Источник

Иоанн (Митропольский), епископ аксайскии, викарий донской епархии

Иоанн (Митропольский), епископ аксайский, викарий донской епархии. В мире Стефан, сын причетника, родился в Калуге 27 сентября 1836 г., среднее образование получил в калужской Дух. Семинарии, а высшее – в московской Дух. Академии, курс которой окончил в 1862 г. третьим магистром; монашество принял, будучи студентом, 29 августа 1861 г., рукоположен во иеромонаха 29 июня 1862 г.; по окончании курса был оставлен, 2 ноября 1862 г., при моск. Д. Академии бакалавром сначала по кафедре церковной археологии, а потом – по общей церковной истории, в 1868 г. возведен в сан архимандрита, 10 июня 1870 г. последовало Высоч. повеление о бытии епископом алеутским (кафедра в г. Сан-Франциско) и 5 июля того же года было совершено рукоположение во епископа; в Америке пробыл 7 лет – до 12 апреля 1877 г., когда был уволен от управления епархией и назначен членом моск. Синодал. Конторы, с 26 марта 1881 г. был настоятелем ставропигиального Симонова моск. монастыря, наконец – 12 августа 1889 г. назначен епископом аксайским, каковым состоит и в настоящее время. – Преосв. Иоанн известен своими литературными трудами, по преимуществу в области церковной истории; на литерат. поприще он работает – с небольшими перерывами – 40 лет, начав писать еще в 60-х годах прошлого столетия. Большинство его трудов печаталось в духовных журналах, а важнейшие выпускались и отдельными оттисками. Ему принадлежат: 1) «Речь при сретении в Бозе почившего архипастыря, высокопреосвященнейшего митрополита Филарета, в Тропцко-Сергиевой Лавре, произнесенная в Троицком соборе 26 ноября 1867 г.» (напеч. в «Московских Ведомостях», № 263 за 1 декабря 1867 г., а равно еще в сборнике: «Памяти в Бозе почившего архипастыря московского митрополита Филарета» при ноябрьской книжке «Православного Обозрения» за 1867 г. и в отдельном оттиске, стр. 22 – 25, после – в брошюрке: «Два цветка из венка, сплетенного на гроб приснопамятного Высокопр. митр. Филарета при встрече и погребении его в 1867 году, Новочеркасск 1898, стр. 1 – 3); 2) «История вселенских соборов»: – под этим названием дана была история только первых трех соборов – первоначально – в виде приложения к «Душеп. Чт.» за 1870 и 1871 гг. (1 – 243 стр.), затем под тем же названием была напечатана в «Донск. Еп. Вед.» за 1893, 94, 95 и 96 гг. (и отд. Новочеркасск 1896) «История (всех семи) вселенских соборов (1 – 451 стр.), при чем в состав второй вошла с изменениями и первая статья; вторая первоначально предназначалась для чтений, организованных, – при деятельном участии преосв. Иоанна, – в Новочеркасске донск. аксайско-богородичн. братством (на это есть косвенные указания в самой статье), в 1893 г. вышла и отдельным оттиском под общим названием «История вселенских соборов». Таково же, по всей вероятности, происхождение и еще одной статьи преосв. автора, – это – 3) «Отпадение западной церкви от восточной» (1 – 275 стр.), появившейся сначала в «Донск. Еп. Вед.» за 1897 г. и в том же году, а 1899 г. вышедшей отдельным оттиском из них (см. краткую заметку об этом сочинении в «Истории разделения церквей в IX, X и XI веках» проф. Ал. П. Лебедева, Москва 1900, стр. 413 – 415); 4) «Из истории религиозных сект в Америке», печ. в «Чтен. в Общ. любит. дух. просвещ.» за 1875 г. I – II, 1876 г. I – II, 1877 г. II, 1878 г. I-II, 1879 г. I и I – 1885 г. и отд. оттиск. (в Москве за те же годы) в 5 вып.: – 1 – 2-й: «Методизм» (стр. 1–122, 1–148), 3-й: «Пресвитериане (стр. 1–310), 4-й: «Церковь епископальная» (стр. 1–377) и 5-й: «Конгрегационалисты» (стр. 1–129). Это обширное сочинение – плод 7-летнего изучения автором предмета на месте, в Америке, и по литературе. 5) «Любителям слова Божия на славянском наречии; опыт объяснения непонятных слов и выражений славянской Библии» печ. в «Донск. Еп. Вед.» за 1890 – 3 гг. в виде приложения, – пояснения составлены по сличению текстов на 6 языках (русск., лат., греч., евр., немец. и англ.). Кроме перечисленных, более важных, сочинений преосв. И. известны «Открытое письмо по вопросу об англиканской иерархии» – 1-е и 2-е в «Богосл. Вестн.» 1897 г. I, 3 и III, 7 (см. также «Заметки преосв. Иоанна, еп. аксайского, по поводу статьи об англиканской иерархии» В. (А.) С(околова) в «Богосл. Вестн.» 1896 г. III, 9); ["Жертва истинному Богу по учению слова Божия»: 1–4 тетради, изд. в Москве 1886 г. и перепечатаны в Новочеркасске 1895 г.; «Рационалистическое богословие пред судом православия» (против гейдельбергского проф. А. Наusrath'а) в «Донских Епархиальных Ведомостях» и отд. оттиск. 1899]. Во время служения в Америке преосв. И. перевел на английский язык и напечатал акафист Спасителю и издал три свои проповеди, писанные на том же языке.

А. Кротков


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle