Источник

Каллист: 1–2 константинопольские патриархи

Каллист: 1–2 константинопольские патриархи

1) Каллист I дважды занимал константинопольский патриарший престол: в 1350–1354 и 1355–1363 годах. Первое его вступление на вселенскую патриаршую кафедру состоялось по воле византийского императора Иоанна Кантакузина, который, в лице этого высоконравственного и просвещенного мужа, нашел видного сторонника знаменитого Григория Паламы и его партии в борьбе с волновавшею тогда византийскую церковь ересью Варлаама и Акиндина. Каллист I был учеником известного византийского подвижника и исихаста св. Григория Синаита († 1346 г.), жил с ним продолжительное время, следовал по стопам его и с радостию, как верный и преданный раб, воспринял дух его. Св. Григорий был для Каллиста I, – по свидетельству последних, – любвеобильным отцом, а Каллист I для него – как бы родным сыном, к которому великий подвижник относился с искреннею любовию и расположением, с готовностию посвящал в тайны созерцания и с большою полнотой раскрывал их пред ним. Каллист I сделался учеником св. отца в то время, когда последний в начале XIV в. поселился для подвигов на святой горе Афонской. Когда на эту гору сделали набег агаряне, Каллист вместе в своим учителем и отцом отправился в Фессалонику, а потом совершил с. ним ряд странствований, которые вызывались самим характером исихастского учения св. Григория Синаита и являлись необходимым моментом его нравственно-аскетической деятельности. Учитель и ученик путешествовали на острова Хиос и Митилину, на гору Ливан и в Константинополь, потом в город Созопол и пустыню Парорийскую (в нынешней Фракии, у Сакар-планины, в районе греческих сел Голем-Монастир и Малек-Монастир), где св. Григорий в двадцатых годах XIV в. построил келлии для себя и Каллиста. Прожив здесь некоторое время, Каллист отправился со своим учителем в Константинополь, а отсюда вместе с подвижником Марком был послан на Афон, причем св. Григорий обещался и сам вскоре прибыть на святую гору. На дождавшись его и горя желанием быть возле своего учителя, Каллист отправился к нему в Константинополь, прожил здесь зиму и, с наступлением весны, вместе с Григорием возвратился на Афон. Здесь Каллист и его учитель подвизались в Лавре св. Афанасия. Вследствие набега турок, св. Григорий удалился в Адрианополь, взяв с собою одного ученика, – надо полагать, – именно Каллиста, а потом (в тридцатых годах XIV в.) – в пустыню Парорийскую, где Каллист, вероятно, был свидетелем и кончины преподобного отца. После смерти св. Григория Каллист ушел на Афон и поселился здесь в Иверском монастыре, откуда в 1350 г. и был приглашен на константинопольскую патриаршую кафедру. Таким образом, Каллист I был самым близким учеником великого подвижника св. Григория Синаита и стремился в полноте воспринять дух и учение своего руководителя и отца, который за нравственное превосходство и ценил его больше других, постоянно имел при себе и оказывал преимущественное внимание и доверие. Значит, византийский историк Никифор Григора, сообщающий сведения о Каллисте I, несправедливо осуждает его за нравственный характер, приписывая патриарху моральные недостатки разного рода. Суждения Григоры пристрастны и внушены тем, что Каллист I резко порицал и в течение всего патриаршества постоянно боролся с гнусною и гибельною ересью Варлаама и Акиндина, к партии которых примыкал и историк Григора, равно как и многие епископы и светские лица, враждовавшие из-за этого с защитниками церковного мира – патриархами. Пристрастные суждения Никифора Григоры, обличаемые другим современником – императором Иоанном Кантакузином, который, напротив, отзывается в своей истории о Каллисте I, как о муже весьма добродетельном и отличавшемся высокими нравственными качествами, открывшими ему путь и к патриаршему престолу, где патриарх заявил себя почтенною деятельностью.

Прежде всего, Каллист I примыкал к группе защитников православия и борцов за церковь против еретического движения Варлаама и его сторонников, неправо учивших о существе и энергии божества. По поводу этой ереси были созваны соборы в 1351 и 1352 годах, на которых, после всестороннего обсуждения предмета спора, учение св. Григория Паламы и его сторонников (в том числе и Каллиста) было признано согласным с учением св. отцов церкви, а Варлаам, Акиндин и его сообщники анафематствованы. Результаты соборных постановлений в 1352 г. были внесены и в состав провозглашаемого в неделю православия Синодика. Как отголосок этой защиты церковного учения от еретического иномыслия, в 1350 г. было патриархом Каллистом I издано соборное постановление о непричастности афонского иеромонаха Нифонта к мессалианскому лжеучению. В том же году патриарх издал учительное послание к народу по поводу некоей Амарантины, которая сперва занималась магией, а потом сознала свой грех, принесла патриарху покаяние и даже постриглась в монашество. В декабре 1350 г. патриарх избрал из константинопольских иереев наиболее благоговейных и опытных и особою грамотою поручил им нести обязанности экзархов в каждом приходе, наблюдать за остальными клириками и давать им наставления и указания относительно иерейского служения. В сентябре 1352 г. подобная грамота была издана на имя пресвитера Скутариота, экзарха прихода Аарона в Константинополе. В 1350 г. патриарх обновил ставропигиальный монастырь Алипия на горе Афонской, в октябре 1351 г. признал независимой и свободной обитель Богородицы Панагиотиссы на Фанаре в Константинополе, где ныне находится церковь Мухлия. В декабре 1353 г. патриарх и синод присоединили вакантную епархию Перифсория к траянопольской митрополии, а в январе следующего года митрополиту Древних Патр, нуждавшемуся в материальном обеспечении, вследствие постигших его епархию внешних бедствий, был пожалован монастырь Великой Пещеры на правах игуменства, подобно тому, как и в Константинополе патриаршие монастыри предоставлялись для игуменского управления различным архиереям. Почти такую власть патриарх тогда же дал монемвасийскому в Пелопоннесе митрополиту, предоставив ему охрану патриарших прав и управление ставропигиальными монастырями в этой области. В феврале 1354 г. по воде патриарха и синода митрополия созопольская, в виду затруднительных обстоятельств, была временно предоставлена в управление митрополиту Пигон, в марте К. И поручил филадельфийскому митрополиту управлять и епархией Древней Фокеи и в частности наблюдать за патриаршим монастырем Давида. Тогда же митрополиту Макры был предоставлен в заведывание константинопольский монастырь Св. Троицы, в котором он и мог жить всякий раз, как приезжал с столицу. Любопытно, что в октябре 1352 г., с согласия Каллиста I, антиохийский патриарх с находящимися при нем епископами произвел суд в Никее над кесарийским митрополитом Василием, который подал на Каллиника I жалобу императору Иоанну Кантакузину; собор, под председательсгвом антиохийского патриарха, присудил Василия к лишению епископского сана. Наконец, патриарх Каллист I имел сношения с русскою церковною властию. Так, он увещевал киевского митрополита Феогноста стать в мирные отношения к тверскому князю Михаилу, в июне 1354 г. патриарх и синод признали владимирского епископа Алексия митрополитом киевским и т. п.

И в смутную годину политической борьбы при дворе Византии, возгоревшейся по интригам Иоанна Кантакузина против законного наследника византийского престола Иоанна Палеолога, патриарх Каллист I явил себя достойным первоиерархом церкви. В 1354 г. Кантакузин, еще раньше возложивший на себя царскую корону, пожелал венчать ею и сына своего Матфея, дабы этим путем совершенно устранить от престола законного наследника византийской короны Иоанна Палеолога. Но патриарх Каллист I отказался исполнить желание Кантакузина, вызвал этим его неудовольствие и вынужден был отказаться от патриаршей кафедры, удалившись на острова Тенедос к Иоанну Палеологу.

Когда Иоанн Палеолог овладел Константинополем и занял императорский престол, был возвращен на патриаршую кафедру и Каллист I (в 1355 г.). Вторичное его патриаршество прошло в духе и направлении первого. По-прежнему он энергично боролся с лицами, зараженными еретическими воззрениями Варлаама и Акиндина, и постепенно подготовил полную победу церкви над лжеучением. Затем, он издал грамоту относительно женского монастыря Богородицы Варангиотиссы, расположенного близ храма Святой Софии, и предоставил его в заведывание одного из царских слуг Алексея Софиана, дабы он благоустроил его и привел в лучшее положение. В апреле 1357 г. патриарх хиротинисал митрополита на родосскую кафедру, которою некоторое время заведовал митрополит Крита, в июне того же года он включил в состав монемвасийской митрополии две местности (Козеак и Еммон), которыми раньше заведовал митрополит Варны, хотя они ему и не принадлежали; в мае 1359 г. вселенскому престолу была подчинена унгровлахийская митрополия, по просьбе воеводы Валахии Александра, пригласившего на кафедру вицинского митрополита Иакинфа, которого Каллист I, со своей стороны, признал вполне достойным кафедры. Кроме того, архиепископия Деркус была присоединена к митрополии визийской. В последний год патриаршества Каллист I, отправившись в Сербию, возвел епископа Полистила в митрополита христопольского.

Известно также, что Каллист I издал грамоту о правах греческих и грузинских монахов, подвизавшихся в Иверском монастыре на Афоне, и синодальный том по поводу заключения браков между несовершеннолетними супругами, причем подвергал извержению из сана клириков, повенчавших такие браки, а мирян, содействовавших этому, отлучал от церкви. Константинопольский монастырь Одигон патриарх сделал метохом антиохийского патриаршего престола, в виду тяжелого экономического положения последнего. В декабре 1355 г. патриарх из дал учительское послание священникам и монахам болгарского города Тырнова по поводу того, что они при крещении совершали только одно погружение или даже окропление, вместо св. мира, приготовленного византийским патриархом, пользовались миром от мощей св. Димитрия и св. Варвары. Как и в первое патриаршество, Каллист I опять предписал своим экзархам наблюдать за благочинным поведением столичного духовенства. Каллист I принимал участие и в политической жизни Византии, руководясь идеею о благе и значении церкви. Так, когда император Иоанн Палеолог заключал политический договор с венецианцами и генуэзцами, то патриарх обратился к нему с питтакием, в котором просил царя нимало не нарушать этим договором права церкви и не колебать ее значения, как самостоятельной и свободной организации. А в 1355 г. патриарх и синод составили синодальное деяние по поводу заключения политического брака между Андроником, сыном императора Иоанна Палеолога, и Кираджей, дочерью болгарского царя Иоанна Александра; обе стороны дали при этом клятву оказывать взаимную помощь в политических делах. Наконец, Каллист I, как видно из сохранившихся актов, обнаружил большую попечительность о благоустройстве монастырей, о возвышении монастырской дисциплины, о правильном руководстве епархиальных архиереев своими паствами и т. п. Патриарх Каллист I известен и как литературный деятель-богослов. Его произведения, частию изданные, частию хранящиеся еще в рукописях, принадлежат к разряду гомилетических, полемических и синаксарных. Собрание его пятидесяти двух бесед и поучения известны во многих списках. В печати издана только одна беседа на Воздвижение Креста (Gretser, De cruce Christii, opera omnia, II, 87 сл., Regensburg 1734). Каллист I вел литературную борьбу против латинян и варлаамитов, особенно против Никифора Григоры. Кроме того, известна похвала Каллиста I Иоанну Постнику (XI в.), восстановителю монастыря Петры в Константинополе. Весьма ценное значение имеет и житие св. Григория Синаита, где обстоятельно рассказывается жизнь св. отца, сообщаются сведения о его учениках и сподвижниках, проливается свет на положение иночества на Синае, Афоне и в пустыне Парорийской в XIV в. и т. п. Житие составлено во время первого патриаршества Каллиста I, отличается языком простым и безыскусственным, богато выдержками из Свящ. Писания, творений св. отцов и произведений классических авторов, украшено народными пословицами и пространно изложенными сравнениями, которые автор заимствует преимущественно из жизни животных и производит на читателя очень хорошее впечатление не только своим содержанием, но чисто литературной стороной. Несомненно, Каллист I был опытным и образованным писателем.

Кончина Каллиста последовала в середине 1363 г., когда он, исполняя возложенное на него поручение, отправился в Сербию, прибыл в город Феры в Фессалии и здесь скончался. Восточная церковь причислила его к лику святых и память его празднует 20 июня.

2) Каллист II, известный с эпитетом Ксанфопула, занимал патриарший престол в 1397 году. Он был родом из Константинополя, подвизался на Афоне в исихастирии св. Онуфрия (в пределах Пантократорского монастыря), а потом в обители Ксанфопула. В мае 1397 г. он был избран на патриарший престол, причем духовники-иеромонахи Дионисий, Макарий, Иоасаф, Митрофан, Феофан и два другие Макария засвидетельствовали, что он достоин всякого священства. Сохранилось и его исповедание веры, которое он произнес перед хиротонией. Патриарший престол он занимал всего три месяца и сделал, конечно, немного для церкви. Между прочим, известны его определения об убийцах, две грамоты по делам о наследстве, да священник Иосаф должен был, по требованию патриарха, отречься от заблуждений Варлаама и Акиндина, дабы снять с себя всякое подозрение в еретичестве. Еще до занятия патриаршего престола Каллист II вместе с монахом Игнатием Ксанфопулом написали как бы систему аскетики, под заглавием Μέθοδος καὶ καμὼμ σύν Θεῳ῀ ὰκριβής. Симеон Солунский хвалил это сочинение, хотя главы его расположены без внутренней связи и переходы от одной главы к другой не отличаются последовательностыо. Труд напечатан в „Добротолюбии“ (в русском переводе т. V, М. 1899), а также у Migne’я (gr. СХLVII, 636–812). Ценная его рукопись содержится в Турин. 352 (XIV в.). Вероятно, Каллисту Ксанфопулу принадлежат „Главы о молитве“ (Миgne, gr., СХLVІІ, 813–817) и небольшое рассуждение об исихастской жизни (ibid., col. 817 825). Но вообще исторические сведения о лице и трудах Каллиста Ксанфопула очень скудны. Восточная церковь причислила его к лику святых и память его празднуется 22 ноября.

И. И. Соколов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle