Источник

Иаков: святые русские этого имени

Иаков: святые русские этого имени 1–7 по порядку церковного поминовения в году.

1) Иаков прп. галичский. В «Верном месяцеслове всех русских святых», составленном по донесениям Св. Синоду преосвященных всех епархий в 1901–1902 гг. (изд. синод. типогр., Москва 1903 г.), указываются в числе канонизованных три соименные подвижника в пределах костромских: два Иакова железноборовские и пр. Иаков галичский. Память последнего 30 мая и 4 апр. У пр. Серия Иаков галичский указывается в числе только чтимых святых, но не канонизованных (Полный месяцеслов востока. П2, 3, стр. 560). Тоже у проф. Е. Е. Голубинского: История канонизации св. русской церкви (изд. 2-е, Москва 1903 ), стр. 327. Пр. Димитрий в своем Месяцеслове (на 4-е апр.) не высказывается определенно об Иакове галичском. У пр. Филарета (Русские святые) и арх. Леонида (Святая Русь) нет ничего об Иакове галичском. Наиболее подробные сведения о жизни пр. Иакова гал. даются в книжке неизвестного автора: Святые угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса» (Кострома 1879, стр. 124–125). На основании рукописного жития пр. Паисия галичского († окт. 1460 г.) здесь сообщается, что при жизни пр. Паисия, след., в XV в., в его монастыре жил священноинок Иаков; последний особенно прославился после пожара, когда он, не пострадав сам, вынес из огня чудотворный образ Овиновской Божией Матери, на котором уже расплавились от жары металлические украшения. Избегая славы, смиренный Иаков удалился в монастырь св. Николая в г. Галиче (Костромск. губ.), на Староторжии, где ныне женский монастырь. Здесь он скончался и погребен под алтарем церкви Бориса и Глеба. Жители г. Галича чтут доныне пр. Иакова, как мужа святой жизни и чудотворца. В Николаевском монастыре писались иконы пр. Иакова и хранится в рукописи служба ему.

2) Иаков препод. железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в 15-ти верстах от уездного города Буя Костромской губернии. Происходил из рода бояр Аносовых. По смерти родителей, исполняя давнишнее свое желание, пр. Иаков принимает пострижение от пр. Серия Радонежского, в обители коего и подвизается некоторое время. Потом, с благословения пр. Сергия, Иаков удаляется в родные костромские пределы. Здесь он поселился для уединенных подвигов в месте, называемом «Железный Борок», по причине находящейся здесь железной руды, на левом берегу р. Тебзы, в нынешнем Буйском уезде. Это было около 1392 г. Слава о подвижнике широко распространялась и привлекала к нему учеников и последователей. Он был известен вел. князю Василию Дмитриевичу, который сделался его большим почитателем – особенно после того, как Иаков предсказал счастливый исход трудных родов великой княгини Софии Витовтовны в 1415 г. При содействии вел. князя устроился на Железном Бору монастырь; в нем первая церковь была построена в честь Иоанна Предтечи. Пр. Иаков подавал пример трудовой подвижнической жизни. Во время народных бедствий, постигших костромской край в 20-х годах XV в., моровой язвы и набегов казанских татар, монастырь пр. Иакова оказывал помощь и давал убежище окрестным жителям, пока сам не был разрушен татарами. Восстановленный из развалин, он вновь обстроился, благодаря заботам и собственноручным трудам пр. Иакова, который, по просьбе братии, митр. Ионою был поставлен игуменом монастыря. Назначив себе преемником ученика своего Досифея, пр. Иаков скончался мирно в 1442 г.; по одним – 11 апреля, по другим – 5 мая, в каковые числа и совершается его память. Канонизован пр. Иаков в неизвестное время ранее 1628 г.

3) Иаков пр. железноборовский 2-й, ученик пр. Иакова, основателя Железноборовского монастыря. В Верном месяцеслове всех русских св. (изд. синод, типографии, Москва 1903), кроме преп. Иакова. основателя Железноборовского монастыря, и пр. Иакова галичского, указывается еще в числе канонизованных святых пр. Иаков железноборовский 2-й, сподвижник первого (стр. 13); празднование ему совершается в день Сошествия Св. Духа. Подвизался пр. Иаков сначала в Предтеченском железноборовском монастыре, а потом в принадлежащей монастырю и находящейся в 4–5 верстах к югу от него Брылеевской пустыни, в которой он и погребен. Пр. Сергий (Полн. месяц, вост., П, 3, стр. 560) и проф. Е. Е. Голубинский (История канонизации св. в русск. церкви; изд. 2-е, стр. 327) указывают Иакова брылеевского в числе почитаемых святых, но не канонизованных.

4) Иаков и Иоанн, св. отроки менюжские, были родные братья, дети благочестивых поселян погоста Менюж, находящаяся в 40 верстах к юго-западу от Новгорода. Они скончались в молодых годах, вероятно, смертью мучеников, в царствование Иоанна Грозного около 1570 г. На иконах свв. Иаков и Иоанн изображаются в отроческом виде: «подобием пишутся как младенцы в рубашках», сказано в Иконописном подлиннике (Филимонов, стр. 60). Мощи их были обретены нетленными в конце XVII в.; почивают под спудом в церкви ныне упраздненного Троицкого менюжского монастыря (теперь приходская церковь). Издавна сохранились тропарь и кондак св. отрокам. Канонизованы они в неизвестное время до учреждения Св. Синода. В Троицкой церкви, принадлежавшей прежде монастырю, а потом приходской, с древнего времени существовал придел в честь св. отроков; а в 1895 г. посвящен св. отрокам главный престол. Память их 24 июня.

5) Иаков и Феофил преп. омучские. В Верном месяцеслове всех русских св. (моск, синод, типогр. 1903) в числе канонизованных святых указываются на 21-е октября (стр. 41) препод. Иаков и Феофил омучские, основавшие монастырь на реке Омуче, ныне приходский храм в Лужском уезде Петербургской губернии. Архиеп. Филарет (Русские св., изд. 3-е: 21-е октября, 3, 244) сообщает, что препод. Феофил и Иаков омучские сначала подвизались на острове Коневце вместе с препод. Арсением коневским. Однако архиеп. Сергий (Полный месяц., вост. П2, 1, стр. 326; ср. ч. 3-я, стр. 560) отличает Иакова и Феофила коневских († 1392 г.), как только местночтимых подвижников, от канонизованных св. И. и Ф. омучских, 21-го окт. († 1412 г.). То же различие находим еще у архим. Леонида (Святая Русь, стр. 58 и 66, №№ 239–240 и 264–265) и у пр. Димитрия (Месяцеслов св. на 21 окт. и 12 июня по изд. 2-му). Действительно, кажется, надобно отличать св. И. и Ф. омучских от И. и Ф. подвижников коневских. Но едва ли может быть принято различие между И. и Ф. омучскими и И. и Ф. порховскими, которое находим у проф. Е. Е. Голубинского (История канониз. св. в рус. ц.: изд. 2-е, стр. 326 и 345): оно основано на неверном утверждении, будто основанная первыми Успенская пустынь находилась в Демьянском уезде Новгородской губернии. О жизни и деятельности св. Иакова и Феофила омучских почти ничего неизвестно. В конце XIV в. они положили основание пустыни в честь Успения Божией Матери в 65 верстах от города Порхова, к северу, причем св. Феофил был основателем пустыни, а св. Иаков – устроителем ее. Скончались они около 1412 г. Мощи их почивают под спудом в основанной ими, а потом упраздненной, Успенской пустыни, называемой также по имени основателя Феофиловой. Им написаны тропарь и кондак.

6) Иаков блаж. боровичский. Кто был блаж. Иаков, где и когда жил и скончался, ничего определенно неизвестно. Полагают, что происходил он из простых поселян, занимавшихся судоходством по реке Мсте; умер в молодых годах. Местное предание еще говорит, что блаж. Иаков принял юродство Христа ради (поэтому в чине «блаженных») и был убит громом. На иконах св. Иаков изображается в виде отрока со сложенными крестообразно на груди руками и с опоясанием на чреслах: «подобием млад, наг, препоясан платом», сказано в Иконописном подлиннике (Филимонов, 178). Прославление блаж. Иакова началось при исключительных обстоятельствах. Поселяне, жившие на берегу реки Мсты, на месте нынешнего города Борович (уездный город Новгород. губ.), во вторник на Пасхе были свидетелями необычного зрелища. По быстрой реке против течения плыла большая льдина, на которой в полуразрушенной колоде лежало едва прикрытое тело неизвестного отрока. Три раза «простые» жители того места отталкивали льдину от берега, отводя ее далеко вниз по течению, и три раза она возвращалась на прежнее место. В то же время святой праведник «учал являться в сновидении старым людям многим», открывая им, что он христианин и нарицается Иаков в честь брата Господня (проложное сказание). Поняли после этого жители Борович, что не простой утопленник приплыл к ним, и с честью положили гроб с останками святого в тут же устроенную на берегу часовню. Это явление мощей св. Иакова последовало значительно раньше 1544 г. (в этом году ссылались на свидетельство дедов и прадедов); быть может, именно в 1452 г. 11 апр., как значится на раке мощей св. Иакова в боровичском Свято-Духовом монастыре (непонятно, почему пр. Филарет годом явления считает 1540 г.: Русские св., окт. 23-го). После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе св. Иакова, особою комиссией, назначенной Новгород. архиеп. Феодосием, были свидетельствованы мощи и чудеса пр. Иакова, о чем составлен был акт от 2-го июля 1544 г. Вслед за этим, с благословения всерос. митр.Макария, по распоряжению архиеп. Феодосия (сохранилась его грамота от 6 окт. 1544 г.), нарочито посланными из Новгорода лицами, во главе с игуменом Антониева монастыря Константином, торжественно совершено было, при участии местного духовенства и большом стечении народа, перенесение мощей пр. Иакова из часовни в церковь Св. Духа, при которой потом устроился монастырь. Торжество перенесения совершено было 23-го окт. 1544 г. Кажется, это еще не было в собственном смысле церковной канонизацией св. Иакова. Архиеп. Феодосий в своей грамоте предписывает воздавать св. Иакову только «почитание» и служить ежегодно в день перенесения мощей панихиду. На соборах о новых чудотворцах 1547 и 1549 гг. св. Иакова нет ни в числе общецерковных, ни в числе местных святых. Отсутствие канонизации, при видимом сочувствии церковной власти «почитанию» св. Иакова, проф. Е. Е. Голубинский объясняет полным отсутствием сведений о его жизни (История канонизации св.: 2-ое изд., стр. 89). Тем не менее местное «почитание» св. Иакова еще усилилось с торжественным перенесением его мощей. Канонизация пр. Иакова, надобно думать, последовала недолго спустя после 1544 г., и, быть может, совершилась именно около 1572 г., в каковом году, по повелению Новг. архиеп. Леонида, особая комиссия вновь производила дознание о чудесах св. Иакова (Истор. канон. св., стр. 113–114). Около этого времени написан канон св. Иакову неким Иваном (Опис. слав. рук. Син.. библ. II, 3, стр. 131), а также построена в честь его церковь в боровичском Св.-Духовом монастыре (Описание боров. Св.-Дух. м-ря, 2-е изд., Спб. 1889, стр. 34). В 1654 г. 23 февр. мощи св. Иакова, по повелению патр. Никона, перенесены были в основанный им на Валдайском озере Иверский монастырь, где они находятся и доселе. В боровичском Св.-Духовом монастыре сохраняется только часть (ребро) мощей св. Иакова. – Общецерковная память Иакова боров. 23 окт. Местное торжество в боров. монастыре совершается еще во вторник на Светлой неделе в память приплытия св. мощей, а в Иверском монастыре 22 мая.

7) Иаков св., еп. Ростовский, с юных лет подвизался в одном из ростовских монастырей. В 1385 г., по смерти еп. Матвея грека, был поставлен епископом Ростовским. Из пастырской его деятельности известен случай обличения некоего Мариана, производившего большой соблазн в Ростове красноречивою проповедью против иконопочитания. Св. Иаков был утешителем страждущих и защитником угнетенных. По-видимому, деятельность его в этом направлении создала ему немало врагов, которые воспользовались заступничеством св. Иакова за одну преступную женщину, обвинили его в нечистой жизни и изгнали из города. Безропотно подчинился св. Иаков несправедливому осуждению и поселился недалеко от города в уединенной хижине. К нему стали приходить почитатели, и скоро возник монастырь Зачатиевский (первая церковь была построена в честь зачатия св. Анны) или Иаковлевский, по имени основателя. Раскаявшиеся ростовцы напрасно просили св. Иакова возвратиться на святительскую кафедру; он скончался в основанном им монастыре в 1391 г. Память св. Иакова 27-го ноября. Канонизован он на соборе 1549 г., но местное почитание предшествовало соборному определению. Мощи его почивают под спудом в основанном им монастыре; над ними устроена богатая рака усердием графини А. А. Орловой. Сохранилось древнее житие св. Иакова и служба, встречающаяся уже в рукописях XVI в., напр. № 623. 630 Сергиев. лавры.

Ан. Судаков.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle