Карион (Истомин), иеромонах
Карион (Истомин), иеромонах Чудова монастыря, скончался не ранее сентября 1717 г. Он родился, приблизительно, в конце четвертого десятилетия XVII века в городе Курске от незнатных родителей. На основании того, что мать Кариона Евдокия и другие члены фамилии Истоминых (Ипполит, Феофан) ушли в монастырь, можно заключить, что Карион подрастал в религиозной семье. Свое образование он довершил в Москве, – по всей вероятности, – сначала в Спасской и Патриаршей школах, а потом гораздо позднее, – с приездом братьев Лихудов в 1686 г., – в Славяно-греко-латинской Академии. Довольно рано он принял монашество (когда и где, – точно неизвестно) и в первое время нуждался в сторонних увещаниях не оставлять принятого им на себя ангельского звания29. С 1679 г. началась служба Кариона на книжном печатном дворе сначала в низшей должности книжного писца о чтеца, с которою он соединял должность учителя греческого языка в типографской школе30. 4-го марта 1682 г. указом государя Карион был назначен справщиком печатного двора; в это время он имел сан иеродиакона, и годовой оклад его жалованья равнялся 40 руб. Выступив на литературное поприще, Карион обратил на себя внимание патриарха (Иоакима), который стал давать ему разные поручения (преимущественно по письменной части) и увеличил оклад его жалованья к 1684 г. до 60 руб. Особое доверие патриарха к Кариону выразилось в том, что последнего вместе с игуменом Игнатием Иоаким 31 декабря 1684 г. послал вести следствие над смоленским владыкою Симеоном. В 1689 г., – приблизительно за год до своей смерти, – Иоаким успел сделать своего секретаря иеромонахом. Но в том же году Кариона постигло серьезное испытание: по подозрению в соучастии с Феодором Шакловитым и Сильвестром Медведевым, который приходился ему родственником, он временно (с 11 декабря 1689 г. по июль 1690 г.) был удален с печатного двора. По смерти Иоакима († 17 марта 1690 г.), Карион сумел еще более приблизиться к новому патриарху (с 24 августа 1690 г.), Адриану, который должен был хорошо знать Кариона, как бывший настоятель Чудова монастыря. На основании сохранившихся в черновых бумагах Кариона списков с грамот и писем, писанных им от лица патр. Адриана, и на основании помещенных там же копий с писем к Адриану царя Петра и других, мы, не рискуя ошибиться, можем судить, что Карион и при новом патриархе играл роль секретаря или делопроизводителя. Конечно, Карион старался поддержать и усилить расположение к себе патриарха и каждый праздник писал ему прозаическое или стихотворное поздравление. Характерно, что патриарх поручил Кариону написать для него духовное завещание (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 294–300). При такой своей близости к патриарху, Карион Истомин имел обширное знакомство в духовном мире и приобрел дружбу многих иерархов, которые ценили его почтительность, сердечность, обилие и разнообразие знаний. Он был, напр., в дружественных отношениях с митрополитом казанским и свияжским Маркеллом, с митроп. киевским Варлаамом и с ростовским св. Димитрием. Последний, при писании Четьих-Миней возымев нужду в какой-то справке, пишет монаху Феологу: „А о чем совета прошу, о том подумай с благоразумными, якоже с пречестнейшим господином Карионом и с господином Феодором Поликарповым, им же низко челом (бью)“ (Св. Димитрий, митрополит Ростовский, Москва 1849, стр. 49–50). А вот отрывок из стихотворного письма Кариона к св. Димитрию, свидетельствующий о самых дружественных между ними отношениях: „Не видехомся давно уже право. Живи много лет во Господе здраво... В любви кланяемся“ (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 244). Пользуясь благоволением патриарха и приобретая обширные знакомства в духовном мире, честолюбивый и даровитый монах упорно в то же время старался снискать себе расположение у всех членов многочисленного царского семейства и писал каждому „по потребе их“ (на дни рождения, тезоименитства, венчания, погребения и пр.); можно даже думать, что он особенно добивался чести быть учителем царевича Алексея Петровича (см. у С. Н. Брайловского, Один из пестрых XVII столетия, стр. 72–76). Подношением сочинений, писанием надгробных эпитафий (или, – по выражению самого Кариона, – стихов „на гроб“) и оказанием других услуг Карион приобрел обширные знакомства в среде разного рода служилых людей. При таких связях, знания и разносторонняя деятельность Кариона должны были встретить справедливую оценку и награду31. 4 марта 1698 г. патриарх назначил Кариона Истомина начальником печатного двора с годовым вознаграждением в 100 р., кроме особых доходов, напр., за услуги патриарху (см. хотя бы расходн. книги печатн. двора, хранящ. в библ. Синод. типогр. за 207 г., № 99, л. 2). Эту многотрудную должность32 Карион исполнял недолго: лишившись в 1700 г. своего покровителя-патриарха, он должен был 15 ноября 1701 г., по указу царя Петра Алексеевича, уступить место начальника типографии Феодору Поликарпову. Петр I видимо не благоволил, да и не мог с доверием относиться к монаху, который был родственником Сильвестра Медведева, панегиристом царевны Софьи (Брайловский, стр. 68) и доверенным лицом последнего всероссийского патриарха, при том же, как кажется, разделявшим его взгляды об отношении к иностранцам33. Карион Истомин продолжал оставаться в тени до 1712 г., когда он по просьбе митрополита Иова был послан в Новгород в помощь братьям Лихудам, обучавшим новгородское юношество и занимавшимся переводом книг с греческого и латинского языков на русский. О деятельности Кариона в Новгороде достоверных сведений нет. В сентябре 1717 г. мы застаем его в Чудовом монастыре, где им в это время было еще написано слово об иконах Оковецких (Строев, Библиологический словарь, изданный Бычковым, Спб. 1882, стр. 164). Теперь обратимся к сочинениям Кариона34. До нас дошли (на л. 308–343 (353)35 Сборн. Чуд. мон. № 99/301) отрывки катехизиса Кариона, изложенные, впрочем, не в форме вопросно-ответной и представляющие собою смесь стихов и прозы: В первом отделе излагается учение о Боге и Св. Троице (при чем Карион прибегает к сравнению с солнцем, в котором три „лица“: круг, луч и свет) и учение о каждом лице Св. Троицы отдельно. Во втором отделе излагаются 10 заповедей Моисея и противополагается учение Христа закону ветхозаветному. В третьем отделе говорится о семи таинствах, в четвертом – о семи основных грехах и в пятом – о 14 добродетелях (семи духовных и семи телесных)36. Катехизис предназначался, по-видимому, для школьного употребления (Брайловский, стр. 232) и, как школьное руководство, имел своими достоинствами краткость и ясность. Из богословских сочинений Кариона упомянем „Имя новое“ (т. е. имя Иисуса Христа), написанное в 1687 г. и посвященное патриарху Иоакиму (рук. Синод. библ. № 265, по ст. кат. № 471), сочинение, направленное против кальвинистов и лютеран, отрицающих архиерейство (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 92–101), и неоконченную пасхалию (ibid. л. 106–116). Проповеди Кариона дошли до нас в сборнике, который озаглавлен автором именем „Веселиил“ (Сборн. Чуд. мон. № 98/300, л. 1–147), и частию отдельно от „Веселиила“ (№ 98/300, л. 170–256, 513–532; № 99/301, л. 70–91, 265–271; № 100/302, л. 142, 236). Слова большею частию написаны на тексты Свящ. Писания; некоторые приурочены к праздникам; излагаются вообще в них обязанности христианина. Кроме книг библейских, Карион Истомин в подтверждение своих мыслей приводит свидетельства из отцов церкви (что показывает его „ученость»); но кроме того он прибегает изредка к разным „историям“ и баснословным рассказам (напр., о карфагенском жителе Псафоне). Хотя Карион Истомин следовал теории и образцам западнорусских схоластиков, но не чуждался и современной ему действительности: обличал непочитание церковных учителей и родителей, пьянство, безверие и др. пороки, с грустию отмечал пьянство священников и советовал им заняться учительством. Нужно заметить, что некоторые проповеди Кариона Истомина, как видно из приписок к ним, произносились в присутствии великих государей и даже самим патриархом; понятно, что Карион Истомин использовал некоторые темы, так сказать, историко-общественного характера и написал слова по поводу первого и второго крымских походов, по поводу усмирения стрелецкого бунта 1698 г. и по поводу заключенного в 1700 г. о турками перемирия. Карион написал еще сочинение против раскольников, которое можно также считать проповедью и которое содержит несколько интересных исторических подробностей (Брайловский, стр. 245–247). Остается сказать о других трудах Кариона. Ему, но всей вероятности (Брайловский, стр. 318–323), принадлежат записки о стрелецком бунте, редактированные, впрочем, Сильвестром Медведевым, озаглавленные автором „Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся, во гражданстве“. „Созерцание“ считается драгоценным источником для истории царствования Петра I (издано г. Прозоровским в 1894 г.); Кариону же Истомину приписывается и „Летописец великие земли Российские... из древних ветхих и продолженный до 1705 г.“ (Из этого летописца на страницах „Памятников Древней Письмен.“ г. VII за 1881 г. † архимандритом Леонидом Кавелиным напечатан „Чин поставления на царство царя и великого князя Алексея Михайловича“). В виду того, что по большей части сочинения Кариона Истомина оставались рукописными и имели ограниченный круг читателей, не лишне указать на принадлежащую ему „Службу и житие св. Иоанна Воина“, выдержавшую 6 изданий (первое – 1695 г., последнее – Москва 1762). Много произведений Кариона Истомина написано силлабическими стихами. Таковы: 1) Отрывки из наставления детям, как держать себя (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 49), названные одним исследователем „Домостроем XVII в.“ (см. у Брайловского, стр. 261 sgg.); книга Едем (№ 98/300, л. 279 – обор. л. 283), заключающая в себе краткую евангельскую историю с добавлением апокрифического характера и имеющая целию дать объяснение к иконам; 3) книга Вразумление (№ 99/301, л. 172 – об. л. 178), поднесенная царю Петру Алексеевичу в 1683 г. и содержащая разные наставления; 4) книга Стамна духоносная (№ 100/302, л. 77), состоящая из отдельных стихотворений в честь святых; 5) акафисты, молебны и моления некоторым святым, стихи на праздники, стихи о чудотворцах, мучениках и мученицах, надписи на различных религиозных предметах, поздравительные и похвальные стихотворения, обращенные к разным лицам из царской фамилии, стихи „на гроб» и другого содержания стихотворения. Из педагогических трудов Карионом Истоминым написаны: 1) рукописный Малый букварь 1692–169337 г. с рисунками; 2) печатный Малый букварь, изданный дважды в течение одного 1694 г.38, имеющий некоторые, иногда довольно значительные, отличия от предыдущего; 3) Большой букварь, изданный в Москве в 1696 г. и 4) Полис си есть град царства небесного (Сборн. Чуд. мон. № 100/302, л. 17–25 и об, л. 26)39. Кроме оригинальных произведений, Кариону принадлежит довольно свободный перевод книги Юлия Фронтина Stragematicon – О случаях военных (Библ. Моск. Гл. Арх. М. И. Д., № 257/462)40.
Личность Кариона Истомина замечательна в том отношении, что он был одним из даровитых людей своего времени, подготовивших эпоху преобразований Петра I своим стремлением и заботами о просвещении. Пусть в виршах Кариона мы не видим поэтического таланта: – он шел по стопам Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, решив сделаться придворным стихотворцем. Нельзя назвать его вполне самостоятельным и оригинальным и в области проповеднической, хотя здесь выгодно отличает его от ближайших предшественников простота плана. Для нас важно то, что он не затворился в своей келье от жизни, ратовал за просвещение и настаивал на необходимости ввести в России свободную и совершенную науку (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, обор. л. 12). Карион Истомин не ограничился одними пожеланиями, но и своим трудом послужил делу просвещения, сколько мог, издав буквари и сделав попытку изложения правил орфографии в Малой грамматике, если только она ему принадлежит. Характерно для букварей Кариона Истомина то, что в них есть некоторое осуществление принципа наглядности с целию облегчить усвоение грамоты учащемуся юношеству и что они одинаково предназначены для мальчиков и для девочек. Карион Истомин видимо признавал необходимость более гуманных воспитательных приемов, чем те, которые употреблялись в его время: для родителей, не желающих „давать ран“ своим детям, он рекомендовал в качестве воспитательного средства вместо „ударений“ – поклоны. Но при всех своих симпатиях к просвещению и прогрессу, Карион Истомин крепко держался за традиции православной церкви. В его сочинениях нравственно-религиозный элемент все-таки преобладает над общественно-практическим, который он старался примирить и совместить с первым. В Полисе Карион Истомин пытался охватить всю современную ему науку, как духовную, так и светскую. Конечно, ученость его была далеко не глубокая и характер имела чисто компилятивный, а по разнообразию тем, на которые писал Карион, его можно назвать энциклопедистом своего времени. Как в представителе переходной эпохи, в нем нет резко обозначенных черт: не был он бойцом и видным вожаком какой-либо партии. Мы видели, что некоторое влияние имел на него Сильвестр Медведев; но, с другой стороны, он учился и у братьев Лихудов. Так как Карион не принадлежал ни к партии „западников“, ни к партии „восточников“, то это дало повод г. Брайловскому отнести его к числу „пестрых“. Навсегда останется памятною удивительная любовь к просвещению этого „пестрого“ чудовского иеромонаха, личного секретаря последних двух всероссийских патриархов, труженика печатного дела, педагога и писателя Кариона Истомина.
А. В. Попов
* * *
Такой именно характер увещания носит послание к нашему Кариону Каменевича-Рвовского, о котором см. А. А. Титова, Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву, вып. II, (Москва 1892), стр. 239 (№ 451, л. 171) и которое напечатано там же в приложон. на стр. 40–52 под интересным заглавием: „Книга, глаголемая Божий град..., от смиренного иеродиакона Тимофея московского к падшему брату нашему, иеродиакону же, Кариону... в лето 7189, марта 18“.
Так полагает С. Н. Брайловский (Один из пестрых ХVII ст., стр. 64), но его рецензент С. Ф. Долгов не согласен с ним („Отчет о 37-ом присуждении наград гр. Уварова», Спб. 1897, в „Записках Императорской Академии Наук по историко-филологическому отделению“, т. П, № 1, стр. 240–241).
С. И. Бранловский в своем сочинении (Один из пестрых XVII столетия, стр. 89) утверждает, что Карион Истомин 17 января 1697 г. был избрав архимандритом Симонова монастыря, признавая Кариона Истомина за одно лицо с Карионом Заблонским. Но о необходимости отличать Кариона Истомина от других одноименных ему монахов, живших в то же время, см. ниже статьи: „Карион Заблонский, архимандрит Симонова монастыря“ и „Карион, архимандрит калужского Лаврентиева монастыря“.
О книгах, напечатанных во время службы Кариона Истомина на печатном дворе, см. Брайловский, стр. 39–59.
В одной из проповедей Карион убеждает не читать книг „еретических“ – люторских, кальвинских и римских (Сборн. Чуд. мон. № 99/301, л. 2–9) и не водить знакомства с „проклятыми еретиками по Кокуем» (№ 98/300, об. л. 76): а в Кукуе, цемецкой слободе, по свидетельству Гордона, часто пировал Петр I (Браилов., стр. 249, прим. 2).
Полный перечень сочинений Кариона в хронологическом порядке см. у Брайловского, стр. XXXI-XXXVII [но в б-ке Чудова монастыря имеются еще неизвестные в библиографии сочинения Кариона Истомина].
Цифра, заключенная в скобах, показывает неправильный (вследствие недосмотра) счет листов в самой рукописи.
В последних двух отделах, а также в решении вопроса о времени пресуществления Св. Даров (в третьем отделе) сказывается католическое влияние. Это место из Карионова катехизиса о пресуществлении приведено у Брайловского, стр. 223; оно почти буквально заимствовано из „Хлеба Животного“ Сильвестра Медведева (см. ibid., стр. 226). Вообще, сходство между отрывками катехизиса Кариона и „Хлебом Животным“ Сильвестра Медведева настолько близко, что может возникнуть вопрос, не являются ли отрывки катехизиса Кариона просто выписками из тетрадей Сильвестра Медведева, уничтоженных после его осуждения? (Рецензия на сочинение С. Брайловского у С. Долгова в „Отчете о 37-ом присуждении наград гр. Уварова», Спб. 1897, в „Записках Импер. Ак. Н. по Ист.-фил. Отдел.», т. II, № 1, отр. 249).
Собственно букварь написан в 1692 г.; но подлинник не сохранился, а дошла копия 1693 г. (Хранится в Библ. Моск. Гл. Архива Мин. Иностр. Дел, № 248/249).
Одно из этих изданий 1694 г. воспроизведено в конце прошлого века под следующим заглавием: Д. Ровинский. Букварь, изготовленный монахом Карионом Истоминым, для обучения царевича Алексея Петровича, в 1692 г. Гравирован Леонтием Буниным. Спб., 1891. Ц. 10 р. [Но есть издание 1692 года: 40 листов Букваря и 3 листа предисловия, гравировал Леонтий Бунин в Москве в 1692 году с своих рисунков. Большая редкость!].
С. Брайловский еще приписывает Кариону Истомину „Малую грамматику“ в Импер. Эрмит. № 89), снабженную авторскою подписью „иеромонах Карион Заулонский“ (или Заболонский; последнее слово написано неразборчиво), – считая, что Карион Истомин и Карион Заулонский одно лицо (Один из пестрых XVII стол., стр. 4, 300 и др.). С. Долгов же, различая этих двух Карионов (Отчет о 37-м присуждении наград гр. Уварова, стр. 236–237), конечно, сомневается в принадлежности Малой грамматики Кариону Истомину (ibid., стр. 253).
В Сборн. Чуд. мон. № 291, л. 41–42 помещен еще взятый Карионом Истоминым с белорусской рукописи и исправленный им перевод сочинения блаж. Августина „о видении Бога“; но в сочинениях блаж. Августина нет соответствующего переведенному Карионом Истоминым.