Источник

Иаков – святые «восточные» этого имени

Иаков: святые «восточные» этого имени 1–10 по порядку церковного поминовения в году.

1) Иаков, св. мученик самосатский, III ст. Это один из семи воинов-мучеников (Роман, Филофей, Иперхий, Авив, Юлиан и Паригорий), отвергнувших язычество и умерщвленных в сирийском города Самосатах в 297 г. Память их 29 января. (Макарьевские Минеи-Четьи.)

2) Иаков, св. инок постник палестинский, VI ст. Уроженец финикийского местечка Порфиреона (около горы Кармильской), Иаков возлюбил иноческое житие, 15 лет жил в одной пещера в молитвах и посте. Затем перешел в иную каменную пещеру, в 40 верстах от того города, на берегу реки, и здесь жил 30 лет. Питаясь травою и проводя жизнь в подвигах, он получил дар чудотворения. Однажды он исцелил одну девицу от сумасшествия; но, живя с нею в течение двух дней, он, по проискам диавола, сотворил с нею блуд. В отчаянии от такого позора Иаков сделал новый решительный шаг: убил девицу и тело ее бросил в реку. Придя в соседний монастырь, он исповедал свои грехи перед игуменом и перед всею бравей. Последние просили его остаться в монастыре, но Иаков решился идти в мир. Дорогою он вошел в одну гробницу, наполненную костями мертвых, и прожил здесь 10 лет, питаясь травою дважды в неделю. Своими новыми подвигами он опять снискал милость у Бога. Во время бездождия и лютой бури местный епископ получил откровение, что если помолится старец, живущий в гробнице, то снидет дождь и перестанет буря. Епископ с крестами явился к Иакову и просил его помолиться; но святой только плакал и даже не открыл дверей епископу. Только после второго прихода епископа св. Иаков помолился, и вот на землю сошел дождь и буря утихла. С этого времени св. Иаков творил много чудес. Он скончался 75 лет от роду. Память его 4 марта.

3) Иаков Новый, св. проповедник времен иконоборства, конца VIII ст. В сане епископа катанского он за стойкость в деле иконопочитания был осужден на смерть от голода и жажды. Память его 21 (24) марта (АА. SS. Boll, март III, 357; октябрь VII, 65; Васильев Менолоий; Никодимов Синаксарист; Пролог: см. также D'Amico, Catana illustrata 1,361; Gaetano, Vitae sanctorum Siculorum, Amari, Storia deI musnlmani di Sicilia I, 220). Впрочем, одни ученые относят Иакова Нового к 730 г., другие к 772 г., третьи наконец к 812 г., отожествляя его со студитским иноком и сострадальцем св. Феодора Студита.

4) Иаков, св. исповедник и епископ, VIII-IX ст. По одним, он жил будто бы в царствование иконоборческого императора Константина Копронима (741–775 г.), по другим, он, как ученик св. Феодора Студита, скончался якобы в 824 г. в изгнании. Однако обе даты гадательны. Память его 21 (24) марта. (АА. SS. Boll. 2) марта III, 357; Минологий Василиев; Пролог.)

5) Иаков, св. мученик персидский, IV ст. Пресвитер Иаков вместе с диаконами Азою или Азоданом и Авдикием пострадали в Персии во время царя Сапора II, около 380 г. Память их 10 апреля. (Пролог.)

6) Иаков, св. мученик цареградский, VIII ст. Это один из 13 мучеников (Юлиан, Маркиан, Антоний, протоспафарий Григорий, Иоанн, Алексей, Димитрий, Леонтий, Фотий, Петр, патрикия Mария и девица Феодосия), которые пострадали за икону Спаса на Медных воротах в Константинополе в 726 г. Когда по повелению имп. Льва Исавриянина посланец взобрался по лестнице, чтобы разбить и уничтожить икону Спаса на воротах, эти святые, дав ему подняться, отдернули лестницу, и исполнитель царской воли упал и разбился насмерть. За это, по приказанию иконоборца, все участники были умерщвлены. Тела их были брошены на Пелагиевом кладбище, потом перенесены в монастырь Анины (около св. Мокия), в 30-х г. IX ст. с падением церкви, были засыпаны землей, в 869 г. вырыты (причем оказалось, что Мария лежала сверху) и положены в кипарисовой раке в том виде, в каком они лежали в могиле. Память их 9 авг.

7) Иаков, пресвитер, «зилот» (ревнитель), мученик персидский IV ст. Сын Марии, он обезглавлен вместе с епископом Иоанном в Персии при царе Сапоре II около 345 г. Память его 1 ноября. (Минологий Василев; Минологий Сирлетов; Типик Великой церкви, Дмитр. I, 19; Пролог.)

8) Иаков, преподобномученик афонский, XVI ст. Сын Мартина и Параскевы, он происходил родом из селения Касторийской епархии. Пася овец и скопив значительный достаток, он возбудил зависть в своем брате, который оклеветал его перед турецким правительством в том, что он будто бы нашел сокровище. Спасаясь от преследования, Иаков прибыль в Константинополь и здесь, через продажу своих овец, очень разбогател. После одного чудесного знамения, содеянного константинопольским патриархом Нифонтом II (1488–1490, 1499–1500 г.), Иаков лично беседовал с владыкою и, умиленный его беседами, роздал 300.000 пиастров бедным, а сам удалился на Афонскую гору в Дохиарский монастырь, откуда перешел в запустевший Иверский скит честного Предтечи, возобновил его и подчинил себя старцу Игнатию. Проходя различные подвиги самоотвержения, он удостоился особой благодати Божией: видел тайны, мысли и чувства всех, кто приходил к нему. Молитвою он извел в Предтечевском скиту ключевую воду, которая с тех пор называется «агиасмою св. Иакова»; по молитве его, сосуд дважды наполнялся елеем; в Ватопеде он исцелил бесноватого послушника; во время бездождия низвел с неба дождь; по молитве его, рассеялись туман и темнота, а в безводном месте забила ключевая вода. Ища безмолвия, Иаков из Иверского скита удалился во внутреннюю пустыню Афона и здесь с шестью своими учениками предался еще более строгому подвижничеству. Однажды на вершине Афонской горы он чудесным образом получил повеление идти в пределы Этолии. Находясь в Петре, он предсказал пожар в этом городе; в Метеорах поучал тамошних иноков; в Мепоктском монастыре Предтечи, близ деревни Тревекиста, проводил время в обычных подвигах постничества. Бесновавшуюся девицу освободил от демона: исцелил мальчика, который вместо пищи пожирал угли; один волхв-христианин, не хотевший сознаться в своем волшебстве, был предан Иаковом сатане в измождение. Местный архиерей Акакий, видя большое стечение народа в Тревекисте, донес турецкому правительству, что скопище легко может перейти в мятеж. Трикальский бей немедленно отрядил 18 вооруженных воинов, чтобы схватить старца, собирающего толпы народа. Среди учеников святого поименно известны четверо: это – Феона, сначала инок Пантократорской обители, затем ученик Иакова, далее игумен Галатитского монастыря св. Анастасий и, наконец, архиепископ солунский, второй – Маркиан, третий – диакон Иаков и четвертый – Дионисий. Из темницы св. Иаков написал послание к братиям, находящимся в Тревекисте, назначил им вместо себя игуменом Феону и просил, по смерти его и его подвижников, совершить по них сорокоустиe. Из темницы святой с другими пленными был вызван султаном Селимом I (1512–1520 г.) в Адрианополь и затем в Дидимотих, где их подвергли пытке, причем у диакона Иакова выступил из орбиты глаз. В Адрианополе Селим поинтересовался узнать у св. Иакова, сколько лет еще будет жить султан. «Девять месяцев», – ответила преподобный. – «Но я должен еще быть в Родоса?» – возразил Селим. «Ты умираешь, зачем же хочешь в Родос?» – переспросил его святой. Пророчество старца исполнилось. После различных пыток святые (два Иакова и Дионисий) были осуждены к повешению 1 ноября 1520 г. Честные мощи мучеников христиане унесли в Албани, село около Aдpиaнoпoля, и положили в трех отдельных гробницах. Из чудес, совершенных св. Иаковом по смерти, отметим: 1) исцеление коня у артинского священника Николая, 2) исцеление глаза у эконома Руфонского метбха афонского Дионисиатского монастыря Неофита, 3) исцеление глаз и уст у священника Каллиста, 4) исцеление инока Иеромонаха Варлаама от буйного помешательства и проч., 5) избавление солунского гражданина Филиппа от опасности потопления в море, в ознаменование чего Филипп до конца своей жизни доставлял монастырю масло для церковных лампад, и 6) чудо получения Филиппом долга в 700 пиастров с турка. Мощи св. Иакова из Адрианополя были перенесены на Афон в Симонопетрский монастырь, а оттуда в местечко (около Солуни) Галатита и положены здесь в монастыре св. Анастасии узорешительницы, о чем предсказал св. Иааков еще при жизни. Память его 1 ноября. См. Νε’ον μαρτυρολο’γιον­ Афонский патерик. Служба святых (Афины 1894) поется в день их памяти в скиту честного Предтечи и в обители св. Анастасии.

9) Иаков, св. отшельник близ сирийского города Кира, V ст. Строгий аскет и подвижник, Иаков ходил в железных веригах и одет был во вретище. Видя слезы одного отца у одра умершего сына, святой воскресил последнего. Дважды в неделю ему приносил воду служитель. Видя это и желая уморить его безводием, диавол принимал вид святого, брал на дороге приносимую воду и, конечно, не отдавал ее святому. Проделка диавола обнаружилась, и с тех пор служитель приносил воду св. Иакову только в одно определенное место. Скончался он после 457 г. Память его 26 ноября. (Пролог.)

10) Иаков, св. великомученик персидский, V ст. Уроженец г. Вифлавы, Слизской области (в Персии), современник имп. Аркадия и Гонория (по другим, и Феодосия) и персидского царя Издегерда, Иаков исповедывал христианство. Царь принуждал его отказаться от Христа, но мать и жена укрепляли св. пресвитера в вере. Ему отрубили руки и ноги, до бедер, но мученик все еще был жив; наконец, один из царских меченосцев отрубил ему и голову. Мощи его из Персии позже были перенесены в Иерусалим, затем при имп. Маркиане (450–457 г.) перенесены едесским епископом Петром в египетский Тавеннский монастырь. Однако по другому сказанию, – Кирилла римского, – мощи св. Иакова перенесены были из Персии в Италию, где глава мученика в 1431 г. передана была кардиналом Иорданом Урсином (Урсини) в Ватиканскую базилику, где она находится и ныне. Частица мощей св. Иакова хранится также в португальском городе Браге. Память его 2? ноября.

Хр. Л.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle