Источник

Келе-Сирия

Келе-Сири – так (по-русск.; слав. «Килисирия») называлась при Селевкидах местность, потому что она была (как бы погруженной, почему будто бы именовалась еще Μασσυας [Страб. 2, 16: 17] или Μαρσυας: Полив. 5, 45) во впадине (κου’λη Συρι’α] между Ливаном и Антиливаном (Полив. 1, 3; Дионис. Периергета Perierg. 899. 900) и тожественна с долиной (евр. bikah) Ливанской (Нав.11:17, Нав.12:7), которая ныне известна под именем «Бекаа». В этом узком смысле данный термин употребляется в 1Ездр.4 (п м. б. у Ам.1:5: «долина Авен»). То же и у Страбона при описании отдельных частей Сирии, но иногда он прилагает это имя и к «Сирии Дамасской», а Феофраст распространяет его объем на площадь до долины нижнего Иордана (2, 6 и ср. 8) и даже (2, 6:5) до окрестностей Красного моря. При позднейших Селевкидах географическое употребление почти совсем подавляется политическим, причем границы разумеемой области то расширяются, то суживаются по влиянию различных местных правителей, хотя упомянутая долина всегда входила в них. Некоторое время Финикия и Келе-Сирия захватывали всю южную часть селевкидского царства, в котором второе имя указывало весь округ к востоку и югу от Ливана, как видим в 2Ездр.2:17,24,27, 2Ездр.4:48, 2Ездр.6:29, 2Ездр.7:1, 2Ездр.8:64, 1Макк.10:69, 2Макк.3:5,8, 2Макк.4:4, 2Макк.8:8, 2Макк.10:11. Связь между этими частями столь тесная, что обычно считался достаточным для обеих один правитель, напр., Аполлоний (2Мак.3:5), Птоло(е)мей (8, 8) и Лисий (10, 11). По 1Макк.10 устройство иудейских дел вверяется правителю Келе-Сирии (Аполлонию), а во 2Макк.3:8,9 Иерусалим явно включается в эту область. Позднее у Иосифа Флавия последняя распространяется от Евфрата до Египта (Древн. 14, 4: 5) с причислением филистимских прибрежных городов (ныне Kirbeth bir Refah) Рафии (О войне 4, 11:5. Полив. 5, 80) и (ныне Яффа) Иоппии (Диодор. 19, 59). Однако вообще и Флавий применяет этот термин к округам на восток от Иордана, со включением стран Моава и Аммона (Древн. I, 11: 5. Полив. 5, 15) и при допущении (Древн., 13, 13: 2) даже Скифополя (Вефсана) по принадлежности его к Десятиградию – Декаполю (Иос. Фл. О войне 3, 9:7. Плин. 5, 18:74. Птол. 5, 15:23); специально упоминается у него с этой стороны Гадара (Древн. 13, 13:3), а по монетам сюда относились еще соседние города Авила и Филадельфия (Рабба аммонитская), Стефан же византийский присовокупляет Дия, Геразу и Филотерию (Полив. 5, 70), а позднее называются (у Kaibel) еще Антиохия, Апамея и Епифания. Следов., термин Келе-Сирия собственно не покрывает Иудеи и Самарии, но это делалось, когда было желательно подчеркнуть или усилить сирийские притязания на данные области. По Иосиф. Флав. Древн. 12, 4:1–4, при Птоло(е)мее Евергете фискально и, вероятно, административно Келе-Сирия обособлена от Иудеи и Самарии. За период войн между сыновьями Антиоха Грипа (95–83 г. до р. Хр.) Келе-Сирия – с Дамаском, вероятно как столицей (ср. Древн. 13, 15:2; О войне 1, 4: 8), – обозначает заиорданское царство, отдельное от собственно Сирии. В 47 г. до Р. Хр. Секстом Цезарем (Древн. 14, 9:5; О войне 1,10:8) и в 43 г. Кассием (Древн. 14, 4; О войне 1,11:4) Ирод был назначен военным правителем Келе-Сирии, но ни в том, ни в другом случае это не предоставляло ему какой-либо власти над Иудеей.

H. Н. Г.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle