Источник

Каноны поместных соборов

Каноны поместных соборов. По правилам древней церкви (Апост. 37. I всел. соб. 5), епископы каждой митрополии должны были ежегодно собираться два раза для обсуждения и решения текущих дел административных и судебных, превышающих полномочия отдельного епископа. Кроме того собирались епископы одной или нескольких митрополий нарочито для решения недоуменных вопросов церковной практики, возникавших по особым обстоятельствам места и времени. Постановления некоторых из этих последних соборов вошли в состав правил древней вселенской церкви. По своему свойству, правила местных соборов обязательны собственно для той поместной церкви, епископами которой они постановлены. Но, – в виду единства основных начал церковного устройства и управления, – постановления одной поместной церкви могли быть приняты и действительно принимались к руководству и в других поместных церквах, по свободному согласию сих последних. В период вселенских соборов, правила поместных соборов утверждались к всеобщему руководству постановлениями этих соборов. Пример этого мы видим в правилах четвертого вселенского собора (прав. 1), в правилах Трулльского (пр. 2) и седьмого (пр. 1) вселенских соборов. После утверждения вселенскими соборами правила поместных соборов получили значение, равное с правилами вселенских соборов.

Из поместных соборов, правила которых приняты в состав церковных правил, первый был собор:

1) Анкирский происходивший в Анкире, главном городе Галатии, в 314 г., под председательством епископа антиохийского Виталия. Он созван был после окончания жестокого гонения на христиан при Максимине, по поводу отречения многих из христиан от веры во Христа во время гонения. Собор имел в виду установить порядок, каким падшие во время гонения могли быть снова принимаемы в общение с церковию, в случае их раскаяния. Этому предмету посвящена первая половина правил (всех 25); вторая половина тоже излагает правила о наложении епитимии за разные нравственные грехопадения. Из правил не епитимийного характера можно отметить правило 13-е, запрещающее хорепископу поставлять пресвитеров и диаконов без поручения со стороны епископа города.

2) Неокесарийский собор 315 г. составил 15 правил, которые касаются нравственной жизни клира и народа. В первом отношении замечательны правила: 1-е, запрещающее пресвитеру и диакону жениться после посвящения под опасением извержения из сана; 9-е, запрещающее пресвитеру священнослужение, если он согрешил телом до посвящения в сан и сам покаялся в своем грехе, и 8-е, заграждающее доступ к священному сану тому, кто имеет жену, обличенную в прелюбодеянии. Во втором отношении обращают на себя внимание: – 2-е правило, которое подвергает отлучению до самой смерти жену, которая, овдовевши после брака, выйдет во второй раз за брата первого мужа своего, и 7-е правило, запрещающее пресвитеру участвовать в брачном пире второбрачного, чтобы этим участием не подать повода думать, что он одобряет подобные браки.

3) Гангрский собор был около 340 г. в митрополии пафлогонийской (в Малой Азии). Предметом рассуждений этого собора было лжеучение Евстафия, епископа севастийского (в Армении), и секты, называвшейся его именем. Евстафиане учили, что брачная жизнь не угодна Богу, и поэтому многие из них расторгали свои браки, а также зазирали женатых пресвитеров и не хотели принимать от них евхаристии; не посещали общественных богослужебных собраний, а сходились для молитвы в частные дома; постились во дни воскресные, дни же, установленные церковию для поста, не соблюдали; из ложно-аскетических побуждений заменяли обычное платье монашескою одеждой; женщины под предлогом благочестия стригли себе волосы и носили мужскую одежду; учили, что богатые не могут иметь надежды на спасение, если не раздадут всего своего имущества и пр. Против этих-то ложно аскетических и противообщественных мнений и направлены постановления собора Гангрского, коих числом 21. В славянской Кормчей 19 правил, так как опущены последнее 21 правило и еще 10 правило о превозношении девствующих Господа ради над живущими в браке.

4) Антиохийский собор был созван в 341 году по случаю освящения храма, заложенного по воле императора Константина, но доконченного уже при сыне его Констанции. Епископы (около 100), собравшиеся на это торжество, по окончании его, составили собор, на котором постановили 25 правил по церковному управлению. Правила эти касаются весьма важных сторон церковного управления, как-то: избрания и постановления епископов и прочих клириков, отношения епископов друг к другу и к областному митрополиту, ежегодных соборов, порядка суда над клириками и епископами по делам церковным и тяжебным, управления церковными имуществами и пр. Все эти правила составляют повторение и развитие подобных же правил, помещенных в сборнике правил апостольских, а отчасти в правилах Никейского собора. Только 11-е и 12-е правила составляют постановление собора, которое не имеет для себя основания в Апостольских правилах; в них говорится об отношении сих епископов к царю. Именно, в них запрещается клирикам, изверженным своим епископом, также епископам, изверженным на поместном соборе, обращаться с апелляцией на церковный суд к царю, а внушается искать суда у церковных судей во второй инстанции, под опасением лишения всякой надежды на оправдание за неисполнение этого правила. Запрещается и вообще епископам и клирикам стужати слуху царя; если же будет уж какая-нибудь серьезная надобность в этом, то всякий, отправляющийся к царю, обязан испросить на это согласие местного епископа или митрополита и получить от того или другого дозволительную грамоту.

5) Лаодикийский собор был во Фригии, – как полагают, – в конце четвертого века, незадолго до второго вселенского собора. Правила его, числом 6018, касаются различных подробностей богослужебного чина, дисциплины клира, жизни мирян, брака, отношений православных к еретикам и представляют немало характерных указаний на церковную обрядность и обычаи жизни тогдашних христиан. Как на более важные правила этого собора, можно указать на след.: 57-е пр. – не подобает в малых городах и селах поставлять епископов, но периодевтов, а поставленным уже прежде ничего не творити без воли епископа города; 13-е пр. о том, что не позволительно сборищу народа избирать имеющих произвестися во священство; 19-е пр., в котором, между прочим, внушается, что одним только священным лицам позволительно входить в алтарь и там приобщаться; 52-е – о том, что нельзя в св. Четыредесятницу совершать браков или праздновать дни рождения; 10-е и 31-е – о недозволительности бракосочетаний между православными и еретиками; 1-е пр. – о том, что вступивших во второй брак законным порядком можно по снисхождению принимать в церковное общение, после непродолжительной епитимии, состоящей в молитве и песте.

6) Сардикийский собор был созван в 344 году в Сардике (в Иллирии, на границе восточной и западной римской империи) по настоянию западного императора Констанса из епископов восточных и западных. Целию созвания собора было желание положить конец разделению между западными епископами защищавшими св. Афанасия, архиепископа александрийского, и православную веру, и между сильною арианскою партией епископов, на Востоке. Эта цель не была достигнута. Восточные епископы, большая часть которых держалась ереси Ария и преследовала св. Афанасия, защитника православия, узнавши о прибытии его на собор и о намерении западных епископов поддержать его вместе с православием, оставили Сардику и в Филиппополе (во Фракии) и составили свой собор, на котором осудили св. Афанасия и папу Юлия. Оставшиеся затем западные епископы и немногие из восточных православных открыли собор в Сардике, на котором признали Никейский символ веры, оправдали св. Афанасия и сверх того составили 21 правило (в нашей „Книге правил» считается 20 правил, потому что 18 я 19 правила соединены в одно). Из этих правил важнейшие те, которые касаются инстанций церковного суда и сношений епископов с царем. По первому вопросу Сардикийский собор допускает две инстанции суда над епископом. Прежде всего жалоба клирика или епископа на епископа рассматривается на соборе епископов местной провинции. Если осужденный епископ останется недоволен приговором суда и пожелает, чтобы его дело было рассмотрено новым составом судей, то об этой апелляции доводит до сведения епископа римского, и если он найдет основание уважить апелляцию, то поручает рассмотрение дела епископам соседней провинции, или же может послать на место своих доверенных пресвитеров для производства суда вместе с епископами провинции (пр. 3. 4. 5). По второму пункту Сардикийский собор осуждает очень распространенный обычай епископов прибегать ко двору с ходатайством о предоставлении своим знакомым мирских должностей и достоинств, находя такой обычай зазорным и вредным для церкви. Собор находит приличным для епископов оказывать помощь сирым, вдовам, бедным, терпящим обиды и несправедливости; собор обязывает епископов ходатайствовать за преступников, осужденных на заточение, ссылку и пр. – с целию облегчить наложенное наказание, если они обратятся к церкви с просьбою о помощи. Но епископы должны приносить свои ходатайства не лично, а чрез своих диаконов, с ведома и разрешения митрополита и при содействии епископа того города, где находится в известное время двор. Если же ходатайство приносилось царю в Риме, то оно должно быть представлено римскому епископу на предварительный просмотр и от него уже препровождаться ко двору, с присовокуплением и его собственного предстательства, в случае уместности и важности ходатайства (пр. 7–9. 20). Из других правил нужно еще обратить внимание на пр. 6-е, запрещающее поставлять епископа в какое-либо село или малый город, для которого довольно и пресвитера, „да не уничижается имя епископа и власть. Аще же обрящется некий град, возросший количеством людей, то может быть признан достойным имети епископа“. Важно также правило 11-е, запрещающее епископу оставлять свою паству без нужды на время более трех недель. Обращает на себя внимание еще правило 10: „Подобает наблюдати, да богатый или ученый, от светского жития удостоиваемый епископом быти, не прежде поставляется, разве когда совершит служения чтеца и диакона и пресвитера. Очевидно же, что для каждой степени чина должно быть предоставлено не слишком малое время, в продолжение которого могли бы усмотрены быти его вера, благонравие, постоянство и кротость. Не прилично, дерзновенно и легкомысленно – поставляти поспешно епископа или пресвитера или диакова; пи знание, ни поведение не дает на сие права“.

Каноны 7) Карфагенского собора, принятые в собрание правил с именем Карфагенского собора, составляют свод правил, действовавших в африканской церкви, редактированный на Карфагенском соборе 419 года. В нем содержатся правила африканских соборов конца четвертого и начала пятого века. Главную составную часть его представляют правила соборов, бывших при карфагенском архиепископе Аврелии и под его председательством, а именно: Иппонского собора 393 года, Карфагенского 28 августа 397 г., Карфагенского 16 или 17 июня 401 г., Карфагенского 13 сент. 401 г., Милевитского 27 авг. 402 г., Карфагенского 25 авг. 403 г., Карфагенского в июне 404 г., Карфагенского 23 авг. 405 г. Карфагенского 13 июля 407 г., Карфагенских 14 июля 409, 410, 1 мая 418 и 419. К этим соборам при Аврелии нужно присовокупить два собора, бывшие при его предшественниках – Грате 345–348 гг. и при Генефлие 390 года. В частности, источники свода правил Карфагенского собора 419 г. нужно представить в след. виде: Правило 1 свода (по нашей „Книге правил“) принадлежит собору 419 года первому его заседанию 25 мая, Прав. 2–4 – Карф. при Генефлии 390 г., правило 5 – Карфагенскому при Грате 345–348 гг., пр. 6–13 – Карф. при Генефлие 390 г., пр. 14–33 – Иппонскому собору 393 г., пр. 34–36-Карф. 13 сент. 401 г., пр. 37 – Карф. 1 мая 418 г., пр. 38–42 – Карф. 419 г. первого его заседания 25 мая, пр. 43 – Карф. 28 авг. 397, пр. 44–57 – Иппонскому 393, пр. 58–67 – Карф. 28 авг. 397, пр. 68–76 – Карф. 16 или 17 июля 401, пр. 77–96 – Карф. 13 сент. 401, пр. 97–101 – Милевитскому 27 авг. 402, пр. 102–103 – Карф. 25 авг. 403, пр. 104 – Карф. в июне 404, пр. 105 – Карф. 23 авг. 405, пр. 106–120 – Карф. 13 июня 407, пр. 121 – Карф. 14 июля 409, пр. 122 – Карф. июня 410, пр. 123–141 – Карф. 1 мая 418, пр. 142–147 – Карф. 419 второго его заседания 30 мая. В собрании Дионисия малого за последним 133 (по его изданию) каноном Карфагенского собора помещены заключительная речь Аврелия и подписи его и других присутствовавших с ним в последнем заседании 21 епископов. Далее у Дионисия с продолжающимся счетом канонов (134–138) помещены: послание африканских епископов к папе Бонифацию, послание Кирилла александрийского и Аттика константинопольского к африканским епископам и символ веры. Этих документов нет в „Книге правил“; в ней содержится только, вне счета правил, в качестве приложения, послание африканского собора к папе Целестину по делу Аппиария, каковое послание у Дионисия помещено в виде последнего 138 правила. Это послание принадлежит одному из последующих Карфагенских соборов, – полагают, – собору 525 года.

В греческих собраниях правил Карфагенского собора правила эти почти в каждом из них имеют свой особый порядок, разделение и счет. В то время, как одни из этих собраний удерживают счет Дионисия малого, или по крайней мере приближаются к нему, другие значительно расширяют их счет; некоторые же и против расширенного счета увеличивают число этих канонов. Разнообразие это происходит от того, что некоторые правила в собраниях с расширенным счетом разделены на два, на три и более. Издатели Синтагмы Ралли и Потли (Раллиса и Потлкса), следуя трапезунтскому списку, удержали счет, совпадающий со счетом Дионисия в количестве правил, только не везде одинаково с последним разделяющий правила. Как на особенность изложения карфагенских правил в синтагме Ралли, следует указать на то, что сборник разделен на несколько деяний, чего нет ни в собрании Дионисия малого, ни в издании Юстелли (Codex canonum ecclesiae africanae). К первому деянию отнесены рассуждения о никейских канонах, бывшие на соборе 419 года, и первые 33 правила по изложению Дионисия малого. Второе деяние обнимает правила 34–56, третье – 57–65 правила, четвертое 66–85 пр., пятое 86–93 пр., шестое – 94–133. После 133 правила помещены те же документы, что и у Дионисия малого, только вне счета правил. Издатели Пидалиона, следуя рукописям и собственным соображениям, разделили карфагенские каноны на 141, сохранив для справок и древний счет их применительно к толкованиям Зонары и Вальсамона. При этом они опустили все предисловия к соборам и надписи соборов, вошедших в свод карфагенских правил 419 года, отбросили оглавления к канонам, соединяли правила однородные по содержанию и разделяли правила, трактующие о разных предметах, рассуждения отцов обращали в правила. В результате такой неблагодарной работы оказались след. особенности издания Пидадиона: некоторые правила, содержащиеся в других изданиях, оказались опущенными в Пидалионе, именно 14, 43, 81, 99, 103, 120, 143 по „Книге правил“; другие разделены на два, на три правила, напр., из 104 пр. выкроены в Пидалионе 100, 101 и 102 правила; иные же, наоборот, соединены в одно правило, напр., 131–132 соединены в 128 правило. К разделению карфагенских правил в Пидалионе приближается в некоторых случаях и разделение их в „Книге правил“. Всего ближе подходит к латинскому изложению правил Карфагенского собора 419 года, сделанному Дионисием малым, греческий перевод их, напечатанный Юстелли под заглавием Соdeх сanonum ecclesiae аfricanae в его издании Вibliotheka juris canonici. Этот перевод заимствован Юстелли из греческого собрания правил, изданных Тилием. († проф. Т. В. Барсов «О правилах Карфагенского собора в „Христ. Чтен.“ 1879 г., ч. 1, стр. 215–223). Для более удобного пользования разными изданиями правил Карфагенского собора 419 г. мы прилагаем здесь сравнительную таблицу изложения и счета их в разных изданиях, с указанием также соборов, правила которых вошли в свод Карфагенского собора 419 года.

Каноны Карфагенского собора были приняты в Синтагму XIV титулов с оговоркою, что в них содержится не мало норм, составляющих особенность местной церковной дисциплины. В этом не трудно убедиться, если обратить внимание на содержание правил Карфагенского собора. Важнейшие постановления соборов африканской церкви касаются следующих предметов: а) В них встречается не мало постановлений о повременных соборах. в Африке, как и в других местах, было два рода соборов: – собор епископов одной известной провинции под председательством примаса (ерiscopus primae saedis) или митрополита и собор епископов из всех африканских провинций в главном городе северной Африки – Карфагене под председательством ее епископа, который назывался полным или общим собором африканской церкви. Особенность управления африканской церкви состояла в том, что в ней не только провинциальные, но и общие соборы созывались ежегодно, а чтобы не утруждать путешествиями всех епископов, было принято, чтобы каждая церковная провинция выбирала и посылала от себя на общий собор по два или более представителя. Этот общий собор, состоявший из представителей митрополий, и решал текущие дела, касавшиеся всей африканской церкви. При этом, конечно, не исключалась возможность созвания всех вообще епископов африканской церкви, если представлялась в том надобность. Так продолжалось до 407 года, когда на Карфагенском соборе этого года было постановлено, что на будущее время нет надобности утруждать ежегодными собраниями и представителей от митрополий, что текущие дела должны решаться в каждой митрополии по принадлежности, а если встретятся дела, касающиеся всей африканской церкви, тогда и только тогда должен созываться общий собор по особому приглашению от карфагенского епископа и имеет заседать в том городе, где встретится надобность или где будет признано удобнее (пр. 14. 27. 84. 87. 106 – по „Книге правил“). Общий собор карфагенской церкви считался последнею инстанцией управления и суда в делах африканской церкви; обращаться с апелляцией на решения африканских соборов за море, т. е. к римскому епископу, строго запрещалось правилами карфагенской церкви (пр. 37. 118. 139). Между тем папы, опираясь на постановления Сардикийского собора, предоставляющие ему право принимать апелляции на суд местных соборов и посылать для рассмотрения дела своих уполномоченных, предъявили свои притязания на высший суд и в делах африканской церкви. Особенно ясно выразилось это стремление пап в деле Апиария, пресвитера города Сикки. Апиарий, будучи лишен сана и отлучен от церковного общения своим епископом Урбаном, искал себе защиты у римского епископа Зосимы. Зосима не только принял Апиария в церковное общение, но и послал своих легатов в Африку с целию ходатайствовать о восстановлении его в прежнем его сане. Это вмешательство римского епископа в дела африканской церкви побудило карфагенского епископа Аврелия собрать собор в Карфагене в 419 году. На соборе пастыри африканской церкви предложили папским послам изложить письменно возложенные на них поручения. Оказалось, что главное из этих поручений состояло в том, чтобы требовать признания за римским епископом права рассматривать апелляции на приговоры африканских епископов, а второе в том, чтобы стараться, в частности, о восстановлении Апиария в прежнем сане. Легаты ссылались в подтверждение своих требований на правила Никейского собора. По справкам однако же оказалось, что в списках Никейских правил, имевшихся у африканских епископов, нет тех правил, на которые указывали римские послы. Для лучшего разъяснения дела африканские епископы обратились к епископам александрийскому, антиохийскому и константинопольскому с просьбою прислать им копии с подлинных правил Никейского собора, а к папе написали, что они готовы исполнить его желания, если последние будут согласны с никейскими правилами, ожидаемыми с Востока; если же правил, на которые ссылается папа, не найдется в числе подлинных никейских правил, то они не потерпят вмешательства папы в дела их церкви. В том же году в Карфагене были получены списки с никейских правил от александрийского патриарха Кирилла и константинопольского Аттика. Конечно, в них не оказалось того, что цитовали папские послы, – и африканские епископы в ограждение себя от папских притязаний послали папе экземпляр подлинных никейских правил. Апиарий, впрочем, все-таки был принят африканскими епископами в церковное общение, согласно желанию папы. Но его дело этим не кончилось. Апиарий вскоре снова запятнал себя разными преступлениями н снова был осужден епископами и отлучен от церковного общения. По нрежнему примеру, Апиарий опять обратился с жалобами на приговор местных епископов к римскому епископу Целестину, и папа снова принял его в общение и опять послал в Африку своих уполномоченных, чтобы склонить епископов к восстановлению обвиняемого в его сане. Это новое вмешательство папы в дела африканской церкви побудило карфагенского епископа Аврелия созвать собор в Карфегене около 425 г. На соборе Апиарий был уличен в своих преступлениях в присутствии римских послов. Тогда африканские епископы решили послать папе Целестину послание от лица собора, с настойчивым требованием, чтобы на будущее время папа не дозволял себе принимать в общение отлученных в Африке. Ссылаясь на правила Никейского собора, отцы. Карфагенского собора говорят в своем послании: „Определения Никейского собора как клириков низшей степени, так и самих епископов отсылают к собственным их митрополитам. Разумно и праведно признал он, что какие бы ни возникли дела, они должны быть оканчиваемы в своих местах. Ибо Отцы судили, что ни для единые области не оскудевает благодать Св. Духа, чрез которую правда иереями Христовыми и зрится разумно и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к соборам своей области и даже к общему собору. Разве есть кто-либо, кто бы поверил, что Бог наш может единому токмо некоему вдохнути правоту суда, а бесчисленным иереям, сошедшимся на собор, откажет в оном?.. О том, чтобы некие аки бы от ребра твоея святыни были посылаемы, мы не обретаем определения ни единого собора отцов. Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылати сюда ваших клириков иcследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия». Африканская церковь порицала мирское надмение не в одних папах, но и у себя дома; 48-м правилом она постановила, „да не именуется епископ первого престола экзархом иереев или верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом первого престола“. За исключением митрополитов, которым принадлежало преимущество чести и власти по самому положению их кафедры, прочие епископы митрополии в своих взаимных отношениях держались принципа старейшинства но посвящению, так что епископы, младшие по посвящению, должны были относиться с почетом и уважением к старейшим епископам (пр. 97. 100). б) В африканской церкви соблюдался также свой обычай и относительно суда над священниками и диаконами, именно: между тем как в других церквах священник и диакон наряду с прочими клирики подлежали суду одного своего епископа, в африканской церкви местный епископ судил с участием соседних епископов по выбору обвиняемых, – священника при участии шести, а диакона при участии трех епископов (пр. 12. 29. 37). в) Особенной дисциплины держалась африканская церковь и относительно брачной жизни священников и диаконов, требуя от них воздержания от жен (пр. 3. 4. 34. 87; ср. Трул. 12. 13. 30. Иоанна Курс закон. т. II, стр. 371). г) Встречается в правилах Карфагенского собора любопытное постановление относительно имущества клириков; в 41 пр. говорится: „аще епископы, пресвитеры, диаконы или какие бы то ни было клирики, никакого стяжания не имеющие, по поставлении своем, во время своего епископства или клиричества, купят на свое имя землю или какия-либо угодия: то да почитаются похитителями стяжаний Господних, – разве токмо, прияв увещания, отдадут оные церкви. Аще же что дойдет к ним в собственность по дару от кого-либо, или по наследию от родственников: с тем да поступят по своему произволению» (ср. 38. 40. 41. 4. 59 прав. Апост. и 24 и 25 пр. Ант.). д) В правилах карфагенских определенно указано, кто не может представлять обвинений против клириков и быть свидетелем. Обвинителями не могут быть лица порочные, т. е. те, кто состоят в отлучении, рабы и отпущенники тех, на кого падает обвинение, также все те, кому запрещали быть обвинителями гражданские законы, также те, на ком лежит пятно бесчестия, как-то „позорищные“ и занимающиеся постыдными делами, также еретики, язычники и иудеи. Впрочем, это только по делам, касающимся церковных преступлений. По делам же тяжебным, личным все эти лица могут подавать жалобы. В свидетели по делам обвинительным не допускаются те же лица, какие не могут быть обвинителями, и лица, имеющие от роду менее 14 лет (пр. 8. 28. 143–146). е) Карфагенские правила запрещают клирику предпочитать светские судилища духовным, в случае возбуждения против него обвинения или жалобы, под опасением лишения места, запрещается даже обращаться к царю с просьбою о направлении дел в светские судилища, а можно просить у царя только суда епископского (пр. 15. 117). Миряне же могли обращаться, по своему желанию, к суду царской власти и по делам тяжебным (пр. 70. 107). ж) Пастыри карфагенской церкви считали своим долгом давать защиту бедным от насилия богатых, содействовать отпущению рабов на волю и просили царя, чтобы он предоставил церковной власти иметь по этим делам ходатаев, знакомых с законами и потому правоспособных с успехом вести эти дела в светских судах (пр. 93. 86. 109). з) Просили пастыри африканской церкви у царей защиты и себе самим, и церквам православным. Так, истощивши все средства к примирению с Донатистами и к обращению их к единению с православными и видя с их стороны ожесточенные нападки и насилия, православные пастыри в 404 году 25 июня на общем соборе выбрали особых депутатов для представления Гонорию просьбы о защите против насилий Донатистов. „Царскому человеколюбию, – говорят отцы собора, – предлежит попещися, чтобы кафолическая церковь, благочестною утробой Христу их родившая и крепостию веры воспитавшая, была ограждена их промышлением: дабы в благочестивые их времена дерзновенные человеки не возгосподствовали над бессильным народом посредством некоего страха, когда не могут совратити оный посредством убеждения... Против неистовства оных отщепенцев просим дати нам божественную (θεῖον – царскую) помощь, не необычайную и не чуждуго святым Писаниям. Ибо Ап. Павел, как показано в Деяниях Апостольских, соумышление людей бесчинных препобедил воинскою помощию. Итак, мы просим о том, да неукоснительно подастся охранение кафолическим церквам в каждом граде и разных местах, принадлежащих к каждому владению. Подобает и о сем просити благочестивых самодержцев, да соблюдается закон, изданный блаженной памяти отцом их Феодосием, о взыскивании по 10 фунтов золота с еретиков рукополагающих и рукополагаемых, такожде и с владельцев, у которых будет усмотрено собрание их... Еще и о том подобает просити, да будет благочестием их возобновлен закон, который отнимает у еретиков право получать или оставлять что-либо по закону и по завещанию“ (пр. 104. 105. 78. 120). и) Просили также пастыря церкви православной гражданское правительство и об истреблении остатков язычества – идолов и капищ, стоявших еще во многих приморских местах, в селах и укромных владениях без всякой благовидности, – о запрещении пиршеств, привнесенных от языческого заблуждения, непристойных плясок на полях и улицах городских, оскорбляющих честь матерей и целомудрие благочестивых жен, особенно же во дни памяти мучеников, – о воспрещении представления позорищных игр в день воскресный и в другие светлые дни христианские веры (пр. 69. 71. 72. 95). й) Если бы кто из клириков пожелал идти к царю по своим надобностям, то он должен был получить отпустительную грамоту, в которой должно быть обозначено о его желании и надобности, явиться с нею к римскому епископу и от него получить тоже грамоту, открывающую доступ ко двору. Если бы у него явилась какая надобность внезапно представиться ко двору в бытность в Риме, то он все-таки должен испросить грамоту у римского епископа. к) О продаже церковной собственности постановлено было в африканской церкви следующее: „не продавать церковной собственности; но если сия собственность не приносит доходов и настоит великая нужда, то представлять о сем первенствующему епископу области и с определенным числом епископов совещатися, что́ учинити должно. Аще же толикая нужда настоит для церкви, что не возможно совещатися прежде продажи: то да призовет епископ во свидетельство хотя соседних епископов и да попечется представити собору все прилучившиеся церкви его обстоятельства. Аще же сего не сотворит, то продающий явится повинным пред Богом и собором и лишится своей чести“ (пр. 35. 42). л) Относительно жизни мирян следует отметить постановление о браке, – что ни оставленный женою своею, ни отпущенная мужем – не могут уже вступать в брак с другим лицом, но должны примириться между собою и жить в браке или же оставаться так в разлучении; африканские отцы желали, чтобы и со стороны гражданского правительства был издан закон в этом смысле (пр. 115).

