Иаковиты
Иаковиты – сирийские монофизиты, получившие свое название от Иакова Барадея. Церковно-религиозное разделение до такой степени сильно отразилось на всех сторонах жизни сирийцев, что в настоящее время трудно трактовать об одном арамейском народе (см. Арам: «Энц.» I). Несториане и иаковиты ненавидят друг друга едва ли менее, чем своего общего врага – магометан, и эта взаимная вражда облегчает последним господство над обоими народами. Оба народа пишут различными видами одного и того же письма и говорят на различных диалектах одного и того же языка. Сознание общности и происхождения от единого народа совершенно исчезло у иаковитов и несториан; нимало не способствует взаимной терпимости и происхождение двух христианских исповеданий из общего источника. Время происхождения этого разделения – пятый век, – век соборов в Ефесе и Халкидоне 431, 449 и 451 г.г. О догматических воззрениях иаковитской церкви, общих с воззрениями церквей абиссинской (см. I), армянской (I,) и коптской см. в статье о монофизитах; здесь же представляется лишь история иаковитов, как народа, т.е. история сирие-иаковитов.
Имя иаковитов встречается уже в анафематизмах VII вселенского собора (Ὀ’λαις ταῖς Ἐυτυχιανισταῖ_ καὶ Μονοθεληταῖς καὶ Ἰκωβῖς Ἀνα’θεμα γεν.); первоначально под ним разумелись, главным образом, сирийские, а позднее египетские монофизиты. Бернард брейденбахский в своих (с 1486 г. неоднократно издававшихся) Peregrinationes in Montem Syon под названием иаковитского приводит коптский алфавит. Монофизитское вероучение, отрицаемое Халкидонским собором, было распространено между сирийцами Бар-Саумой (Варсумой) едесским, Ксенайей (Филоксеном), еп. мабугским (иерапольским), Петром Фуллоном и Севером, патриархами антиохийскими, под покровительством императоров Зенона и Анастасия. Но при Иустине I масса сирийских епископов были низложены и изгнаны за то, что не соглашались с определениями Халкидонского собора. Оставалось всего два-три епископа монофизита. В это тяжелое для монофизитов время на помощь к ним пришел арабский царь из династии Гассанидов Харис Ибн-Джабала, который прибыл в Константинополь в 542–543 г. и понудил императрицу Феодору послать несколько епископов в Сирию.1Вследствие этого были посвящены Феодосием, изгнанным патриархом александрийским, два лица, а именно Феодор во епископы Востры, с правом юрисдикции над Палестиной и Аравией, и Иаков во епископы Едессы, с правом юрисдикции над всею Сирией и Асиеий. От последнего и получили свое название иаковиты2.
Иаков был сын Феофила бар-Ману, священника в Телле ( – де-Манзалат) или Константине и родился, когда его отец был в преклонных летах3. Хорошее домашнее образование он довершил в монастыре Песильтском (или Кваррийском), находившемся у самой деревни Гуммты на горе Изале (или Изле), недалеко от Теллы. Отсюда он вместе с другим монахом из Теллы Сергием около 527–528 г. послан был для защиты веры в Константинополь, где благосклонно принят был Феодорой и жил 15 лет до посвящения его во епископы Едессы4. Со времени принятия епископства жизнь Иакова была непрестанным трудом и мучением. Покрытый грубой попоной («бардата» – грубая попона, откуда его прозвище Бурдеана и искаженное Барадей; реже и лишь у греков он назывался «Занзал», т.е. нищий: см. Никиф. Калл. 18, 52), которую он не сменял до тех пор, пока она не обращалась совсем в лохмотья. Иаков целых 40 лет пешком обходил Малую Азию, Сирию и Египет, всюду ободряя и объединяя монофизитов, решая церковные дела и поставляя новых членов клира. Для того, чтобы посвящение новых епископов совершалось вполне согласно с канонами, Иаков с двумя священниками – Кононом из Киликии и Евгением из Исаврии – отправился в Константинополь, а оттуда в Александрию с рекомендательными письмами от патриарха Феодосия. Здесь Конон был посвящен во епископа Тарса в Киликии, а Евгений во епископа Селевкии в Исаврии. Для сирийских епархий были посвящены еще два епископа Антонин и Антоний. Вместе с Кононом и Евгением Иаков поставил много других епископов. Благодаря стараниям Иакова, в 544 г. на антиохииский патриарший престол был возведен его старый друг Сергий, а через три года после смерти последнего († 547), по влиянию Иакова же, избран был в Антиохию Павел (Черный), настоятель одного александрийского монастыря. По словам Иоанна ефесского, в течение своей жизни Иаков поставил двух патриархов, 27 епископов и около 100.000 священников и диаконов. Отправившись в 578 г. для посещения Дамиана, патриарха александрийского, престарелый Иаков умер на границе Египта в монастыре Мар-Романа или Касийском. Здесь останки его покоились до 622 г., когда были похищены5посланцами Закхея, епископа теллского, и торжественно погребены в Песильтском монастыре. Память его празднуется у иаковитов 28 ноября, 21 марта и 31 июля. Сочинений он оставил мало. Его «анафора» переведена на латинский язык Ренодо (II, 333); символ (или исповедание веры) сохранился в арабском переводе и в сделанном с него эфиопском, но подлинность этого символа не несомненна (см. Assem., Bibl. Or. II, 468. 473). На сирийском языке имеются (в рукописях Британского Музея Add. 14.602) некоторые его окружные послания, переведенные с греческих оригиналов. Только в арабском переводе сохранилась его проповедь на Благовещение6.
От этого-то Иакова и получили свое название иаковиты, как свидетельствует Абульфарадж в «Церковной хронике» 1,217, хотя были и другие взгляды на происхождение данного наименования (от Ап. Иакова – Иоанн ефесский, от ветхозаветного патр. Иакова, от Диоскора, в мире носившего, вероятно, имя Иакова: Bibl. Or. II, 66. 326). Сами иаковиты называют себя верными, правоверными, православными или διακρινj’μενοι7; β Εγηπτε μονοφηζητы ναζыβαληcь φεοδοcηαναμη, cεβερηαναμη η δηοcκυ(ο)ρηαναμη; εβτηχηαναμη ναζыβαλη ηακοβντοβ τολьκο ηχ βραγη, ηβο cαμη ονη νε χοτελη νηчεγο cλышατь οβ Εβτηχηη.
История иаковитов очень печальна. Их преследовали все восточные императоры, кроме Зенона и Анастасия. Попытка Юстиниана воссоединить с православною церковью не удалась8. Большее значение имел подъем внутренней жизни иаковитской церкви, произведенный И. Барадеем. Вскоре к преследованиям со стороны христиан присоединились магометанские гонения9(см. Ассемани, Diss. de Моn. II. 7). Крестоносцы запретили им доступ ко Гробу Господню (см. P. Martin, Les premiers princes croisées et les Syr. Jacobites de J#233rusalem, Paris 1889). Ко времени Григория XIII (1572–1585 г.) число иаковитов сильно уменьшилось: насчитывалось около 50.000 бедных семей, рассеянных по деревням и мелкам городам (Assem. I. с.). Так описывает их состояние и голландець Кутвик в 1619 г. (J. Golovici, ltiner. Hier. et Syr., Autv. 1619, p. 201 сл.). Рпчард Нококк в 1740 г. нашел в Дамаске около 200 иаковитов (Beschr. d. Morgenl., Erlangen 1791, II, 182). a Нибур в 1768 г. лишь небольшую общину в Низибии (Reisеbeschr. II, 380), в Мардине у них было три церкви, в Урхое (иаковитское произношение сирийского имени города Едессы Орхай, откуда название всей обиасти Ὀσροηνη’) – 150 домов, в Иерусалиме небольшой монастырь, а весь округ Тор (Тур-Абдин) был заселен одними иаковитами. Буккингэм, объехавший в 1816 г. Месопотамию, говорит о 2.000 иаковитов в Мардине, а в Диарбекире насчитывает около 400, в Мосуле около 300 семей (Revse in Mes. по нем. перев. Берлин 1828, S. 224–238. 263. 340). Эд. Захау во время своего первого путешествия зимою 1879–80 г. по долине Хабура нашел лишь 20 иаковитских домов, в Низибии и 2 церкви в Урхое (Едессе), а в Мосуле до 900 человек и еще 300, принявших унию с Римом. Последние, как орошаемые дождем денег римской миссии, на народном жаргоне назывались «мокрыми», а первые «сухими» (см. Ed. Sachaü Reise in Syr. und Mesop., Lpzg 1883; Am Euphrat und Tigris, ibid. 1900, S. 100).
