Источник

Иоанн II иерусалимский епископ

Иоанн II иерусалимский епископ (386–417 г.), преемник Кирилла, известен, главным образом, участием в оригенистических и пелагианских спорах. Родился он между 350 и 356 г. (Иеронима письмо 82, 8), в молодости жил некоторое время среди монахов нитрийской пустыни, склонных к оригенизму, и здесь, по-видимому, познакомился с Руфином; вместе с последним был заключен к тюрьму арианином Валентом из-за приверженности к никейскому символу, хотя Иероним и пытается набросить сомнение на этот факт (Иер. против Руфина 2, 3; ср. 3, 26; Руфин. Церк. Ист. 2, 4 и Апология к Анастасию 2). До вступления на престол Феодосия, пока господствовали ариане, он – по словам Иеронима (против Иоанна иерус. 4) – избегал из благоразумия открытого общения с православными епископами, изгнанными Валентом, но сам ничем не навлекал на себя подозрения в неправославии и пользовался большим влиянием. Льстецы сравнивали его с мудрецами Греции, но Иероним находит, что ему не доставала научных знаний и глубины мышления (Иерон. 1: cit.). В 386 г. (лет 30-ти) Иоанн был избран епископом иерусалимским; Иероним говорит, что он достиг этого не совсем законным путем. В это время в его епархии жили многие известные западные церковные деятели; к ним принадлежали Руфин и Мелания на Елеонской горе и Иероним с Павлой в Вифлееме. К Иоанну они относились с уважением. Руфин лучшим показателем православия считал согласие с епископом иерусалимским (Апология 1. 13), а позднее папа Анастасий в 401 г. писал ему очень лестное письмо (Migne lat. XX; 68 сл.). В 394 г. в Палестину прибыл Епифаний кипрский (см. «Энц.» V), чтобы посетить основанный им монастырь в Елевферополе (см. «Энц.» V). По дороге он заезжал в Иерусалим, где был с почетом принять Иоанном. Так как Епифаний слышал, что опровергаемый им Ориген высоко чтится Иоанном и Руфином, то он в церкви Воскресения произнес антиоригеновскую проповедь, в которой говорил, что «не должно хвалить Оригена, отца Ария и источник других ересей» (письмо Епифания в письмах Иеронима 51, 3). Поняв, что эта проповедь в его церкви направлена по его адресу, Иоанн послал на амвон архидиакона, прося Епифания переменить тему, но Епифаний не обратил на это внимания. За следующим богослужением Иоанн, раздраженный вниманием народа к Епифанию, произнес речь против антропоморфитов (см. «Энц.» I), думая задеть ею Епифания. По окончании этой проповеди Епифаний встал и заявил, что он совершенно согласен со всем, что сказано против антропоморфитов, но желал бы, чтобы и Иоанн высказался против Оригена. Народ рукоплескал Епифанию, но Иоанн так сурово обошелся с ним, что кипрский епископ ушел в Вифлеем. Вернувшись в Иерусалим вечером по настоятельной просьбе монахов, Епифаний снова в полночь должен был уйти в Вифлеем и оттуда в монастырь в Елевферополе (Иерон. прот. Иоанна иерус. 14), где без разрешения Иоанна рукоположил пресвитером брата Иеронимова Павлиниана. Затем он потребовал, чтобы и в Вифлееме прекратили церковное общение с Иоанном. Иероним стал на сторону Епифания, Руфин – на сторону Иоанна. Особенно обострились отношения Иоанна и Руфина с Иеронимом из-за того, что Иероним перевел на латинский язык письмо (уже возвратившегося на Кипр) Епифания к Иоанну, где тот убеждал иерусалимского предстоятеля отказаться от ереси Оригена. Не без основания Руфин обвиняет Иеронима в некорректности перевода. Дело дошло до того, что Иоанн угрожал подвергнуть монастырь Иеронима отлучению и даже совсем погнать его из своей епархии. Иоанн обратился к Феофилу александрийскому, и тот прислал Исидора Пелусиота (см. «Энц.» V) в качестве посредника. Но Исидору не удалось прекратить распрю, и он вернулся с апологиею Иоанна, в которой последний в защиту своего православия указывал на свидетельство самого Иеронима, и жаловался на неканоническое рукоположение Павлиниана. Феофил о поступке Епифания написал в Рим. Вмешался в дело и начальник провинции Архелай и, с целью устранения раздора, пригласил обе стороны на собеседование. Иоанн не явился и объяснил свою неявку болезнью какой-то женщины, что потом высмеивал Иероним. Около 397 г. Иероним написал два резкие письма против Иоанна: одно к Феофилу, другое к Паммахию, другу своему, в Риме. Видел ли эти письма Иоанн, – неизвестно; скорее можно думать, что он не знал о них, так как в следующем году произошло торжественное примирение между Иеронимом и Руфином, действовавшим от лица Иоанна, а впоследствии, когда вражда между Иеронимом и Руфином возгорелась снова, Иоанн сохранял хорошие отношения с Иеронимом и подчинившимся ему Павлинианом. О дальнейших 12 годах жизни Иоанна источники умалчивают. Письмо Златоуста (Migne gr. LII, 654) показывает, что он стоял на его стороне и против Феофила, а упомянутое письмо Анастасия говорит о его добрых отношениях с Римом. Снова выступает Иоанн в истории во время пелагианских споров. В 415 г. Пелагий пришел в Иерусалим и встретился здесь с другом Августина Орозием. Оба обратились к Иоанну: – Пелагий для того, чтобы склонить Иоанна в пользу своих убеждений, Орозий, чтобы предупредить иерусал. владыку и сообщить ему о постановлениях Карфагенского собора. Так как спор разгорался, то Иоанн 28 июля 415 г. созвал в Иерусалим – под своим председательством – собор, состоявший только из священников и мирян; Иоанн склонялся здесь в пользу Пелагия, но так как Орозий не понимал по-гречески, а Иоанн по-латыни, и переводчик был ненадежен, то решено было предоставить дело папе Иннокентию, пока же Иоанн рекомендовал обеим партиям молчание (Orosii Lib. apol. 3–8). Но этим никто не был удовлетворен. Пелагий продолжал тайно распространять свое учение, и блаж. Августин счел нужным сделать представление Иоанну по поводу его излишней снисходительности. Присутствовал Иоанн и на соборе в Диосполисе; благоприятное для Пелагия решение этого собора Августин объясняет опять взаимным непониманием и хитростью Пелагия (Contra Julian. 1. 5. 19). После собора толпа приверженцев Пелагия напала на монастырь Иеронима и сожгла его. Иероним намекает на косвенное участие в этом деле Иоанна. Папа Иннокентий послал Иоанну по поводу этого факта строгое письмо, но, по-видимому, последнее не застало Иоанна в живых: написано оно не ранее 417 г., а 10 января этого года Иоанн скончался. Геннадий сообщает (в 31 главе), что Иоанн писал против своих завистников сочинение, в котором доказывает, что он следовал талантам, а не вере Оригена». По всей вероятности, Геннадий разумеет здесь апологию Иоанна к Феофилу. В ХVІІ в. Vastel, провинциал ордена кармелитов во Фландрии, доказывал принадлежность Иоанну целого ряда аскетических и экзегетических трудов, которые он издал в двух фолиантах в 1643 г. в Брюсселе, но на самом деле все они позднейшего происхождения и главное из них, – Institutio monachorum ad Carpasium – принадлежит какому-то кармелитскому монаху.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle