Вебер Т. Г.
Вебер Теодор Губерт – 2-й епископ немецких старокатоликов, род. в 1836 г., свое научное образование получил в университетах Боннском и Мюнхенском. Рядом с богословием он с особенною любовию изучал и философию. Примкнув к Боннскому профессору Кноодту, он вместе с своим учителем скоро сделался одним из блестящих представителей гюнтеровской философии, подвергшейся гонительству иезуитов. За свою диссертацию о Спинозе и Лейбнице он получил в 1858 году степень доктора философии, с 1868 года состоял доцентом философии в бреславском университете и преподавал с таким успехом, что вскоре сделан был экстраординарным профессором. Ватиканский собор поставил этого глубоко религиозного, правдивого и талантливого профессора на новую дорогу. Без малейшего колебания он примкнул к кругу тех доблестных мужей, которые выразили громкий протест против ватиканского искажения христианства. Исполненный священного одушевления и надежды на победу, Вебер отдался неравной борьбе. Он принадлежит к основателям старокатолической общины в Бреславле и в течение нескольких лет вместе с профессорством исполнял и пастырские обязанности для этой общины. Кроме того, он скоро получил широкую известность и как странствующий проповедник. На всех важнейших старокатолических собраниях он всегда выступал с своими искренними, глубокими и авторитетными речами. При всей разносторонности своей, так сказать, боевой жизни он успевал находить, время для научнолитературных работ и издал несколько философских и богословских сочинений, из которых известны: «История новейшей философии и метафизики» (1873 г.); «Церковь и государство по плану и намерению ультрамонтанства» (1872 г.); «Антон Гюнтер, краткий очерк его жизни и философии»; «К критике Кантовой теории познания» (1882 г.); «Эмиль де-Буа Реймонд, критика его миросозерцания» (1885 г.); «Штеккелева история новейшей философии (1886 г.); «Метафизика, научное обоснование онтологии позитивного христианства» (1888 и 1891 гг.). Затем еп. Вебер почти непрерывно помещал свои научно-богословские статьи в «Международном Богосл. журнале», в последних книгах которого, между прочим, помещены его статьи: «Христианство и антихристианство в науке» (вып. 34 г.); «Теобальд Циглер и старокатолицизм» (вып. 35) и др. Пастырские послания его отличаются обыкновенно широтою кафолического духа, а его энергичная деятельность на пользу старокатолицизма ставит его высоко, как одного из лучших вождей всего движения.
А. Л.