Долгое время иаковиты не были официально признаны Портою, подобно другим религиозным обществам, а их патриарх не имел права ходатайствовать за своих пасомых перед правительством; только в 1882 г. патр. Педросу удалось получить это право, благодаря английскому влиянию (см. Sachau 406). В собственной Сирии число иаковптов очень незначительно; пара семейств в Дамаске и Небке, – говорит Робпнсон (Paläst. III, 747), – деревня Садад (собираются принять православие, если уже его не приняли. – П. Ж.) и часть деревни Кариетан (где литургия и теперь совершается на сирийском языке, хотя никто, даже духовенство, не понимает этого языка), небольшая община в Химсе (Емесе), нисколько иаковитов в соседних деревнях, порядочная община в Хаме (Епифании) и меньшая в Алеппо – вот почти все представители этого исповедания в собственной Сирии. С этим согласно и свидетельство русского исследователя еп. Софонии. По его словам, в половине XIX в. в Дамасской и Сирийской епархиях имелось немногим более 1.500 иаковитских семейств, тогда как еще в начале двадцатых годов этого их было там столько, что они составляли 4 отдельные и населеннейшие епархии: Алеппскую, Хамийскую, Химсскую и Дамасскую; но три первые были упразднены вследствие того, что лазаристы совратили в унию наибольшую часть живших там иаковитов. Преосв. Софония высказывал опасение, что в «непродолжительном будущем все иаковиты – сприйцы сделаются униатами и самое имя епархии сирийской исчезнет» (Современный быт, стр. 23–24)10. Об общпнах иаковитов на Ливане см. Revue de l’Ог. chr.» I (1899), 87. – В 1653 г. иаковитский патриарх послал в Индию к христианам-фомистам иерусалнмского епископа, но теперь они почти независимы от него вместе с 12.000 несториан и 25.000 римских униатов (Chabot, Les Chrétiens de Malabar в «R. de Or. chr.» I, 406 сл.)11. Преосв. Софония говорит, что в Индии у иаковитов 4 епархии, управляемые 3-мя митрополитами и одним епископом, а число иаковитов в Индии, по его словам, доходит до 60.000 (Ioc. cit. 26; ср. О. Germann, Die Kirche der Thomaschristen, Gütersloh 1874; П. Чернышевский, Христиане сирийские или св. Фомы в Индии в «Тр. К.Д. А.» 1861 г., 12, стр. 351–380).
Иаковиты ревниво оберегали свои догматические особенности (о них см. Монофизиты). Напр., Исаак антиохийский составил стихотворение в 2.136 строф о прибавке к Трисвятому слов: «распныйся за ны», а в Британском Музее хранится манускрипт, автор которого пытается выяснить тайну сочетания двух естеств в одно на основании смерти Иисуса Христа. Когда в 1583 г. Григорий XIII послал католического епископа сидонского Леонарда Абеля для заключения унии с иаковитами, последние соглашались на все условия, но решительно отказывались осудить Диоскора. Видную роль в конфессиональных вопросах у иаковитов играют и литургические особенности. Хлеб для литургии они употребляют квасной с примесью масла и соли, свежевыпеченный; число просфор нечетное. Среди святых они считают Диоскора, Петра Фуллона, Севера, Иаковов серугского, едесского и Барадея. Крестное знамение они совершают одним пальцем – символ одной природы Христа, одной воли и единого действования; отсюда праздник 80.000 пальцев, усеченных александрийскими греками у монофизитов-египтян (N. Nilles, Kalendarium manuale I, Oeniponte 1896, р. 289–290 под 29 сентября). Выбор патриарха и епископов производится обыкновенно посредством жребия. Почитание икон и святых у них существует, а равно, – в отличие от несториан, – и почитание Богоматери. Ряд иаковитских патриархов начинается от Севера антиохийского, почему все они носят титул «патриарха антиохийского», но греки не дозволяли патриархам иаковитским жить в Антиохии, и они жили в других местах, чаще всего в Амиде (Диарбекире), пока при Михаиле I с 1166 г. их постоянным местопребыванием сделался монастырь св. Анании, так наз. Зафаранский близ города Мардина. Во время великой схизмы, продолжавшейся с 1364 до 1494 г.. законный патриарх иаковитский жил в Мардине, второй, избранный киликийскими епископами, – в Сисе, третий, называвшийся «патриархом сирийцев», – в монастыре Бар-Саумы (Варсумы) в Мааллте и четвертый, патриарх Тур-Абдина (т. е. «гора почитателей Бога» – местность на верховьях Тигра в Низибийском округе с многочисленными монастырями) – в монастыре св. Иакова в Салахе (деревне к северо-востоку от Мпдьяда в Тур-Абдине). С XVI века, хотя церковь Зафаранского монастыря и продолжает считаться патриаршею, местопребыванием иаковитского патриарха называется Карамит, т.е. Амид (Диарбекир). Епархия Антиохийского патриарха доходит до Египта, где граничит с епархиею коптского Александрийского патриарха (Assemani, В. О. II, 372). Только Иерусалим служит спорным пунктом; в новое время здесь существуют и коптский и иаковитско-сирийский епископы (Ренодо, Lit. I, 444). В цветущие времена иаковитской церкви Антиохийскому патриаху было подчинено до 100 епископов. По открытому Шабо источнику, Кириак I († 817 г.) в продолжение 24 лет поставил 85 епископов на более чем 50 различных кафедр, Дионисий I († 845 г.) в 27 л. – 99 епископов на 60 мест. В XII в патриарху иаковитскому были подчинены 20 митрополий и около 100 епископий в Сирии, Месопотамии, Малой Азии и на Кипре, – кроме мосульской митрополии, управляемой мафрианом (см. ниже), которому было подчинено 18 епископий. По данным, сообщаемых в Кirchenlexicon von Weltzer und Welte (XI, 1899, S. 1124 сл.), ныне у иаковитов существуют 8 митрополитов (Иерусалим, Moсул, Мардин, Урхон (Едесса), Харпут (Харперт, Хартабирт), монастырь Мар-Матфея близ Мосула (Ески-мосульская епархия Софонии?) и два «вселенские» митрополита без епархий, пребывающие при патриархе) и три епископа, имеющие местопребывание в монастырях Торы (Тур-Абдин), где находится до 150 местечек, населенных иаковитами. Иаковиты Диарбекира (около 150 семей) подчинены непосредственно патриарху, который по временам посылает им епископа. Всего иаковитов в Месопотамии, Сирии и Ост-Индии до 80.000. Если сравним эти данные с сообщенными у преосв. Софонии, относящимся к половине XIX века, то увидим, что число иаковитов быстро тает. По сведениям еп. Софонии, народонаселение иаковитов простирается от 21 до 23 тысяч домов или семейств, содержащих в себе от 165 до 185 тысяч душ. Он насчитывает не 9 только иаковитских епархий, а 19, – сверх 4 индийских (кроме вышеупомянутых он перечисляет епархии: Дамасскую, Диарбекирскую, Шюм-Шюмскую, Пшитрийскую или Сфирскую, Битлисскую, Низибийскую и Месопотамскую и 6 (а не 3) епархии в. Тур-Абдине). Таким образом, в XVI в. иаковитов было около 50.000 семей, т.е. около 400.000 человек, и 26 епархий. а пятьдесят лет тому назад 165.000 душ и 19 епархий, теперь же лишь 80.000 и 9 епархий.
Патриарх избирается обыкновенно епископами из своей среды. Он имеет право назначать, посвящать и переводить епископов и освящать миро (см. Порфирий, op. cit. V, 113). Утверждается он фирманом султана. Ближайшее место после патриарха занимает мафриан (сир. כקינא), т. е. плодоносный, – название, происшедшее от обязанности его посвящать епископов и утверждать вновь избранного патриарха чрез возложение рук12. Обязанности мафриана определены при патриархе Иоанне собором 869 г. Он заступил место отпавшего в нестерианство католикоса (бывшего затем патриархом Селевкии), почему иногда и титулуется католикосом. Первым мафрианом был Аху-д-эямех, (букв. «брат своей матери»), поставленный в 559 г. на Тагритскую (Текритскую) кафедру (о нем см. В. Райт, Краткий очерк истории сирийской литературы, пер. К. А. Тураевой, стр. 67–68), но самое название появилось позднее. Со времен Марут(ф)ы местопребыванием мафриана делается Тагрит (на р. Тигре), а – по разрушении его арабами – с 1085 г. монастырь св. Матвея в Мосуле. Теперь мафриан носит только титул, а фактической власти не имеет. Начиная с 878 г., избранные в патриархи стали принимать новое имя и с XIV века обычным именем патриархов сделалось имя Игнатий, в честь св. Игнатия антиохийского Богоносца, – подобно тому, как Петр у маронитов, Иосиф – у католических халдеев, Симон и Илия – у несториан, Василий – у иаковитских мосульских митрополитов, Григорий – у иаковитских иерусалимских митрополитов13. Название митрополита ныне есть только почетный титул без соответствующей власти, так что фактически мптрополит совершенно равен епископу14. Как и в других восточных церквах. женатые могут получить сан пресвитера и диакона, но не дозволяется брак после посвящения. Монашество у иаковитов в большом уважении, но женских монастырей не существует15. Монахи не принадлежат к клиру, однако епископы всегда избираются из монахов и монастыри состоят в ведении епископов16.
Печальный контраст с прежним широким развитием умственной жизни сирийцев представляет их современное, коснеющее во мраке невежества, состояние. Даже образование духовенства иаковитов ограничивается поверхностным изучением в монастырях богослужебного ритуала, а о проповеди и катхизиции нет и речи.
Отношение иаковитов к другим религиозным обществам. Другие секты смотрят на иаковитов, как на еретиков, и презирают их за бедность и малочисленность. Заключенная с монофизитами-армянами на соборе в Товине 726 г. уния была непродолжительна. Только с монофизитами-коптами в Египте иаковиты поддерживают общение. Уже со времени крестовых походов начинаются настойчивые попытки Рима подчинить себе иаковитов. В 1169 г. мафриан Мар-Селиба послал иаковитскому иерусалимскому епископу Игнатию объяснение литургии, чтобы охранить его от лжеучения франков-крестоносцев (Ассемани II, 156). В 1237 г. Филипп; приор доминиканцев в Палестине, писал Григорию IX, что в Иерусалим пришел иаковитский патриарх со многими епископами и монахами, отказался от всех ересей и подчинился Риму, но это было лишь временное отречение из страха перед татарами. Также непрочно было признание римского владычества при Иннокентии IV патриархом Игнатием II. Непрочна была и уния, заключенная уполномоченным монофизитов Египта, Абиссинии и Иерусалима во Флоренции 4 февраля 1442 года. В 1552 г. посол патриарха Игнатия (Иакова) ІV (X) Моисей, будучи в Риме, подписал католическое исповедание веры, но патриарх не одобрил этого поступка своего посла и оставался глух ь к увещаниям Пия IV восстановить унию, однако, изгнанный за переход в мусульманство, он, бежав в Рим, сам перешел в католичество. О неудачной попытке Леонарда Абеля подчинить иаковитов Риму мы уже говорили. Только в XVII в. капуцинам удалось обратить в католичество патриарха Симеона, который скоро вынужден был бежать в Алеппо, где и умер. После его смерти главою иаковитов-католиков в сделался воспитанник римской маронитской коллегии Андрей Ахигиан с титулом патриарха алеппского. Преемником его был католический архиепископ Иерусалима Григорий, принявший в качестве патриарха иаковитов-католиков имя Игнатия XVIII. Существовавшая только благодаря поддержке французского посланника, алеппская патриархия в 1706 г. вследствие стараний иаковитов была закрыта до 1783 г., когда снова появился католический патриархат, но не алеппский, а антиохийский. По смерти патриарха Григория III патриарший престол удалось занять, по интригам, епископу алеппскому Михаилу Гиарве, еще прежде перешедшему в католичество. Михаил принял имя Игнатия IV, получил утверждение от папы, но не был признан Портой, а не желавшие унии иаковиты избрали другого патриарха – Матфия мосульского. Последний и был утвержден Портой, Михаил же вынужден был бежать сначала в Багдад, а потом на Ливан, где жили и его преемники. Только в 1830 г. султан признал независимость католических антиохийских патриархов от иаковитских. В 1831 г. кафедрою их снова сделался г. Алеппо. В 1850 г. католическая церковь и дома патриархии в Алеппо были сожжены турками и резиденцией патриарха сделался Мардин, в котором была выстроена и семинария. Католический иаковитский патриарх Игнатий Филипп Гаркус присутствовал на Ватиканском соборе 1869 г. Ныне патриархом состоит Игнатий Ефрем Раманн II, преемник († 13 сент. 1897 г.) Бенаама Бенни (впервые издавший, переведший на латинский язык и изъяснивший «Завет Господа нашего Иисуса Христа»: см. рецензию Л. В. Петровского в «Христ. Чтении» за 1900 г. 7, стр. 159–165, a ibid. 1904 г. Ли:4,стр. 473–482 его же статья: «Литургия по новооткрытому памятнику Testamentum Domini nostri Jesu Christi»). Католическая миссия среди иаковитов в истекшем столетии действовала очень энергично и не особенно стесняясь в средствах, хорошим доказательством чего может служить напечатанное преосв. Порфирием в «Тр. Киев. Дух. Ак.» за 1874 г. «Сказание о сирийской унии» (№ 9, стр. 491–553). Успехи ее были очень значительны, так что не только миряне целыми епархиями переходили в католичество, но в католичество же обратились и многие епископы. Впрочем, среди верных своим преданиями иаковитов, а отчасти и среди мусульман, успехи католиков вызывали и вызывают сильное озлобление, почему нередки случаи, когда католическим миссионерам приходится искать защиты у консулов европейских держав. Лев XIII также лелеял мечту о подчинении иаковитов. Этой цели служат его энциклики: Ргаесlага от 20 июия 1894 и особенно Orientalium dignitas ecclesiaгum от 30 ноября 1894 г. и журналы – в Италии «Bessarione»(с 1 марта 1896 г.) во Франции «Revue de l’Orient chétieu» который с 1896 г. вместе с revue bimensuelle издает supplement trimestiel. О степени успехов католичества среди иaковитов можно судить по сообщенным в Miss. cathol., Rom. 1897, 631 сл. статистическим данным. Живущему в Мардине католическому патриарху подчинены все униаты-иаковиты Сирии, Месопотамии, Вавилонии и Египта. Все они разделены на 9 епархий (Алеппо, Багдад, Бейрут, Дамаск, Диарбекир, Гецира, Химс (Емесса) Мардин и Мосул). Во всех этих епархиях насчитывается 22.700 католиков 24 прихода, 42 церкви и 81 священник. Более многолюдны епархии Мосульская (7.000), Мардинская (4.000), Дамасская и Алеппская (по 3.000 душ). Среди иаковитов миссионерствуют главным образом члены католических орденов (францисканцы, капуцины, кармелиты, иезуиты, лазаристы и доминиканцы). В Мардине существует единственная местная конгрегация св. Ефрема (Сирина). Здесь же, благодаря американскому влиянию, существует и протестантская община.
Православною церковью для воссоединения иаковитов пока не достигнуто почти ничего, хотя воссоединение началось давно. После Юстиниана очень энергичную, хотя и неблаговидную, попытку воссоединить иаковитов сделал император Роман ІІІ (1028–1034 г.). Он велел схватить иаковитского патриарха, жившего тогда в г. Мелитине, в «Малой Армении», недалеко от верхнего Евфрата, и привезти вместе с 6 иаковитскими епископами в Константинополь. В то же время многие иаковитские церкви были разрушены и священники подверглись заключению. Но только три епископа согласились отказаться от ереси, патриарх же остался непоколебим и был заключен в монастырь, где и умер, высказав перед смертью желание, чтобы резиденция его преемников была перенесена из пределов империи в Амид, что и было осуществлено в 1166 г. Не раз и антохийокие патриархи пытались подчинить иаковитов, но также безуспешно. В позднейшее время иаковиты сами неоднократно поднимали вопрос о воссоединении. Напр., в конце пятидесятых годов XIX в. иаковиты, чрез одного из своих митрополитов, нарочно приехавшего в Константинополь, делали Константинопольскому патриарху Анфиму (Куталиносу) заявление о желании их воссоединиться с церковью православно-вселенской. Но, как и прежде, это заявление встречено было в Константинопольской патриархии с недоверием и осталось без последствий. По-видимому, греки были правы в своих подозрениях: в затруднительных обстоятельствах иаковиты неоднократно обращались за помощью то в Рим, то в Константинополь, предлагая унию, но лишь опасность проходила, – прекращались и переговоры об унии. В данном случае обратиться в Константинополь иаковитов заставили успехи католической пропаганды. В 1851 г. от лица патриарха иаковитского в Константинополь приехал Петр, митрополит Сирийский и Дамаскский, епархия которого почти вся уже была обращена в унию. Вопрос о воссоединении снова был затронуть и оживлен. Иаковитами заинтересовались и в русском посольств. Еще в 1843 г. иаковитский патриарх Иаков высказывал желание соединиться с прав. церковью, а в 1844 г. в Константинополь приезжали иаковитский патриарх и Иерусалимский епископ, чтобы просить