Источник

Каноны св. апостолов

Каноны св. апостолов. (Κανόνες τῶν ἀγίων Ἀποστόλων). О происхождении этого сборника канонов сказано раньше („Энц.“ I стлб. 976–981). Здесь нам остается указать в общих чертах содержание этих правил и отношение к ним последующих правил.

Апостольские правила, по своему содержанию, касаются всех важнейших сторон церковного управления, жизни клира и мирян. Управление епископиею принадлежит епископу; ему вверены людие Господни, и он воздает ответ о душах их. Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают (пр. 34. 39. 40. 41. 58). Епископ отнюдь не должен вмешиваться в дела чужой епископии без приглашения или соизволения местного епископа (пр. 12. 13. 32. 35), также переходить из одной епископии в другую без распоряжения надлежащей церковной власти (14–16). Высшее управление делами церкви известного народа принадлежит собору епископов под главенством первого из них. Собор должен собираться дважды в год (34. 37. 74). Епископ поставляется двумя или тремя епископами, а пресвитер и диакон и прочие причетники одним епископом (1. 2). Производство на священные степени, полученное за деньги или чрез мирских начальников или ради родственных отношении, не действительно (л9. 30. 76). В клир не могут быть приняты: новокрещенные и недавно обратившиеся от порочного образа жизни (80), обличенные по суду в любодеянии, прелюбодеянии или в ином каком запрещенном деле (61), обязавшиеся после крещения вторым браком или живущие с наложницей, имеющие в супружестве вдову или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную, вступивший в незаконный брак, напр., женившийся на племяннице или на сестре первой умершей жены (17–19), – скопец, сам себя оскопивший, глухой и слепой (22. 78). Из лиц, вступивших в клир безбрачными, могут вступить в брак только чтецы и певцы (26). А вступившие в клир женатыми не должны изгонять от себя жен своих под видом благочестия, не исключая и епископов (5).

Клирики не должны принимать на себя мирских попечений, быть поручителями за других, вдаваться в народные управления, упражняться в воинском деле (6. 20. 81. 83). Они должны содержаться на средства церкви и на добровольные пожертвования, если не имеют своих средств содержания (4. 38. 40. 41. 59). Из постановлений, касающихся мирян, укажем правила о посещении богослужения т о посте. Прав. 9 требует, чтобы христиане приходили к богослужению в воскресные и праздничные дни, не оставляли церкви до конца службы и приобщались евхаристии, нарушающих этот порядок правило подвергает отлучению. Пр. 69 обязывает всех как клириков, так и мирян поститься в св. Четыредесятницу пред Пасхой, а также в среду и пяток на каждой неделе под страхом церковного наказании. Извинением непощения может служить только немощь телесная. Отношений общественных касаются: правило 82, запрещающее производить в клир рабов без согласия господ и к их огорчению, и правило 84, подвергающее церковному наказанию всякого клирика и мирянина, который досадит царю или князю не по правде.

Сборник Апостольских правил есть опыт кодификации норм церковных, возникших в течение первых трех веков христианства на основании апостольского предания. Он хорошо очерчивает главные стороны управления епископиею и митрополиею, вообще управления поместной церкви. Поэтому он вполне справедливо положен в основание кодекса правил древней вселенской церкви. Отсутствие его было бы невознаградимым пробелом в содержании этого кодекса. Соборные постановления IV и последующих веков содержат в себе новые формы только касательно высших инстанции церковного управления и суда, возникших после союза византийского государства с церковию Христовою. Что же касается управления епископиею и митрополиею, то здесь только повторяются в позднейших правилах нормы, содержащиеся в сборнике Апостольских правил с некоторыми дополнениями и разъяснениями. Естественно поэтому, что в позднейших правилах мы не редко встречаем ссылки на сборник правил Апостольских. Так, уже правила Никейского первого вселенского собора неоднократно ссылаются, как на основание своих постановлений, на правила преждесуществовавшие (пр. 1. 2. 5), и эти древние правила мы находим в составе сборника Апостольских правил (пр. 21. 80. 32). Однажды (пр. 15) Никейский собор прямо указывает, что древние правила, на которые он ссылается, суть именно правила, содержащиеся в сборнике Апостольских правил (пр. 14. 15). Далее: в правилах Антиохийского собора 341 года находится много постановлений, очень сходных с правилами Апостольскими не только по содержанию, но и по. изложению и порядку расположения, и именно:

Ант. Апост.

2 9–13

3 15–16

4 28

5 31

6 32

7 33

9 34

13 35

17 36

20 37

21 14

24 38. 40

25 41

При внимательном чтении и сравнении тех и других правил оказывается, что заимствование должно быть усвоено правилам Антиохинского собора, а не Апостольским. Это видно прежде всего из того, что антиохийские правила, сходные с Апостольскими, не скрывают того, что они позаимствованы из определений прежде существовавших, между тем как Апостольские правила если где и делают I ссылки, то только на Свящ. Писание В. и Н. Завета (Ант. 3. 21, 23, прав. Апост. 16. 14. 76). Потом по содержанию своему антиохийские правила представляются более точными и подробными сравнительно с правилами Апостольскими (срав. Ант. 1. 4 и 6 с Апост. 7. 28. 32). Не естественно предположить, чтобы правила менее определенные произошли после более определенных и при том из этих последних. В числе правил Апостольских, сходных с антиохийскими, есть несколько таких, которые представляют ясные признаки более раннего происхождения сравнительно с последними. Так, 34-е правило Апостольское делит областное церковное управление по народностям (ἔθνος) и главу епископов народа называет первым из них. Соответствующее ему 9 правило антиохийское имеет уже в виду разделение византийской империи на диэцезы и провинции с митрополиями, введенное при Константине в., и называет главного епископа по провинции митрополитом – термин, который стал употребителен со времени Никейского собора. Другой пример. Правило Апостольское 41 говорит о церковном имуществе неопределенно, не упоминая прямо о недвижимой собственности, и самое управление этим имуществом представляется в простой форме, вверяя одному епископу. Такая редакция правила сообразна с доникейским периодом, когда недвижимая церковная собственность была редкостию и мало известна обществу и правительству светскому, и когда управление делами церковными отличалось патриархальностию. Между тем соответствующее ему 25 правило антиохийское прямо упоминает о недвижимой церковной собственности, что естественно в четвертом христианском веке; а управлять этим имуществом, по антиохийскому правилу, должен епископ, с ведома и согласия состоящих при нем пресвитеров и диаконов и под контролем областного собора, чем указывается опять на развитие форм церковного управления, т. е. на четвертый век. Ясно, что в обоих приведенных случаях Апостольские правила древнее антиохийских, им соответствующих, и послужили источником для последних. Далее: ясное указание на сборник Апостольских правил мы находим в актах Константинопольского собора 394 года. Этот собор был созван для решения спорного дела между епископами Вагадием и Агапием из-за епископства города Востры. Вагадий был заочно осужден и свержен с епископской кафедры двумя епископами и па его место был возведен Агапий. По жалобе Вагадия отцы собора решили: „не подобает впредь епископу судимому извергаему быти от священного чина ни двумя, ни даже тремя епископами, но по приговору большого собора и, аще возможно, всех епископов той области, как и Апостольскими правилами постановлено“, т. е. 74 правилом, содержащимся в сборнике Апостольских правил. В деяниях Ефесского собора 431 года есть ссылка на Апостольские правила, которая должна относиться к 31 правилу Апостольскому. Равно в деяниях же соборов Ефесского 431 года, Константинопольского 448 года и Халкидонского 451 года упоминается о требовании правил, – в случае суда над епископом, – предъявлять ему троекратное приглашение на суд. Об этом обычае нет указаний нигде, кроме 74 правила апостольского (Вiсkell, Gеschichte des Кirсhenrechts, S. 84–85). Затем прямые или косвенные указания на правила Апостольские встречаются в правилах четвертого вселенского собора (2. 3. 30; ср. Апост. 29. 30. 6), Трулльского шестого вселенского собора (28. 57. 99. 80. 3. 6. 12. 30. 22. 7. 50. 10. 55; срав. Апост. 3. 9. 17. 18. 19. 26. 29. 31. 37. 43. 64), седьмого вселенского (3. 10. 15. 5. 12; ср. Апост. 1. 6. 29. 30 38) и Двукратного собора (8. 9. 13. 15, ср. Апост. 24. 27. 31). Некоторые нормы, содержащиеся в сборнике Апостольских правил, оказались впоследствии несоответствующими обстоятельствам времени и были заменены другими. Так, вместо пятого Апостольского правила, запрещающего священным лицам, – не исключая и епископа, – изгонять от себя жен своих под предлогом благочестия, на Трулльском соборе постановлено, что епископы после рукоположения уже не могут жить в браке с своими женами и потому еще прежде рукоположения должны разлучиться навсегда с ними по взаимному согласию, с тем, чтобы они поступили в монастырь (6 всел. соб. пр. 12. 48). Равным образом в правилах шестого (пр. 8) и седьмого (пр. 6) вселенских соборов постановлено епископам провинции собираться на собор один раз в году вместо двух раз, как было положено в правилах Апостольских (37) и подтверждено в правилах Халкидонского собора (19). Каноны вселенских соборов. Вселенским собором называется собрание пастырей церкви по возможности из всех поместных церквей для совместного решения вопросов, касающихся всей церкви. В случае необходимости, препятствующей какой-нибудь поместной церкви послать на собор представителей, она могла заявить о своем согласии с собольными постановлениями и посредством посланий. Вселенский собор был учреждением экстренным, к которому обращались при особенной надобности. История свидетельствует, что поводом к созванию вселенских соборов служило каждый раз появление разногласий в понимании важнейших догматов веры. Но, после устранения догматических недоразумений или заблуждений, отцы вселенских соборов пользовались случаем, чтобы по общему совещанию урегулировать и вопросы цековной дисциплины, не редко возникавшие на практике. Вселенских соборов было семь, именно: Никейский 325 г., оставивший нам 20 правил, Константинопольский 1-й 381 года, оставивший 7 правил17, Ефесский в 431 году – 8 правил, Халкидонский 451 г. – 30 правил (по собраниям времени Зонары и Вальсамона, а у Иоанна Схоластика 28), Константинопольский 2-й 553 г., Константинопольский 3-й – 680 года и Никейский 2-й 787 года – 22 правила. Пятый и шестой вселенские соборы занимались исключительно догматическими вопросами и правил касательно дисциплины не оставили. С именем шестого вселенского собора восточная церковь принимает 102 правила Константинопольского собора 691 года т. наз. Трулльского. Правила Трулльского и седьмого вселенского собора содержат в себе повторение, редко – исправление норм, изданных на прежних соборах вселенских и поместных. Укажем содержание важнейших правил вселенских соборов.

Из правил первого вселенского собора заслуживают особого внимания 4, 5 и 6. В 4 пр. постановлено, чтобы епископы поставлялись по общему голосу всех епископов, находящихся в известной провинции и с утверждения митрополита, т. е. епископа главного города этой провинции (ср. Апост. 34). Пятое правило устанавливает, чтобы в каждой провинции епископы собирались дважды в год на собор для обсуждения текущих церковных дел общего характера и для рассмотрения жалоб на действия епископов со стороны подведомого клира и мирян (ср. Апост. 37). В 6. пр. подтверждается, на основании древнего обычая, власть епископов важнейших городов византийской империи над подчиненными им епископами, именно: власть римского епископа над западными епископами, александрийского – над епископами Египта, Ливии и Пентополя, антиохийского – над епископами восточными. Можно отметить еще 13 пр. этого собора, которым подтверждается древний обычай не лишать св. причастии кающегося, находящегося при смерти.

Правила второго вселенского собора, при своей малочисленности, имеют весьма важное значение по своему содержанию. В 2 и 6 пр. вводится новая инстанция церковного управления и суда, соответствующая диэцезу в гражданском управлении византийской империи и заключающая в своем ведении по нескольку митрополий. Апеллировать на решения собора епископов диэцеза к царю или к вселенскому собору запрещается. Таких церковно-административных округов в восточной церкви упомянуто в правилах пять: александрийский, антиохийский, асийский, понтийский и фракийский. В 7 пр. этого собора излагается порядок принятия в православную церковь кающихся еретиков, соблюдавшийся в константинопольской церкви. Правило указывает два способа: а) крещение для тех еретиков, которые погрешают в учении о Св. Троице и совершают крещение неправильно, т. е. не в три погружения, и б) миропомазание для тех, которые совершают крещение правильно.

Из 8 правил третьего вселенского собора первые шесть составляют извлечение из окружного послания, отправленного от собора ко всем поместным церквам об отлучении Нестория и его единомышленников. Правила 7 и 8 составлены по особым случаям, изъясненным в самом содержании их, именно: в 7 пр. запрещается слагать другой символ веры кроме составленного на первом вселенском соборе, по поводу доставлении собору филадельфийским пресвитером Харисием поврежденного изложения веры, а в 8 пр., по поводу жалобы, принесенной собору кипрскими епископами на действия антиохийского патриарха, дано кипрским епископам право самим поставлять у себя епископов, вне зависимости от антиохийского патриарха, согласно древнему преданию. К этим правилам присоединяется в сборниках церковных правил послание собора к епископам Памфилии о бывшем их епископе Евстафии, добровольно отрекшемся от митрополичьей кафедры. В славянской Кормчей это послание считается 9-м пр. Ефесского собора.

Важнейшее из правил четвертого вселенского собора, касающихся церковного управления, есть 28 правило. В этом правиле, во-первых, определен административный и судебный округ константинопольского патриарха. Из внимания к положению константинопольского епископа, как епископа столицы восточной половины империи, его ведению подчинены этим правилом три гражданские диэцеза – асийский, понтийский и фракийский. После этого образовалось в восточной церкви четыре великие церковно-административные округа (которые потом стали называться патриархатами) – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Об Иерусалимском в правилах не упомянуто, а говорится в деяниях соборных: в 8 заседании собора состоялось полюбовное соглашение между Максимом, епископом антиохийским, и Ювеналием, епископом иерусалимским, причем ведению последнего предоставлены три Палестины, а антиохийскому обе Сирии и Аравия (Вальс. толк. на 6 пр. Ник.). Во-вторых, в 28-м пр. константинопольская патриаршая кафедра сравнена в своих преимуществах с кафедрою древнего Рима: „Отцы праведно рассудили, да град, получивший честь были градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах возвеличен будет подобно тому и будет вторый по нем» (ср. пр. 17. 9). В правилах этого собора (17) высказано также весьма важное в практическом отношении положение, что распределение границ между епископиями и вообще внешний распорядок их должны сообразоваться с гражданским административным распорядком. Из других правил этого собора можно указать – на правило, запрещающее ставить на священные степени без назначения к известной церкви под опасением недействительности посвящения, совершенного вопреки сему правилу, – на пр. 9-е, которым запрещается клирикам, имеющим тяжебное дело против клирика же или епископа, обращаться с жалобою в светские судилища, – на 26-е пр., обязывающее епископа управлять церковным имуществом не иначе, как при помощи эконома, дабы домостроительство церковное не без свидетелей было, дабы от сего не расточалося ее имущество и дабы не падало нарекания на священство, – на 4-е пр., подчиняющее монахов ведению местных епископов и обязывающее их безотлучно пребывать в тех местах, в которых они отреклись от мира, и запрещающее пм вмешиваться не только в житейские, но и в церковные дела, без особого позволения епископа, и то в случае особенной надобности, – на 24-е пр., которое постановляет, чтобы монастыри, освященные по воле епископа, навсегда оставались монастырями, а не были обращаемы в помещения житейского характера, а также сохранялись бы за монастырем и принадлежащие ему имущества. – Нужно заметить, что 28-е пр. собора Халкидонского возбудило против себя протест со стороны римских легатов и подало повод к пререканиям папы Льва великого с собором и к переписке его с императором и константинопольским патриархом Анатолием. Папа так и не признал 28-го правила Халкидонского.

Собор Трулльский был созван при императоре Юстиниане II затем, чтобы пересмотреть действующие церковные правила и придать силу и твердость церковной дисциплине, расшатанной продолжительными догматическими спорами и смутами и устранить замеченные беспорядки в жизни клира и народа. Он служил как бы дополнением к пятому и шестому вселенским соборам, не оставившим правил, и потому называется у Зонары и Вальсамона пято-шестым. Ближе же всего он служил прибавлением к шестому вселенскому собору, бывшему только одиннадцатью годами ранее его. Поэтому в восточной церкви принято считать эти правила правилами шестого вселенского собора. Так они называются в правилах VII всел. соб. (пр. 6) и Константинопольского собора 861 года. С таким названием и в таком значении они помещаются во всех последующих собраниях правил. Но папа Сергий, современник собора, не хотел подписать его правил, – и доселе римская церковь не признает вселенского характера и значения за этим собором, утверждая, что на нем не было уполномоченных представителей римской церкви, что под актами его подписался только один из западных епископов. Настоящая же причина заключалась в том, что Трулльские правила не нравились папам по своему содержанию, ибо они вновь подтвердили равноправность константинопольской патриаршей кафедры с римскою (пр. 36) и сделали несколько постановлений в осуждение римских обычаев, наир., обязательного безбрачия духовенства (13), поста в субботние дни св. Четыредесятницы (пр. 55). Трулльский собор составил 102 правила. Они касаются весьма многих вопросов церковной дисциплины и являются как бы целым сводом правил. Эта многочисленность правил Трулльского собора объясняется указанною выше задачей, какую взял на себя собор. Большая часть его правил есть возобновление прежних правил, забытых на практике, или дальнейшее развитие их применительно к потребностям времени. Укажем важнейшие из них. Относительно церковного управления имеют высокую важность 36 и 8 правила. Правило 36 повторяет постановление Халкидонского собора о равноправности константинопольской патриаршей кафедры с римскою, а кроме того указывает иерархический порядок патриарших кафедр в восточной церкви, поставляя на первом месте константинопольскую кафедру, затем александрийскую, антиохийскую и иерусалимскую, а во вселенской церкви оставляя первое место за кафедрою римской. Правило 8-е обязывает митрополитов созывать ежегодные соборы епископов, согласно древнему правилу, но в виду затруднений, не редко встречающихся на практике, к двукратному собранию в течение года, дозволяет ограничиться единократным собранием в каждый год. Относительно клира весьма важны правила 33, 12, 13 и 48. В 33 прав. собор осуждает обычай армянской страны принимать в клир только тех, кто происходит из священнического рода, и в противоположность ему провозглашает начало, действовавшее и прежде в церковной практике, что при производстве в клирики не следует смотреть на род производимого, а нужно обращать внимание только на нравственные качества. В 12, 13 и 48 правилах решается окончательно вопрос о брачной жизни клириков. В них, – вопреки обычаю римской церкви обязывать клириков к безбрачию, – дозволяется священнику и диакону жить в браке, заключенном до посвящения в сан, епископы ясе обязываются к безбрачию, и если будут избраны из лиц женатых, то должны прежде посвящения разойтись с своими женами, с их свободного согласии, с обязательством для последних поступить навсегда в монастырь. Относительно мирян можно отметить правила 64, 70, 80 и 56. В 64 пр. запрещается мирянину всенародно произносить слово назидания, что принадлежит только иерархии, облеченной властию церковного учительства. В 70 пр. запрещается женам говорить поучения в церкви во время богослужения. Правило 80 угрожает отлучением тому христианину, который не придет к богослужению церковному в течение трех воскресных или праздничных дней сряду. В 56 пр. осуждается обычай, замеченный в армянской стране и в некоторых других местах, соблюдающийся и теперь в католической церкви, – есть сыр и яйца но субботам и воскресениям св. Четыредесятницы, – осуждается, как отступление от чина вселенской церкви. В 53, 54 и 72 правилах содержатся весьма важные постановления о браке. В 54 пр. указаны пределы запрещения брака по причине родства и свойства; запрещены браки в пределах четырех степеней родства и свойства включительно, под угрозою разлучения в случае нарушения указанной нормы. Правило 53 узаконяет родство духовное, соблюдавшееся, как видно, на практике и прежде, и запрещает восприемнику жениться на воспринятой дочери и ее плотской матери. В 72 правиле содержится норма относительно смешанных браков. Правило дозволяет, на основании апостольской заповеди, христианину продолжать брачное сожитие с нехристианином, заключенное прежде обращения его в христианство, с согласия неверующей стороны. Но оно строго, под угрозою разлучения от брачного сожития, запрещает православному христианину брак с таким лицом, с которым не может быть у него религиозного общения, – с язычником и еретиком; ибо „не подобает, – говорит правило, – смешивати несмешиваемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников“. Еще следует указать на 95 правило о принятии еретиков в православную церковь; оно целиком воспроизводит 7 правило II всел. собора, но в конце для некоторых заблуждающих указывает еще третий способ прннятия в православную церковь, кроме двух предусмотренных в правиле II всел. собора – крещения и миропомазания, а именно: покаяние и причащение евхаристии. Наконец, нельзя не обратить внимания на последнее 102 правило Трулльского собора, касающееся наложения епитимии на кающихся. Правило смотрит на епитимию, как на врачество душевных недугов; целию пастырского действования при наложении епитимии должно быть уврачевание заболевшего. Поэтому при наложении епитимии внушается обращать строгое внимание на качество греха и готовность согрешившего к обращению и с этим обстоятельством соображать род епитимии и меру ее, по всей же строгости покаянных правил поступать только с теми, которые не имеют склонности к исправлению. – Трулльский собор не ограничился исправлением замеченных недостатков в церковной жизни, возобновлением забытых правил и установлением новых. Для достижения своей цели он признал необходимым точно обозначить те правила, которыми должна руководствоваться церковная практика. Поэтому во 2 правиле своем он перечисляет все правила, какие должны составлять полный свод церковного права. Он ставит во главе правила Апостольские, потом правила четырех вселенских соборов, далее перечисляет правила восьми поместных соборов и св. отец, а в конце правило присовокупляет, что перечисленные правила никому самовольно нельзя отменять или переменять или принимать другие, с подложными надписаниями составленные людьми, дерзнувшими торговать истинного. Из канонических памятников, употреблявшихся прежде на практике, собор запретил пользоваться постановлениями Апостольскими, преданными чрез Климента, потому, что в них внесено иномыслящими нечто подложное и чуждое благочестия. – Это второе правило Трулльского собора имеет чрезвычайно важное значение в истории церковного права; оно служит основою при определении состава правил древней церкви. После этого состав церковных правил вселенской церкви дополнен немногими каноническими статьями, именно: правилами самого Трулльского собора на основании 1 пр. VII всел. собора, правилами VII всел. собора и правилами двух поместных Константинопольских соборов – в храме св. Апостолов и в храме св. Софии.

Правила седьмого вселенского собора направлены к восстановлению церковного порядка, потрясенного продолжительными церковными волнениями, и к очищению пороков клира, павшего весьма низко в нравственном отношении под влиянием мирской власти, произвольно распоряжавшейся в церковных делах в период иконоборчества. Собор в нескольких правилах (4–6. 19) вооружается против симонии при производстве на церковные степени и при других случаях церковной жизни; обличает щегольство и распущенность нравов духовенства (15.16. 18. 22); подтверждает правило, что избрание и поставление на церковные степени при помощи мирских начальников не действительно (пр. 3); внушает клирикам питаться, по примеру Апостола, делами рук своих (15), напр., „учити отроков и домочадцев, читая им божественное писание, ибо для сего и священство получают“ (10); запрещает строить двойные монастыри т. е. для мужчин и женщин вместе, так как это не согласно с идеею монастыря, как места уединения от мирских соблазнов (20); старается возвратить к своему первоначальному назначению епископии и монастыри, в некоторых местах обращенные в простые жилища, под угрозою отлучения на тех, кто захватил их в свои руки, так как дома Божия не следует делать домом купли (13); запрещает отчуждать церковные имущества, принадлежащие епископиям и монастырям, под каким бы то ни было предлогом; а если уж они не дают никакой выгоды, то позволяет уступать их клирикам или земледельцам, но никак не местным начальникам (12); заповедует отбирать лживые сочинения, писанные против почитания икон, и отдавать на хранение в архив константинопольской епископии вместе с прочими еретическими книгами (9). В первом своем правиле седьмой вселенский собор, подобно Трулльскому, заповедует сохранять неизменно правила прежних соборов и св. отец, причисляя к их составу, между прочим, и правила Трулльского собора под именем правил шестого вселенского собора (с-р. пр. 6).

* * *

17

Такое количество правил принято в сборниках правил, начиная с Синтагмы в XIV титулов. У Иоанна же Схоластика усвояется этому собору только шесть правил. Седьмое правило, – полагают, – есть ни что иное, как извлечение из послания константинопольской церкви к Мартирию, епископу антиохийскому, писанного спустя 80 лет после настоящего собора. Веvereg. t. II, р. 100–101, Annes.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle