Источник

395. Блажен человек, который познает немощь свою. Удивляться трудам святых – дело похвальное и ревновать им – спасительно. Кто от случающихся падений не падает духом, того восхвалят Ангелы

Пелагия!

Мир тебе. Милость Божия буди со всеми вами!

Письмецо твое получил от 3-го сего ноября 4-го числа. Читая оное, порадовался духом за твое познание своих немощей. Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом вечной благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления, омрачающего ведение, и запасается осторожностию. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хоть малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу.

Удивляться трудам святых – дело похвальное, ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателями их жизни есть дело безрассудное и невозможное.

Время всякой вещи под небесами, – говорит Екклесиаст (Еккл. гл. 3, ст. 1). Изречение это объемлет и те вещи и делания, которые бывают в нашем священном жительстве. Известно, что для подвизающихся есть время бесстрастия и есть время побеждения страстями по причине младенчества подвизающихся; время слез и время сухости сердца, есть время повиновения и время повелевания, есть время поста и есть время принятия пищи. Есть время телесной брани и время погашения разжения, время бури душевной и время тишины ума, время сердечной печали и время духовной радости... – словом, всему время свое под небесами.

Итак, да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. Не будем искать того в зиме, что свойственно лету, ни во время сеяния того, что принадлежит жатве. Есть время сеять труды и есть время пожинать неизреченные дарования благодати. В противном случае мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно. Св. Макарий и Марк, изведовавший точным опытом, свидетельствует о сем, чтобы нам, немощным, приять для себя утешение во время нужды. «Изменения, – говорит, – в каждом бывают, как в воздухе». Уразумей же это слово «в каждом», потому что свойство одно: бывает холод, а вскоре потом – зной, также град и немного спустя – ведро. Так бывает и в нашем упражнении: то брань, то помощь от благодати; иногда душа бывает в обуревании и восстают на нее жестокие волны, и снова происходят изменения, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостию, миром от Бога, целомудренными и мирными помыслами. Он указывает на помыслы целомудрия, давая тем разуметь, что прежде них были помыслы скотские и нечистые, и дает совет, говоря: «Если за сими целомудренными помыслами последует, не будем печалиться и отчаиваться, когда последуют болезненные припадки, но принимать как естественное и свойственное нам. И не предадимся отчаянию подобно человеку, который за подвиг ожидает чего-то, даже совершенного и неизменяемого упокоения, и того, чтобы в нем произошло движение чего-либо сопротивного, что и Господь Бог наш не нашел приличным дать сему естеству в этом мире. И знай, что все это к смирению нашему навел на нас Божий Промысл, который о каждом из нас промышляет и устрояет, что каждому полезно. Наконец, знай, что устоять – не твое и не добродетели твоей дело, совершит же это благодать, которая носит тебя в дланях руки своей, чтобы ты не приходила в боязнь или отчаяние».

Плачь и проливай слезы, подражай в молитве жене хананейской и грешнице у ног Спасителя, вопий непрестанно и словами, и мысленно в сердце смиренно и громко: «Помилуй мя, Господи, Сыне Божий, дщи моя зле беснуется!» (прочти в Евангелии от Матфея гл. 15, ст. 21–28 и от Луки гл. 7, ст. 36–50 и еще гл. 18, ст. 10–14). И не должно ужасаться, если мы в начале иноческого подвига бываем боримы более, нежели когда жили в мире. Кто, хотя падает, но восстает, тем не овладеет нерадение, но Бог приведет его в устроение усердных делателей. Страстные! Будем прилежно молиться и неотступно умолять Господа, ибо все бесстрастные (т. е. святые) прежде были под игом страстей и потом уже достигли бесстрастия, и не иначе как вошли в покой безстрастия, как выдержавшие лютую брань со страстьми. Хотя не все могут быть бесстрастными, однако спастись и примириться с Богом всем возможно. Покаяние выше всех добродетелей. Но в надежде на милосердие Божие и на покаяние продолжать грешить не должно. Таковых внезапно похищает смерть. А согрешивши – отчаиваться не должно. Идеже умножися грех, преизобилует благодать Его. Ангелам свойственно не падать, людям – падать и скоро вставать, а бесам – никогда не восставать. Кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангелы, как храброго воина! Ангелам бывает радостно на небеси о едином грешнице кающемся. И Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти и что болящии требуют врача, а не здравии. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (Еванг. Лук. гл. 18, ст. 10–14). Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: «Отпустите мало – отпустится вам много» (Еван. Лук. гл. 6, ст. 37 и 1 Посл. к Коринф. гл. 13, ст. 1–8, 13).

Затем остаюсь при пожелании тебе здравия и спасения душевнаго. Испрашивающий милости Божией


Источник: Письма преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского. [Электронный ресурс] // Оптина пустынь

Комментарии для сайта Cackle