Иаков серугский
Иаков серугский, один из славнейших сирийских писателей, родился в Куртаме, «деревне на берегу Евфрата, – вероятно, в Серугском округе, – в конце 451 г. Отец его был священником. Воспитывался Иаков, по-видимому, в Едессе. Не позднее 503 г. он сделался периодевтом Хауры в Серуге и, по свидетельству Иисуса Столпника (см. «Энц.» VI), достойно проходил это служение. Памятником его деятельности в качестве периодевтa остались послания к христианам Неджрана и в г. Едессу, которой угрожали персы. В 519 г. он 68 лет был избран в епископы Батнана (главного города в Серуге), где и умер 29 ноября 521 г. Иакову присваивается почетное наименование доктора (спр. malpana), «цевницы Св. Духа и арфы верующей церкви», «столпа духовного», реже tibelita, т.е. вселенский (учитель). Память его празднуется иаковитами и маронитами 29 июля, и даже позднейшие несториане причисляют его к своей секте, хотя он до самой смерти оставался последовательным монофизитом (см. еще под словом Иамвлих). Что Иаков действительно был монофизит, этот факт, признанный Ренодо, оспаривался Ассемани и многими ревностными католиками XIX в., Аббелоосом и Лами, Цингерле («Theol. Quartalschrift» 1876. стр. 465) и Редигером в первом издании Энциклопедии Герцога, между тем другие, напр. Мартен, Винкель, пытались спасти его для православия путем conversio in extremis (обращение на смертном одре), но после того, как Мартен опубликовал в «Zeitschr. der. deutsch. morgenl. Gesell.» 30 (1876, 217–275, вновь открытые рукописи, написанные частью незадолго до смерти Иаковом, где отвергаются халкидонские постановления, – после сего никаких сомнений в монофизитстве Иакова быть не может). Иаков был довольно плодовитый писатель. Семьдесят писцов были постоянно заняты перепискою его гомилий, которых ему приписывается 763. Они писаны по большей части двенадцатисложным стихом или четырехсложною строфой, повторенной трижды. Многие из этих гомилий погибли, но более 400 еще хранится в европейских коллекциях (перечисление изданных гомилий дает проф. П. К. Коковцов в переводе Истории сирийской литературы Ранта, стр. 50). Ему же принадлежит несколько толкований, писем, од (мадрашэ) и гимнов (сугьята). Прозаические сочинения Иакова немногочисленны: литургия (перев. Ренодо, Lit. Or. coll. II, 356) и чин крещения (изд. И. А. Ассемани в God. lit. eccl. univ. II, 309. III. 184), шесть праздничных проповедей (изд. Цинглерле в Моп. Syr. I, 91 и по-немецки Sechs Homil. d. h. Jac. v. Sarug, 1876), два слова и несколько кратких надгробных слов, житие Мар-Ханнины († 500) три послания к монахам монастыря Мар-Басса в Харисе, послание к Павлу, еп. едссскому (4 из этих посланий изд. Мартеном 1. с.), к Стефану бар-Судайлэ (изд. Фрозингемом в Stephen bar s. the Syr. Mystic., Лейден 1886, стр. 10 сл.), к химьярским христианам Неджрана (изд. Шр&$235тером в «Zeitschr: d. deutsch. morgenl. Gesell.» 31 (1877), стр. 360 сл.). Многое неосновательно приписывается Иакову только потому, что написано его стихом. Проповеди Иакова читались при богослужении и многое из его сочинений было включено в богослужебный ритуал сирийцев. Как писатель, Иаков более удобопонятен, чем св. Ефрем Сирин или Исаак антиохийский.
С. Троицкий