Источник

Иаков Якутский и Вилюйский

Иаков (в мире Иероним Петрович Домский), епископ Якутский и Вилюйский, магистр богословия, родился 6 июля 1823 г., в семье священника села Семенки, Подольской губернии, был крестником императора Александра Павловича, учился в Подольской семинарии и Петербургской Духовной Академии, которую окончил в 1849 г. со степенью кандидата; 30 ноября того же года был назначен учителем в иркутскую семинарию, а 13 июня 1858 г. переведен учителем в Томскую семинарию; 8 октября 1860 г. пострижен в монашество с именем Иакова и рукоположен во иеромонахи; 25 ноября 1861 г. перемещен в Иркутск инспектором семинарии; 11 июня 1865 г. произведен в архимандрита. Затем последовательно занимал должности: с 1870 г. ректора вновь открытой Благовещенской семинарии, с 1879 г. ректора Пермской семинарии, с 1883 г. архимандрита Данилова Троицкого монастыря в Переславле (Владимирской губ.) и, наконец, с 8 января 1884 г. до самой смерти, последовавшей 27 мая 1889 г., – епископа Якутского и Вилюйского. В Якутске он особенно заботился о распространении христианства между якутами и с этою целью устроил в Якутске епархиальное женское училище для детей не только местного духовенства, но и для якутов, сам вел внебогослужебных беседы, учреждал народные школы и библиотеки. От преосв. Иакова остались два обширные сочинения по истории русского проповедничества: «Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление», Спб. 1871 (444 † IV стр.), и «Исторический очерк русского проповедничества», том I. Спб. 1878 (XII † 800 стр.). Первое сочинение есть плод «долговременного преподавания Иаковом проповеднических предметов – словесности, гомилетики и, в последнее время, общей истории проповедничества в разных христианских странах и частной истории проповедничества в России». Здесь автор излагает историю русского проповедничества за все тысячелетнее время его существования. Эта история, по его взгляду, распадается на три периода: греко-русский (XI-ХVII в.), период подражания латинскому проповедничеству (XVII-XVIII в.), и период самостоятельного русского проповедничества (ХVIII -XIХ в.). Труд этот в свое время имел крупное значение, как первый опыт в нашей литературе исторического обозрения русского проповедничества, но трудность задачи и новизна дела, громадная масса материала, который надлежало переработать, служат причиной, что историческое обозрение иногда переходит в беглый и общий обзор, иногда о предметах важных автор говорит вскользь, мимоходом, а распространяется о мелочах; много есть в труде неточностей и прямо неверных положений (см. также рецензии в «Христ. Чтении» 1872 г. № 8; «Воскресном Чтении» за январь 1872 г.; «Странник» 1871 г. № 10; «Руководство для сельск. паст.» за февраль 1872 г.; «Церковной Летописи» за февраль 1872 и др.). Второе сочинение захватывает только первый греко-русский период (867–1664 гг.) русского проповедничества. По богатству собранного здесь материала оно далеко превосходит первое сочинение. Здесь есть целые новые и довольно обширные отделы, напр., о греческом проповедничестве (стр. 16–76), но и недостатки первого сочинения в значительной мере свойственны и второму. В 1879 г. преосв. Иаков за свой последний труд удостоен был Петербургскою Академией степени магистра богословия. Приготовлявшееся им продолжение «Исторического очерка» и особое сочинение «О недостатках современного проповедничества в его теории и практике» в печати, по-видимому, не появлялось.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle