Источник

Иоанн Вишенский

Иоанн Вишенский († около 1630 г.). И. В. был один из самых знаменитых борцов за дело православия в Западной Руси и западно-русских духовных писателей конца ХVІ и начала ХVІІ в. Время рождения его с точностью неизвестно. Местом происхождения его были Вишни в Галиции, почему он и известен в истории под именем Вишенского. Часто И. В. называется также Святогорцем, потому что он, постригшись в монашество в конце XVI в., удалился на святую гору Афонскую, где и проводил аскетическую жизнь в Зографской обители. Но одними только аскетическими подвигами жизнедеятельность И. В. далеко не исчерпывается. Он из далекой своей обители весьма внимательно следил за церковно-общественным состоянием Западной Руси и отзывался по поводу выдающихся событий в жизни последней своими сочинениями. Однажды И. В., не смотря на всю склонность свою к строго уединенной аскетической жизни, оставлял (в начале ХVІІ в.) свою обитель и посещал родину, куда его усиленно призывали многочисленные почитатели его для принятия непосредственного участия в борьбе Западной Руси за веру и народность. Была попытка и впоследствии вызвать И. В. в Западную Русь и привлечь его к борьбе этой последней за дело православия и русского народа. Известный собор южно-русских архипастырей, собиравшийся в Киеве в 1621 г. под председательством м. Иова Борецкого, усиленно приглашал И. В., но он, кажется, на этот раз не решился оставлять своей келии. Однако, живя вдали от родины, И. В. по-прежнему болел ее страданиями – внутренними и внешними – и продолжал отзываться своим живым пером на ее нужды и запросы. От И. В. осталось несколько сочинений полемического, обличительного и вообще религиозно-нравственного содержания, писанных им преимущественно в виде посланий к западно- русскому народу или к отдельным представителям его. В своих сочинениях И. В. являет себя человеком, получившим образование старо-русское, какое процветало и распространялось в Западной Руси чрез посредство т. н. братских школ. Как убежденный представитель этого направления западно-русского просвещения, И. В. принадлежал к числу консервативных ревнителей православия и крайне не сочувствовал проникавшим тогда в южно-русские школы, а через них и в народное сознание латино-польским обычаям и воззрениям.

Его резкие, проникнутые искренним чувством и отличавшиеся замечательной выразительностью, послания, направленные против изменников православия и вообще латино-униатов, производили весьма сильное впечатление и пользовались у современников громадной известностью. Отличаясь такими особенностями, сочинения И. В. представляют весьма важный интерес и в чисто историческом отношении, давая богатый материал для характеристики западно-русского общества того времени. «Извещаю вас», – писал, напр., И. В. в одном из своих посланий, обращенном ко всему народу русском, жившему в польской земле, – «извещаю вас, что земля, по которой ногами вашими ходите, плачет по вас пред Господом Богом и вопиет, да пошлет Он серп смертный на вас, как древле на содомлян, желая лучше пустою стоять в чистоте, нежели населенною вашим безбожием и оскверненною вашими беззаконными делами. Ибо где теперь в польской земле вера, где надежда, где любовь? Где правда и справедливость суда? Где непорочное священство, где крестоносное житие иноческое? Где простое и благочестивое христианство? Зачем именем христианским называть себя бесстыдно дерзаете, когда силы того имени не храните?.. Ныне в польской земле все священники, как некогда иезавелины жрецы, чревом, а не духом совершают службу; паны же над своими подданными сделались богами, высшими самого Бога... Покайтесь же все, жители земли той, покайтесь, да не погибнете двоякою погибелью – вечною и временною. А если не хотите покаяться все, то вы, православные, будьте готовы отделиться от этого погибельного и содомского рода, чтобы быть истинно новым Израилем, а не язычниками... Не скорбите: Господь с вами; имейте веру и надежду на Него непоколебимую; на панов же ваших русского рода, на сынов человеческих, не надейтесь; в них нет спасения, они отступили от Бога к прелести еретической... Да будут прокляты владыки, архимандриты, игумены, которые монастыри запустошили и фольварки себе из мест святых поделали; сами, с слугами своими и приятелями, скотскую в них жизнь провождают, гроши собирают и на доходы, назначенные для богомольцев Христовых, дочерям своим приданное готовят, сыновей одевают, жен украшают, слуг умножают, приятелей обогащают, кареты устрояют. Владыки безбожные, вместо правила, книжного чтения и поучения в законе Господнем, день и ночь над статутами сидят и во лжи весь век свой упражняются»... Неудивительно, если такие горячие и сильные послания уважаемого подвижника – патриота производили отрезвляющее и иногда потрясающее действие на западно-русское общество.

Из сочинений И. В. известны следующие: 1) Обличение диавола миродержца и прелестных лов его века сего, скоро погибающих, от совлекшегося с хитро уплетенных сетей его голяка и странника, ко другому будущему веку, грядущему, учиненное; 2) Послание ко львовскому братству и прочим православным южно-руссам; 3) Послание к старице Домникии; 4) Послание к Иову Княгиницкому; 5) Позорище мысленное, – сочинение, написанное по поводу изданной во Львове в 1614 г. книги о священстве Иоанна Златоуста; 6) Извещение краткое о латинских прелестях; 7) 0 еретиках; 8) Загадка философам латинским; 9) Писание до всех вообще в лядской земле живущих; 10) Послание к князю Василию Острожскому; 11) Писание к утекшим от православной веры епископам; 12) Краткословный ответ Феодула; 13) Порада об очищении церкви; 14) След к постижению и изучению художества, приводящего к царствующей бессмертной и вечной правде и др. Кроме литературных трудов И. В. замечателен еще своим участием в возрождении и устроении западно-русского монашества. Скончался И. В. около 1630 г.

Протоиерей Ф. Титов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle