Катехуменат
Катехуменат. Этим именем обозначается установление древней церкви для «оглашения» и «просвещения» кандидатов крещения и имело своею целью тщательное их приготовление к достойному вступлению в церковь Христову чрез крещение [см. у Климента алекс. Педагог I, 6 по переводу †Н. Н. Корсунского, Ярославль 1890, стлб. 2s: «Катехизическое оглашение только ведет к вере; значит, в самом крещении научает нас Дух Святый"]. «Оглашенными» (οι’ κατηχου’μενοιl) назывались в древней церкви те, которые из язычества или иудейства приходили к христианской вере и пред принятием в церковь чрез крещение подвергались более или менее продолжительному приготовлению чрез наставление в истинах Христовой веры и чрез некоторые религиозные действия.
В первое время христианства о катехуменате еще не может быть речи, ввиду непосредственной апостольской проповеди, которою распространялось христианство. Но все же катехуменат, в смысле испытания и приготовления прозелитов, должен был получить свое начало очень рано, хотя в подробностях он определился постепенно – и в разных церквах и в разные эпохи неодинаково. Главнейшим и существенным основанием для катехумината послужило, без сомнения, наставление Христа Спасителя «научите народы», прежде чем «крестить их» (Мф.28:19). Некоторые усматривают указание на это установление уже у Ап. Павла, особенно в следующих словах его (Гал.6:6; ср. Лк.1:4, Деян.18:25, Рим.2:18): «наставляемый словом (ὀ κατηχου’μενος) делись всяким добром с наставляющим» (τῶ κατηχοῦντι). При этом κατηχειν – термин, встречающийся лишь у Ап. Павла и Луки, – означает только низшую, подготовительную ступень наставления в христианских истинах, предполагающую последующее усовершенствование. Во всяком случае свв. Апостолы главнейшим условием возможности совершить крещение считали, согласно с заповедью Спасителя, научение, как это видно из отдельных примеров апостольского крещения. Уже Климент римский говорит о «με’λλοντες πιστευ’ειν» и Ерма повторяет о «желающих креститься (volentes baptizari), которых иначе он называет credituri, verbum audientes. Св. Ириной лионский называет уже приготовляющихся ко крещению указанным именем, обозначая наставление их в вере словом cathechizare.
В первой половине II-го христианского века катехуменат был уже в довольно развитом состоянии и определенном виде, как о том свидетельствует св. Иустин Философ, и обнимал собою научение готовящегося ко крещению, молитву, пост и воспитание христианского образа жизни.
Еще более подробное изображение его представляют приписываемые Клименту рим. гомилии, рисующие то положение дела, которое, вероятно, установилось вскоре после апостольской эпохи. Согласно изображению этого памятника, желавший принять крещение сообщал свое имя епископу, который и наставлял его в христианской вере. Вместе с тем прозелит должен был поститься и над ним ежедневно совершался обряд возложения рук епископом. Все время приготовления вообще обнимало около трех месяцев, а более специальное – от 3-х до 10-ти дней.
Самое крещение приурочивалось к праздничному или воскресному дню. Тертуллиан в первый раз употребляет слово catechumenus в отличие от fidelis. По его свидетельству, даже еретики имели в своих общинах установление, обозначаемое этим именем. Церковь от готовящихся ко крещению как пред самым совершением крещения, так и в предшествовавшее ему время требовала «отречения», которое по своей форме близко напоминает формулу, употребляющуюся доселе (renuntiare diabolo et роmраe et angelis ejus).
Указанные лица должны были приготовлять себя ко крещению молитвой, бодрствованием и исповеданием грехов.
О продолжительности катехумената Тертуллиан не представляет никаких определенных данных. Временами крещения называет он Пасху и Пятидесятницу. Ориген в нескольких местах (см. напр., homil. ХVIII, 8 на Иеpем.) различает верующих (πιοτοι’) и оглашенных (κατιχου’μενοι). При этом Ориген свидетельствует, что христиане научали христианским истинам только тех, которые уже и обнаруживали несомненную склонность к принятию их веры. Христиане вообще наблюдали в этом деле большую осмотрительность и осторожность. Для наблюдения за образом жизни прозелитов назначались иногда даже особенные доверенные лица. Поместный карфагенский собор (256 г.), под председательством Киприана, уже свидетельствует о «заклинании», как об одном из актов катехумената.
Большинство обрядов и предписаний катехумената восходит к глубокой древности и несомненно ведет свое начало от первых трех столетий. Древнейшие крещальные формулы западной и восточной церкви содержат сумму молитв и церемоний, которые представляют собою литургический остаток практики катехумената.
Следующий период, обнимающий собою годы с 300-го по 500-й и представляющий собою самый пышный расцвет и блестящее развитие патристической литературы, дает уже гораздо большее число известий о катехуменате, которые позволяют нам формулировать и более определенный взгляд на его состояние. Христианство сделалось религией господствующею, было объявлено и исповеданием государственным, стремление ко вступлению в церковь усилилось, число недостойных, желавших только назваться из-за земных выгод, а не быть на самом деле христианами, увеличилось. Отсюда, естественно, возникла потребность и более серьезных гарантий, по возможности, ограждавших церковь от вторжения в ее среду недостойных членов, неискренних последователей Христа. В этих интересах церковь установила строгие испытания, в виде оглашения, которые должны были служить мерилом искренности обращающихся и их нравственного настроения. Под влиянием всех этих условий окончательно образовался христианский катехуменат, значительно расширивший обрядность крещения.
Желавший быть принятым в общину должен был явиться к епископу или к поставленному для того клирику или же к катехету, который, как показывает пример Оригена, необязательно был клирик. В более значительных церквах, где существовали катехизические школы обязанность принимать приходящих падала на предстоятеля этой школы, как, напр., Евсевий свидетельствует об Александрии. Учителями оглашаемых (doctor audientium) был, напр., в Карфагене при Киприане чтец Оптат, во времена Августина – диакон Деогратий и проч. Женщины иногда подвергались наблюдению и наставлению в вере чрез диаконисс (Апост. постановления III, 15). Епископы, пресвитеры и диаконы преподавали огласительные поучения в церкви публично, а низшие клирики и миряне могли оглашать только частным образом; равно как и диакониссы, ибо в церквах публично миряне могли проповедовать только в редких случаях, – в виде исключения. Считалось желательным, чтобы прозелит мог сообщить предстоятелю, кто бы из лиц, известных общине, мог поручиться в его благонадежности (sponsores, patroni). Потом уже от клирика, к которому он обращался, прозелит получал первое наставление. Блаж. Августин оставил для этой цели два образца катехизиса.
В недавнее время высказано весьма правдоподобное предположение, что самой древней церковной катехезой является новооткрытое произведение св. Иринея Лионского , сохранившееся в армянском переводе и опубликованное в Texte and Untersuchungen XXXI, 1 (третьей серии В. I. Н. 1), – озаглавленное: «Des leiliges Irenäus Schrift zum Erweise der apostolischen Verkündigung εῖς ἐπιδειξιν τοῦ ἀποστολικοῦ κηρυ’γματος, in armenischen Version entdeckt, herausgeben und ins Deutsche übersetzt von Lic. Dr. Karapet Ter-Mcherttschian und Lic. Dr. Edvard Ter-Minassiantz, mit einem Nachwort und Anmerkungen von Adolf Harnack, Lpzg 1907; ср. русский перевод проф. Н. И. Сагарды: «Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского : Доказательство апостольской проповеди», Спб. 1907. См. также статью F.C. Соnуbеагe, The newly recovered Treatise of lrenaeus «Expositor» 1907. VII, p. 35–44 и заметку H. И. Сагарды в «Христ. Чтен.» 1908 г., IV, стр. 638–643 (Paul Drews, Der literarische Charakter der neuentdeckten Schrift des Ireneaus в «Zeitschrift fur die neutest. Wissenschaft» VIII (1907), 3, 88. 226. 232–233. Cp. Harnack, lib. cit. SS. 55, 65. H. B. Сагарда, кн. цит., стр. 12, 68, 69). Если верно такое предположение, то новооткрытое произведение св. Иринея Лионского является произведением, однородным с августиновским: De catechizan dis rudibus, но, конечно, более древним. В названном произведении коротко и ясно изложены существенные элементы веры, которые должен знать каждый член христианской церкви настолько твердо и отчетливо, чтобы он был в состоянии и защитить свое исповедание от еретиков, и изложить в ясных выражениях истину своей веры пред теми, которые еще не познали ее. В частности, здесь излагается учение о едином высочайшем Боге и Его отношении к миру, о Св. Троице, сотворении мира и человека, о падении, важнейшие моменты истории откровения во времена патриархов. о воплощении Сына Божия, сделавшегося человеком, о Его искупительном деле, прообразованном в Ветхом Завете, предвозвещенном пророками и осуществленном в Его лице и в Его церкви, о всеобщем воскресении и, наконец, о суде, который будет для всех людей.
Отсюда можно видеть, что, по крайней мере, в некоторых случаях, катехизация в древней церкви была довольно продолжительна и обширна, обстоятельна.
Собственно принятие в ряды оглашаемых происходило чрез знаменование крестом и чрез возложение рук с молитвоЙ. С этих пор оглашаемый уже принадлежал внешним образом к церкви и считался христианином. Вообще, оглашенные причислялись к «христианам», но отличались от «верных», т. е. от крещенных. По выражению свв. отцов, они уже приняты в лоно матери-церкви, но еще не возрождены; они – в преддверии церкви, хотя еще и не-члены ее.
Оглашенные могли присутствовать при богослужении, до начала литургии «верных». О них возносилась особая «молитва об оглашенных» (εὐχη’ ὐπὲρ τῶν κατηχουμε’νων; oratio super catechumenos). Диакон приглашал их преклонить колена, затем в особом обращении к «верным», приглашал их помолиться об «оглашенных» и особенно о том, чтобы они сподобились достигнуть крещения.. Потом «оглашенные» поднимались снова и стояли, наклонивши головы в то время, как епископ с простертыми руками произносил молитву. Засим «оглашенные» оставляли церковь. В Риме, в Африке и в некоторых местностях Испании «оглашенные» получали также освященную соль, sacramentum salis.
Что касается продолжительности катехумената, то Эльвирский собор определил для него двухлетний срок, если болезнь не вынудит к сокращению срока (прав. 42); однако тот же собор требует трехлетнего катехумената для языческих жрецов (прав. 4), пятилетнего для тех, которые, уже состоя оглашенными, впадали в тяжкие грехи (прав. 11. 73) и даже до конца жизни (прав. 68). Апостольские постановления предписывают для всех трехлетний катехуменат, – впрочем, для ревностных оглашенных допуская и возможность сокращения (8. 32). Но для многих и это продолжительное время испытания не казалось достаточным; они отлагали крещение, – часто на неопределенное время. Некоторые делали это из ревности, чтобы лучше приготовиться, но большинство по лености или небрежности, потому что они боялись снова потерять благодать крещения или надеялись пред смертью чрез крещение мгновенно очиститься от всех грехов, освободиться от наказания и получить блаженство.
Пред началом времени поста епископы в своих проповедях приглашали оглашенных являться ко крещению (Василий Вел., Бесед. XII). Избрание в кандидаты ко крещению должно было предотвратить возможность доступа ко крещению недостойным. Самое избрание совершалось чрез то, что имена признанных достойными допущения ко крещению вносились в книгу. Эти лица назывались в римской церкви electi, в прочих западных церквах competentes, а у греков φωτιξο’μενοι, βαπτιξο’μενοι и μυσταγωγου’μενον . Разряд этих лиц строго различался от «оглашенных»; последним они не должны были сообщать того, что они узнавали чрез научение. Время непосредственного предуготовления ко крещению или «просвещения» обычно определялось в 40 дней; иногда, впрочем, этот срок был короче (до двух недель). Особенность наставления «оглашенных» в это время состояла в изъяснении символа, который до сих Пор был им совершенно недоступен, как «тайна», как составная часть disciplinae arcani. Эта торжественная церемония называлась traditio symboi. Символ в течение известного времени (обычно, около 8 дней) «просвещаемые» должны были усвоить и затем открыто, пред общиной, прочитать. Это называлось redditio symboli. Только после этого сообщались приступающему ко крещению слова Молитвы Господней, которая также содержалась в строжайшей тайне.
Самую полную картину наставления просвещаемых предлагают катехизические поучения св. Кирилла иерусалимского, произнесенные в 347 или в 348 году.
Падение катехумената наступило частью уже в V столетии, а затем идет уже быстрыми шагами. Оно сказалось прежде всего в сокращении времени катехумената, а также в том, что Пасха и Пятидесятница перестали быть исключительным временем крещения.
Внутреннее основание для этого падения катехумената лежало в том, что, с одной стороны, с течением времени становилось все меньше и меньше взрослых прозелитов, а с другой, получило значение обычая крещение детей. Этот обычай входил в силу постепенно и сначала с некоторыми ограничениями (напр., у св. Григория Богослова мы встречаем мнение, что детей следует допускать ко крещению не ранее трех лет, когда они бывают в состоянии уже давать ответ на вопросы).
Уже из сказанного видно, что древняя церковь в состоянии «оглашенных» устанавливала и различала два главные периода: период начального, общего, подготовительного наставления в истинах Христовой веры, и более краткий период, имевший место пред самым совершением крещения, – время особенного, нарочитого, специального приготовления к святому крещению путем сообщения символа веры и Молитвы Господней. Отсюда некоторые ученые различаюсь два класса «оглашенных» принимая при этом, что первый класс обозначался разными наименованиями: συναιτοῦντες, γονυκλι’νοντες, υ+ποπι’πτοντες-ἐυκο’μενοι. Другие ученые различаюсь три, четыре, пять и более классов «оглашенных», полагая, что тем или иным особым названиям «оглашенных» соответствовал и отдельный класс их. Но в древнейших литургиях, восточных и западных, говорится об «оглашенных» вообще и нет никакого основания для предположения, что они разделялись на какие-либо классы.
Итак, признание степеней «оглашенных», в смысле обычного церковного установления, не имеет твердых оснований в памятниках древнейшей христианской литературы, и предположение о них явилось вследствие неправильного истолкования этих памятников. В указанных памятниках различаются лишь «оглашенные» в собственность смысле и «готовящиеся ко крещению».
С. Зарин.