Источник

Иоанн XIV

Иоанн XIV, патриарх константинопольский (1333–1347 г.), по фамилии Калекас, был родом из города Апро, почему и называется Апринос. Он состоял священником при дворе императора Андроника III Младшего (1328–1341 г.) и пользовался расположением великого доместика, впоследствии императора, Иоанна Кантакузина. По смерти патриарха Исаии, Кантакузин пожелал возвести на вселенский престол И. Но синод воспротивился этому, ввиду, главным образом, того, что И. принадлежал к белому духовенству, имел жену и детей. Встретив противодействие со стороны архиереев, Кантакузин прибег к хитрости. Созвав вторично архиереев в храм св. Апостолов, он притворно заявил им, что и сам не считает И. достойным патриаршества, но просит собор сделать его митрополитом Фессалоники. Архиереи согласились. Но тогда Кантакузпн потребовал, чтобы они избрали И. и на патриарший престол, так как дар епископства одинаков для всех иерархов. Синод сперва протестовал, а потом вынужден был уступить воле Кантакузина. Сделавшись патриархом, И. правил независимо в отношении к Кантакузину и даже стал на сторону противоположной политической партии, группировавшейся около молодого царя Иоанна Палеолога и его матери Анны. Враждебное отношение патриарха к Кантакузину было настолько сильно, что и в церковном движении варлаамитов и паламитов он стал на сторону первых, тогда как Кантакузин поддерживал вторых, и в 1345 г. на константинопольском соборе осудил Григория Паламу, архиепископа фессалоникского, и его приверженцев, хотя учение Паламы впоследствии церковью было одобрено. Историк Никифор Григора свидетельствует, что патриарх был очень сведущ в церковных канонах и законах, отличался обширною памятью и ревностью в поучении народа. В его время римский папа Иоанн XXII возобновил сношения с востоком относительно унии и отправил в Византию двух легатов для переговоров о соединении церквей. Но патриарх сам не вступал с ними в прения и поручил это дело Григоре. Сношения не увенчались желательным для папы успехом. В патриаршество И. состоялись многие синодальные постановления. Так, жители Константинополя увещевались не предаваться суевериям и не верить волшебникам и магам, а христиане Никеи, завоеванной турками, приглашались пребывать твердыми в вере Христовой и служить Богу добрыми делами. В мае 1340 г. патриарх сделал мужским монастырь Одигитрии в Дидимотихе, обращенный в недавнее время в женский, а в марте 1343 г. объявил патриаршим монастырь Христа Спасителя в Силиврии. Сделаны были и другие распоряжения – о владениях и правах монастырей, о границах епархий и назначении новых архиереев; В июле 1339 г. патриарх, в ответ на запрос русского митрополита Феогноста о том, что ему делать ввиду чудесного прославления мощей его предшественника св. Петра, уведомил, что следует почтить гимном и священными славословиями служителя Божия, во славу и похвалу Прославившего его.

Патриарх И. недобровольно оставил престол: Иоанн Кантакузин, сделавшись императором (в феврале 1347 г.), низложил его, поставив ему в вину покровительство варлаамитам и поддержку противной политической партии. Патриарх сперва был заключен в монастырь св. Василия, а потом сослан в Дидимотиху. В сентябре 1347 г. он был переведен в Константинополь, где и скончался в ноябре того же года, достигнув почти 65 лет от роду.

И. И. Соколов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 6: Иаван - Иоанн Маронит : с 42 рисунками. - 1905. - [10] с., 1012 стб., 1013-1026 с., [25] л. ил., план. : ил. и портр.

Комментарии для сайта Cackle