российского посла о покровительстве иаковитам, у которых иаковитские униаты месопотамские отняли церкви и имения (еп. Порфирий, Книга бытия моего I, 250; II, 326 и 340). Комиссар России по размежеванию границ между Россиею. Турцией и Персией Е. И. Чириков во время своей поездки неоднократно посещал Мардин и Зафаранский монастырь, беседовал с иаковитским патриархом и изучал быт иаковитов. С целью подготовить воссоединение иаковитов проживавший тогда в Константинополе русский архимандрит Софония (впоследствии первый епископ Туркестанский и Ташкентский, †1877) стал изучать догматические и обрядовые разности иаковитский церкви и результаты своих исследований изложил в двух записках (о иаковитах и о литургии иаковитов), представленных в 1853 г. в Св. Синод (напечатаны в «Страннике» за 1863 г.). Иаковитами заинтересовались и в иерусалимской миссий. Но война с Турцией положила конец переговорам. Даже иерусалимская миссия 3 мая 1854 г. была отозвана в Петербург. После войны вопрос о присоединении иаковитов снова намечается, но слабо. При возобновлении иерусалимской миссии в 1858 г. ей было поручено не ограничиваться одним Иерусалимом, а распространять свое влияние на всю Палестину, Сирию, Ливан, Дамаск, горную Хасбею, Синай и Египет. С другой стороны, посланный в Закавказье для обращения несториан архимандрит Софония, поселившись с 22 ноября 1861 г. в Эривани, начал завязывать сношения и с иаковитами, изучил сирийский язык, исправил перевод иаковитской литургии (напечатана в «Херсонских Епарх. Вед.» за 1865 г.), исправил и дополнил свои записки и издал их впоследствии отдельною книжкой (Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан, Спб. 1876). В 1861 г. в Россию приехал за сбором милостыни православный амидский митрополит Макарий, бывший иаковит-униат, и прожил два года в Москве и несколько лет в Петербурге. В 1871 г. Софония был назначен епископом Туркестанским и Ташкентским, и дело о воссоединении иаковитов заглохло17.Можно надеяться, что, с дальнейшим развитием деятельности урмийской миссии, вопрос этот будет снова поднять – тем более. что, по авторитетному свидетельству преосв. Порфирия, «иаковиты увлекаются тяготением к нашей церкви, как планеты тяготеют к солнцу» (Книга б. м. VII, 352; ср. V, 131. 215), а догматические различия их не столь значительны (ibid VII). В самое последнее время живущие в Химсе иаковиты стали высказывать сильное желание присоединиться к православной церкви, а один из их митрополитов несколько времени жил в Дамаске, ведя переговоры с патриархом антиохийским Мелетием. Исход этого дела пока неизвестен.
С. Троицкий
* * *
Заступничество гассанидского князя за монофизитов объясняется тем, что, – как и все вообще гассаниды и лахмиды (lahmiden), – он сам был тоже строгим монофизитом. До сих пор не удалось найти никаких указаний на существование православия в пределах двух вышеупомянутых вассальных княжеств (См. «Revue de I’Orient сhrétien» 1903, p. 352–353; Prof. Th. Nöldeke, Die Ghassanischen Fürsten etc., Berlin 1887; Gust. Rothstein, Due Dynastie d. Lahmiden in al-Hira, Berlin 1899). Во всяком случае, несомненна и роль национального элемента в возникновении и распространении монофизитства и поддержании иаковитов арабскими князьями Гассана и Хиры. – П. Жузе.
С этого времени (542 г.) и начинается собственно история сирийско-иаковитской церкви, так как доселе она не имела отдельного от православных патриарха. – П. Ж.
«Житие Иакова Бурдеана» – Иоанна едесского см. у Ассемани (Biblioth. orient. 1, 424. II, 64), Le Quien II, 1346, Land, Anecdota Syriaca; – Иоанна ефесского – у Land ibid. III, 12. IV, 15, H. Kleyn, Jacobus Baradeüs, de stichter der syrische monophisitische Kerk, Leyden 1882; а также см. еще хронику Михаила сирийского, недавно переведенную с сирийского на французский язык. [См. и ниже статью Иоанн ефесский.]- П. Ж.
Бар Эбрей (Григорий Абульфарадж). сообщает (см. Ассеманн 327), что Иаков не был епископом Едессы, но «вселенским митрополитом без определенной кафедры. Он указывает, что во время епископства Иакова в Едессе были два епископа: Феодор, в 540 г. и Фома в 542 г.Ср. Бар – Салиба у Ассемани 11,424. Renaudot (I, 365) говорит со слов Мариса и Алугуа, что Иаков оставался только священником, но это неверно: – П. Ж
Рассказ об этом похищении см. в «Revue de l’Orient chrétien» 1902, №2, p. 194–217. – П. Ж.
Об Иакове ср. еще у Prof. Albert Ehhrard. Die altchristliche Literatur... seit 1880. S. 192.
Так как они «различали учение Кирилла александрийского от учения Льва римского. – П. Ж.
В десятом столетии император Никифор Фока, желая соединить всех восточных христиан против арабов и хорошо понимая значение иаковитов в таком деле, пригласил их патриарха Иоанна Саригху в Константинополь для совещания с православным патриархом Полиевктом о разногласиях между обеими церквами. Из письма патр. Иоанна к Мине александрийскому (коптскому патриарху) видно, что спор шел лишь о словах и что иаковиггы твердо стояли за свое только из ненависти к грекам, которым они предпочитали мусульманское иго. – П. Ж.
Арабы, в общем, относились к иаковитам весьма благосклонно, помня громадные услуги, оказанные им монофизитскими, гассанскими и хирьскими князьями, без помощи которых арабам-мусульманам едва ли бы удалось (как это теперь выясняется) покорить Сирию и Месопотамию, – по крайней мере, так легко и скоро (см. М. De Goeje, Mémoire suг la Syrie, p. 1; – Revue de l’Orient chrétien»). Почти все высшие чиновники, врачи, учителя и т. д. при У(о)майяндах были сирийцы-иаковиты (см. «Православ. Палест. Сборник», вып. 50, т. XVII. стр. 1401). Халиф Валид (705 715 г.) разрешил иаковитскому патриарху вступить в Антиохию, откуда иаковиты были изгнаны греками со времени Иакова Барадея. Но при халифах Абдаль-Малике и Язиде иаковиты подверглись наравне с другими христианами сильным гонениям – П .Ж.
Общее число всех сирийцев-иаковитов определяется в настоящее время в 150.000 человек, не считая малабарских в Индии, количество коих доходит (по словам Oscald'а Parry, Six Mouths in a Syrian Monastery) до 200.000 – кроме несториан. – П. Ж.
О малабарских иаковитах см. книгу Oswald H. Parry. Six Months in a Syrian Monastery («Сообщения Им. Прав. Пал. Общ.» !865 г.). – П. Ж.
Другое толкование этого слова дает еп. Софония, считая его сокращением слова «митрополит» (Iос. cit. 20), но это случайная догадка.
Списки патриархов приведены у Le Qrien, Oriens christ. II, 1357 сл., мафрианов – у Assemani, Bibl. Or. 11,414 сл.
Порядок возведения в иерархические должности описывает Assemani в В. О. IÏ Diss. de Monoph. § 10 и R. Graffin, Ordination du Prêtre dans le rite jac. в «Rет. de Or. chr.» I (1096), 21–36.
Знаменитейшие монастыри перечисляет Ассемани I. с. § 10. Из 70 монастырей, бывших в Тур-Абдине, ныне существует лишь 5; кроме того существуют 2 иаковитские монастыря в Сирии и один в Иерусалиме. О последнем см. у преосв. Порфирия, op. cit II, 325–326; V, 182.
Литургии иаковитские собраны и переведены на лат. язык Ренодо, Lit. or. coll. II (1716), 4, на английский – Брайтманпм, Liturgies Eastern and Western I, Oxford 1896, 69–110 (The Liturgy of the Syrian iakobits including the Anaphora of St.James), где указаны и другие издания. Подробнее об иерархии, литургии и вообще богослужении иаковнтов см. у еп. Софонии, 16–140, а о литургии ср. у еп. Порфирия, Книга бытия моего V, 182–192.
В 1899 г. малабарские иаковиты обращались к русскому Св. Синоду с прошением, в котором излагают свое вероисповедание и просят принять их в лоно православия (см. «Новое Время» – №№ 8.184 и 8.273 за 1899 г.). – П.Ж.