8) Константинопольский собор при Нектарии 394 г. Он был созван для решения спора между двумя епископами Агапием и Вагадием о том, кому из них должна принадлежать по праву епископская кафедра в Бостре (в Аравии). По этому случаю собор постановил правило, что епископа нельзя судить и извергать из сана двоим или троим епископам, что для суда над епископом требуется приговор большого собора или, – лучше, – всех епископов известной митрополии.

9) Константинопольский собор в храме св. Апостолов 861 г. На нем присутствовали: 318 епископов и местоблюстители папы, которые были посланы в Константинополь для окончательного изглаждения следов иконоборческой ереси. Заседания собора происходили в храме св. Апостолов; этою подробностию он отличается от другого Константинопольского собора при Фотии, происходившего в храме св. Софии. Но он более известен под именем двукратного или первовторого. „Двукратным“ он именуется потому, что „двукратно“ собирался для одних и тех же предметов; деяния и решения первого собрания не могли быть написаны и подписаны отцами собора, потому что сему воспрепятствовали иконоборцы своими смутами; по восстановлении спокойствия, держано было второе собрание, на котором подписаны прежние рассуждения собора. На этом же втором собрании были составлены дошедшие до нас правила собора, числом 17. Правила эти, подобно правилам VII вселенского собора, имеют в виду исправить многие беспорядки, вкравшиеся в церковную жизнь во время церковной смуты; особенно много говорится в них о жизни монашеской (пр. 1–6). В первом правиле запрещается лицу, пожертвовавшему свое имение для устроения монастыря, именоваться и считаться владельцем монастыря, распоряжаться им. В 6 правиле содержится постановление об имуществе самих монахов. „Монахи не должны иметь ничего собственного, но все им принадлежащее да утверждается за монастырем... Желающим монашествовать предоставляется свобода завещевати о имении своем прежде пострижения и передавати оное, кому хотят. Но вступлении их в монашество, монастырь имеет власть над всем их имуществом, и им не предоставлено распоряжати ничем собственным, ни завещевати. Аще кто обрящется усвоивший себе некое стяжание, не предоставив оного монастырю, у такового игумен или епископ да возьмет оное стяжание, и в присутствии многих, продав, да раздаст нищим и нуждающимся“. В 9 правиле содержится руководственное наставление пастырю, как ему обращаться с согрешившими его пасомыми. „Подобает священнику Божию вразумляти неблагонравного наставлениями и увещаниями, иногда же и церковными епитимиями, а не устремлятися на тела человеческие с бичами и ударами. Аще же некие будут совершенно непокоривы и вразумлениям чрез епитимии не послушны: таковых никто не возбраняет вразумляти преданием суду местных гражданских начальников. Донеже пятым правилом Антиохийского собора постановлено, производящих в церкви возмущение и крамолы обращати к порядку внешнею властию». В 10 правиле определено понятие святотатства: „Святотатство есть присвоение себе всего посвященного Богу и богослужению, не только сосудов и священных предметов, употребляющихся в олтаре при богослужении, но вещей, употребляющихся вне олтаря, в церкви“.

10) Собор в храме св. Софии был в Константинополе в 879 году, при вторичном возведении Фотия на патриарший престол. На нем присутствовало много епископов (383) и представители папы и всех восточных патриархов. Собор этот имел в виду восстановить мир между восточными епископами, нарушенный насильственным низведением с престола Игнатия, а также решить вопрос о болгарской церкви, служивший яблоком раздора между константинопольским патриархом и римским папой. Примирительное направление этого собора выразилось в 1 его правиле (всех 3), в котором постановлено, что клирики или миряне, отлученные константинопольским патриархом, должны признаваться таковыми же у римского папы, и наоборот, и что папа римский впредь не будет делать никаких нововведений в преимуществах своей кафедры.

* * *

18

60-е правило образовалось из схолии к 59 правилу, перечисляющей книги В. и Н. Завета.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle