Календарь библейско-еврейский и иудейский
Календарь библейско-еврейский и иудейский. – О делении и счислении времени у библейских евреев – суточном, недельном, месячном и годичном, о названиях месяцев в допленную пору библейской истории (в Библии сохранились лишь 4 этого рода названия: Авив для первого месяца, Зив – 2-го, Афаним или Эганим – 7-го и Бул – 8-го, – названия хананейские или финикийские) и после плена (вавилонские названия, доселе сохраняющиеся у евреев: Нисан у нынешн. евреев Нисон, Йаер Ииор, Сиван Сивон, Тамуз, Аб Ов, Элул, Тифри, Мархешван Хэшвон, Кислев или Каслев Кислейв, Тевет Тейвес, Шеват Швот, Адар Адор), о делении года по временам или сезонам можно читать в ст. „Времясчисление библейское“ в III т. „Богосл. Энциклопедии» (1902); стлб. 1033–1037. Равным образом о лунном (а не солнечном) характере библейско-еврейского года, о 12-ти-месячном составе простого древнееврейского (и 13-месячном – високосного) года, о начале его с весны – с месяца Нисана (а не с осени – с Тисри) было сказано в статье „Год библейский“ в IV т. „Энциклоп.“ (1903 г.), стлб. 456–462. Если там была речь о времяопределении, которое принято называть астрономическим ( – астрономическая хронология рассматривает различные более или менее закономерно повторяющиеся небесные явления, как средство и масштаб счисления времени – ), то здесь будет сказано о технической или исторической стороне библейско-еврейского и иудейского времясчисления или собственно календаря, т. е. об употреблявшихся у древних евреев средствах согласования астрономического времени с удобствами повседневного обихода. В этом отношении история библейско-еврейского и иудейского календаря распадается на три периода: 1) библейский период, обнимающий свыше 1000 л., от Моисея до Ездры; 2) период второго иерусалимского храма – до 70 г. по р. Хр., и 3) талмудический период от 70 г. до 500 г. по Р. Хр. В первый период календарные сведения евреев всецело и исключительно опирались на непосредственные наблюдения фаз луны и состояния солнца, во второй период начала месяцев, праздников и сезонов определялись частию по прежнему, путем непосредственных наблюдений небесных явлений, частию же по вычислениям [А. Л. Гаркави утверждает (Исторические очерки караимства в книжках журнала „Восход“ 1897 г., № 5, стр. 121–122), что «уже во время второго иерусалимского храма... потребовалось заменить первобытный способ наблюдения новолуния... более рациональным способом астрономических вычислений, каковой реформе противились саддукеи и боэтосцы“ (боэтузеи), по принимается с большею несомненностию только одно, что определенный астрономический календарь был введен Гиллелом II в 4118 году иудейского счисления или в 358 г. по р. Хр. (см. В. Zuсkеrman, 8. 4,1. 13; ср. у Dr. Н. Graetz, Geschichte der Iüden IV, Веrlin 1 1853, S. 552–553: Note 58). – Н. Н. Г.], в третий период – исключительно этим последним, математическим способом.
Для более точных, детальных определении суточного времени евреи в древнюю эпоху, конечно, не имели соответственных искусственных аппаратов в роде солнечных часов или водяных на подобие известного в классическом мире времяизмерительного снаряда „клепсидра“. Но по мере распространения астрологии и развития астрономии у древних вавилонян (Иса. 47, 13), более точное времяопределение от них перешло к соседним народам, между прочим, и к евреям – особенно во второй половине VIII в. до р. Хр., при Ахазе, когда заимствования из Халдеи коснулись и области религии Израиля (4Цар. 16, 10). С именем Ахаза в Библии известны „ступени Ахаза“, евр. maaloth Асhaz LХХ, ἀναβαθμοὶ Ἀχάζ, Таргум: lapis horarum, Симмах: ὡρολόγιον, Вульг. hоrоlegium. Этот гномон (греч. γνώμων) Ахаза, вероятно, представлял собою столб или обелиск на пьедестале, имевшем ступени: – по месту падения тени и по числу захватываемых ею в данный момент ступеней определяли время дня. Такое, заимствованное у вавилонян, суточное время определение могло быть довольно точным в виду того, что положение эклиптики у ассировавилонян было точно определено (в 720 ор, след., по 30 ор на час; теперь экватор делится на 360°). Вероятно, однако, что ни солнечные часы, ни водяной времяизмерительный снаряд – клепсидра особенного распространения у древних евреев не имели, и часы в разные времена года имели не одинаковую длительность – от 49 до 71 минут (как теперь в Сирии). У нынешних евреев-талмудистов час делится на 1080 частей ( – число, кратное всем однозначным цифрам, кроме 7). Известное у евреев библейского и евангельского времени деление дня на 4 трехчасия, называвшиеся „часами“, а ночи – на 4 стражи (в древнейшее время на 3), не сохранилось у теперешних евреев.
В основе определения и счета недель, месяцев и годов лежали уже наблюдения за диском луны (Пс. 103, 19. Сирах. 43, 6–8). Семидневная неделя, известная весьма многим народам древности ( – кроме евреев, ее принимали вавилоняне, арабы, сирийцы и даже такие отдаленные народы, как китайцы и перуанцы – ), имеет свое натуральное основание в делении лунного цикла на 4 фазы, при чем каждая четверть синодического месяца ( – синодический месяц 29 суткам 12 час. 44 мин. – ) равна ок. 73/4 суткам. У евреев неделя, сверх того, приобретала религиозно-нравственный смысл, поскольку была поставлена в связь с религиею, историею миротворения и законодательством (закон о праздновании субботы) Израиля; вавилонский обычай называть дни, недели именами, 7 планет (Зин – луна, Самас – солнце, Небо – меркурий, Истар – Венера, Адар – Сатурн, Нергал – Марс, Бел-Меродах – Юпитер) был чужд древним евреям и усвоен лишь классическими, а затем западноевропейскими народами. В библейской древности дни недели обозначались лишь числами: 1-й, 2-й и т. д., только 7– й день – суббота имел собственное название. К евангельскому времени у иудеев эллинистов особое имя получил и день шестой, предсубботний: „παρασκευή, пятница“ (Мф. 27, 62. Мрк. 15, 42. Лк. 23, 54. Ин. 19, 14.31).
Месяцы у древних евреев имели то 29, то 30 дней: в первом случае месяц назывался неполным, недостаточным (евр. хасе́р), во втором – полным (мале́). Год, в котором было 6 полных и 6 неполных месяцев, считался правильным. Обычно чередование полных и неполных месяцев, – если верить талмудическому преданию, – имело в значительной степени случайный характер, стоя в зависимости от видимости или невидимости луны в 30-й день месяца: если день был ясный, и новая луна сразу была замечена в этот день, то Синедрион „освящал“ новый месяц, так что 30-е число было уже 1-м числом следующего месяца; в противном же случае, при невидимости новой луны, старый месяц состоял из 30 дней (Мишна: Тр. Рош Гашана I, §§ 3–9. II, 1–9. III, 1). Было лишь общим правилом, чтобы в году было не меньше 4-х и не более 8 полных месяцев. Если это предание точно, то лунный год, астрономическая величина которого 354 дн. 8 час. 84 I 34,8 II, у древних евреев колебался между 352 и 356 днями. Если взять среднюю величину – 354 дня, то величина древнееврейского (лунного года) была на 11 дней меньше солнечного простого и на 12 дней – високосного; след., ежегодно еврейское времясчисление упреждало бы действительное на 11–12 дней. Разность эта каким-либо способом должна была быть уравниваема (как бывало у всех народов, державшихся лунного счисления); иначе постоянно происходило бы передвижение годовых праздников, сезонов, – наконец, – времен года. Как совершалось это уравнение у евреев в библейской древности, – из Ветхого Завета не видно (2Пар. 30,2. Дан. 4,26 сюда не относятся, вопреки мнению талмудистов и некоторых новых комментаторов). Проще всего это могло совершаться чрез прибавку в каждые 2–3 года особого месяца – вставочного к концу года, и такую календарную меру надо предположить уже для допленного периода. После же плена, когда евреи усвоили вавилонские названия месяцев ( – все 12 вавилонских названий месяцев начертаны на одной из найденных в развалинах Ниневии клинообразных надписей – ), существование в еврейском календаре вставочного, 13-го месяца, второго Адара („Адар-Шени́“) или Веадара – не подлежит сомнению. Решение вопроса о вставке этого месяца в послепленный период и затем в первые три века христианской эры принадлежало особой комиссии, назначавшейся Синедрионом; она руководилась в данном случае степенью зрелости хлебов к половине Адара: так как ко второму дню Пасхи – 15-му Нисана в святилище должно было приносить первый сноп новой ячменной жатвы (Лев 23,10–11. 15); то, если к половине Адара ячмень казался достаточно готовым к жатве, тогда следующее новолуние было первым числом Нисана и началом нового года (Исх. 12,2); в противном же случае старый год дополнялся „вторым Адаром», и уже следующий месяц был Нисаном. Синедрион держался правила не удлинять годов субботних.
В IV веке по р. X. раввин Гвллел II ввел у евреев, доселе существующее у них, греческое Меф(т)онское времячисление, в основе которого лежит так называемый малый лунный цикл в 19 лет с 7-ю високосными (вставочными) годами (3-й, 6-й, 8-й 11-й, 14-й, 17-й, 19-й). Известен и большой лунный цикл в 76 лет. Ныне, спустя свыше 1500 лет со времени окончательной установки еврейского календаря, времясчисление еврейское, конечно, не вполне совпадает с астрономическими вычислениями нашего времени, но ошибка эта, может быть, не настолько значительна, чтобы могла вызывать в еврействе попытки исправления своего календаря. Караимы держатся того же календаря, что и талмудисты; только делят час на общепринятом основании и иначе определяют новолуние.
[В некотором соотношении с календарем библейско-иудейским стоял и календарь христианско-церковный, о котором Rught Rev. Bishop. Arthur John Maclean у I. Нastings в А. Diсtionary of Christ and the Соspels I, Еdenburg 1906 г. 251Б – 264а, где обозреваются: христианская неделя („день Господень», среда и пятница, суббота); год со стороны Пасхи (имя, древнейшее празднование ее, „Четыренадесятники», определение дня Пасхи – пасхальные циклы, пост перед Пасхой, Вербное воскресенье, Великий четверг, пасхальная неделя), Пятидесятницы и Вознесения Господня (имя „Пятидесятницы» и связь ее с Вознесением), Рождества и Богоявления (их происхождение, рождественский пост), Принесения Богомладенца-Христа во Храм; памяти святых и пр.; обзор праздничных циклов по древнехристианским памятникам; литература предмета. – Для византийского периода см. в диссертации Arthur Меntz. Веiträge zur Osterfestberechnung bei den Byzantinem, Königsberg i. Pr. 1906].
Свящ. А. Глаголев