателей и производили большое впечатление.
См. E. Scherer, Alexandre Vinet, notice sur la vie et ses ecrits, Paris, 1853; E. Rambert, A. Vinet, histoire de sa vie et de ses ouvrages, Lausanne и Paris, 1875.