Иаков низ(с)иб(в)ийский
Иаков низ(с)иб(в)ийский, св. отец церкви, называемый иногда великим, мудрым и чудотворцем, или «месопотамским Моисеем», был сын одного из областных князей Армении. Известие Зиновия (История Дарона на армянском языке, изд. в Венеции 1832 г., стр. 22 сл. Neumann, Gesch. d. Armen. Litter., Lpzg 1839, S. 18), будто Иаков был двоюродным братом и другом Григория, просветителя Армении (см. «Энц.» IV), повторяемое преосв. Филаретом (Истор. учение об отцах церкви, § 102), ошибочно [хотя у Иакова мог быть в Армении другом другой Григорий]. В З13 г. Иаков был избран во епископа Низибии, где в 313 г. начал постройку великолепного храма и окончил его в 320 г. [причем шелк для украшения его получал из Адиабены от св. Милия]. Развалины храма рядом с могилой Иакова, по свидетельству Нибура (Reisebeschr. II, 379 сл.), видны и теперь. Умер он в 338 г.; дата эта указывается в Chronic. Edess. (у Ассемани, Bibl. Or. I, 395), Дионисием телл-махрским (ibid. 17), так наз. Liber Chalipharum (у Land, Aneed. Syr. I, 4), Илиею низибийским (см. примечание Аббелооса к Chron. eccles. Бар-Эбрея 11,31) и косвенно св. Ефремом, который в стихотворении, написанном, очевидно, в 358 г., упоминает, что Иаков был стеною города (у Bickel, S. Ephr. S. carmina Nis., стр. 20). Но блаж. Феодорит в первой главе своей «Боголюбивой истории» (или боголюбцев) и Геннадий мaccилийcкий (марсельский) в первой главе своего каталога церковных писателей (см. «Энц.» IV, 187–188) говорят, что он чудесно спас Низибию от Сапора II и умер при Констанции. Поэтому многие (напр., пр.: Филарет I. с., Сергий, Полный месяц. П, 13) относят его смерть к 350 г. Но явно, что блаж. Феодорит и Геннадий смешивают первую осаду Низибии 338 г. с третьей 350 г. и Иакова с его вторым преемником Вологезом.
(Этот отдел – за исключением вставок []–принадлежит Хр. М Лопареву.
Иаков вел суровую жизнь отшельника, питаясь травами и овощами исключительно в сыром виде. Местом его подвигов [вместе с основателем персидского монашества Евгением]были леса и горы (Курдистана); одеждою его во всякое время года была почти одна туника. Из Низибии Иаков иногда ходил в Персию для укрепления в вере тамошних христиан. Встретив однажды у колодца женщин, которые вели себя бесстыдно, он молитвою иссушил колодезь, а женщины сразу поседели. Но, уступая их пламенным просьбам, он снова извлек воду в колодце, и женщины приняли свой прежний вид. Одного неправедного персидского судью он наставил на путь истинный: одного скомороха, притворившаяся мертвым, Иаков действительно умертвил, но по просьбе окружающих снова оживил его. В сане епископа низибийского он присутствовал [вероятно, вместе со своим учеником Ефремом]на Никейском соборе 325 г. и был на стороне отцов, осудивших ересь Ария. По окончании собора Иаков вернулся в свою епископию, но вскоре затем (между 325–330 гг.) принимал личное участие в соборе Антиохийском, под актами которого имеется его подпись [а равно был при освящении храма Гроба Господня в Иерусалиме]. В 336 г. Иаков был в Константинополе. Видя усилие имп. Константина принять Ария в общение церкви, он присоединился к константинопольскому епископу Александру, чтобы помешать соблазну, и увещевал народ наложить семидневный пост и молить Бога открыть, что всего полезнее для церкви. Совет его был принять, и Apий в этот период времени неожиданно и бесславно скончался. Необходимо отметить также, что св. Иаков много заботился о своем престольном городе и давал полезные советы его жителям. Во время царствования персидского царя Сапора II Низибия (римский город на границе Персии) три раза подвергался осаде, в 338, 346 и 350 гг., но всякий раз безуспешно, благодаря заступничеству святого епископа, Филосторгий, как арианин, мало расположенный к Иакову, свидетельствовал, что чудо снятия осады Низибии достойно быть занесенным на страницы истории. Говорят, что чудо это было подробно описано одним из ближайших преемников Иакова, низибийским епископом Вологезом, но сочинение последнего не дошло до нашего времени.
Хотя у св. Иакова было много сочинений по религии, но блаж. Иероним не включил его в число церковных писателей, быть может, потому, что в его время сочинения Иакова еще не были переведены с сирийского на греческий язык. Судя по армянскому переводу, они состоят из 26 книг, трактуя: 1) о вере, 2) против всех ересей, 3) о любви вообще, 4) о любви к ближнему, 5) о посте, 6) о молитве, 7) о воскресении, 8) о загробной жизни, 9) о смирении, 10) об удовлетворении, 11) о девстве, 12) о жизни души, 13) об обрезании, 14) о зерне горчичном, 15) об Иисусе Христе, как Сыне Божием и единосущном Отцу, 16) о чистоте, 17) против язычников, 18) о построении скинии, 19) об обращении язычников, 20) о царстве персидском, 21) о преследовании, 22) об антихристе и о втором пришествии Христовом, 23) о духовной борьбе, 24) о благочестии, 25) о покаянии, 26) об обязанностях пастырей, 27) о субботе (против иудеев), 28) о пасхе, 29) об oжидaнии иудеями Мессии, 30) послание к епископам, священникам и диаконам Селевкии и Ктезифонта, и пр.Некий Григорий (см. выше) состоял в переписке со св. Иаковом и однажды просил послать ему некоторая из его сочинений о религии, что Иаков и сделал. В собрании восточных литургий одна из них приписана св. Иакову низибийскому и находилась в употреблении у сирийцев; однако полагают, что она именно только приписана ему ради популярности его имени. Наконец, Иаков писал также сочинение по поводу схизмы, возникшей в Ассирии из-за селевкийского и ктезифонского епископа. Для подавления этого раскола св. Милий около 341 г. созвал собор епископов, но предварительно отправился в Низибию к Иакову для совещания с ним по этому вопросу. Имп. Констанций похоронил св. Иакова в Низибии, но имп. Юлиан, не перенося славы знаменитого епископа, велел вынести его вон из города. После сдачи Низибии персам (363 г.) жители унесли с собою и прах своего святого покровителя. Память его 13 янв. у православных [у сирийцев 12 мая, у армян 15 декабря, у коптов 18 января (тоби), в Mart. Rom. 15 июля]. См. АА. SS. Boll. 15 июля IV, 28 (с житием св. Иакова, написанным блаж. Феодоритом киррским); Пролог; Ceillier, Hist, gènèr. des auteurs sacrès, IV).
В частности о сочинениях св. Иакова можно теперь сказать еще следующее. Утешительное послание, отправленное им и Ефремом Папе, католикосу селевкийскому [см. о нем у проф. В. В. Болотова в «Христ. Чтен.» 1889 г., стр. 802, и 1890 г., стр. 85 сл., а по оттиску стр. 81, 157 сл.], по поводу низложения последнего, приписывается католикосу Иосифу. С древних времен Иакова смешивали с его младшим современником Афраатом (см. «Энц.» II), также носившим церковное имя Иакова, и уже Геннадий приписывает Иакову собрание поучений. на самом деле принадлежащих Афраату. 18 из этих поучений, приписываемых Иакову автором его жития в «Христ. Чтении» за 1827, преосв. Филаретом (op. cit. § 102, 103) и проф. Н. И. Барсовым (Энц. слов. Брокгауза и Ефрона 26, 612) переведены в «Христ. Чтении» за 1827. 1837, 1839, 1842 и 1843 гг. тоже под именем Иакова низибийскоro. В недавнее время был найден сирийский текст этих поучений и издан Райтом под заглавием: The Homilies of Aphraates, the Persian Sage I (London 1869): The Syriac Text (см. также Geory Berth, Aphrahat’s des persischen Weisen Homilien, aus dem Syrischen übersetzt und erläutert в «Texte und Untersuchungen» III, 3–4, Lpzg 1888).
Троицкий (и Хр. Л-в).