Каиафа
Каиафа. Имя Каиафа (Καϊάφα) происходит от арамейского Каjepha (но не Кеjpha – «скала» как Солярский, Гаусрат) и значит не «притеснитель» (Шульц) а «толкователь», согласно с арабским kа-ifun («тот, который понимает знаки и приметы вещей»: по Р. de Lagarde ,,физиономист») Каиафа был шестьдесят девятым, по счету, первосвященником иудейским. По И. Флавию (Древн. 18, 2:2), он имел два имени: Иосиф и Каиафа; в Новом Завете употребляется только последнее. Он является современником евангельских событий и первых моментов апостольской истории. При нем выступает на проповедь Иоанн Креститель (Лк.3:2). При нем Спаситель проходит Свое общественное служение, и Каиафа выступает противником Христа и Его дела. После воскрешения Лазаря Каиафа является главой и руководителем преследования против Христа. Он первый решительно заявляет о необходимости смерти Христа, вместо гибели всего народа, при чем он бессознательно, по божественному определению, «пророчествовал» («как первосвященник»: Ин.11:51), утверждая основной догмат христианской сотеориологии (Ин.11:47–53). По сказанию Евангелия (Мф.26:3 сл., Мк.14:1 сл., Лк.22:1 сл.) Каиафа руководил совещанием синедриона относительно места и времени взятия Христа, и производил потом ночной суд над Христом, окончившийся осуждением Господа на смерть Мф.26:57–68, Мк.14:53–65, Лк.22:54–71, Ин.18:12–24). Наконец, Каиафа является преследователем Апостолов на первых шагах их деятельности и участвует в заседании синедриова, пытавшегося прекратить проповедь Апп. Петра и Иоанна (Деян.4:6,17–18).
Каиафа был последним из четырех первосвященников, поставленных Валерием Гратом, которого имп. Тиверий назначил римским прокуратором в Иудею, где Валерий Грат занимал место прокуратора 15–26 г. по р. Хр. И хотя Каиафа был последним его ставленником, однако нет оснований думать, что он был сделан первосвященником в последние годы правления Валерия Грата (напр., в 25 г. по р. Хр. по Винеру). Первый из четырех ставленников Валерия Грата первосвященник Измаил, сын Фабы, по свидетельству И. Флавия, был поставлен Валерием вскоре же по вступлении сего последнего в должность прокуратора, но как он, так и два следующие его преемника – Елеазар, сын первосвященника Анны, и Симон, сын Камифы, носили первосвященнический сан не более, как по одному году (И. Флав. Древн. 18, 2:2). Таким образом, преемник их Иосиф Каиафа сделался первосвященником приблизительно в 18 г. по р. Хр. Этот сан Каиафа носил и при Понтии Пилате, преемнике Валерия Грата по должности прокуратора Иудеи (26–36 г.г. по р. Хр.): Но когда Понтий Пилат был устранен сирийским легатом Вителлием (Иосиф. Флав. Древн. 18, 2, 4), то вскоре же после этого был лишен первосвященнического достоинства и Каиафа. Преемником его был Ионафан, сын первосвященника Анны (Древн. 18, 4:3). Значит, Каиафа был первосвященником около 18 лет (18 – 36 г.г. по. р. Хр.). Такой период времени первосвященства Каиафы является очень выдающимся по своей продолжительности сравнительно с служением других первосвященников времени владычества римлян в Иудее. При этом еще более замечательно то, что половина служения Каиафы прошла при Пилате, который относился с оскорбительным невниманием и обидным неуважением к правам и обычаям иудеев, чем в значительной мере подготовил иудейское восстание. Вместе с тем, характерно, что Каиафа лишен был сана тогда, когда Вителлий по жалобам иудеев отозвал Пилата и, в противовес антииудейской политике последнего, сделал уступку религиозному чувству иудеев, выдав им первосвященническую одежду, которая в продолжении долгого времени хранилась в башне «Антония». Принимая во внимание все эти черты, мы можем предположить, что Каиафа так долго мог продержаться в первосвященническом звании благодаря, вероятно, своей антинациональной политике и угодливости римлянам, вследствие чего мог находить поддержку в Пилате, державшемся той же политики. Поэтому лишь только при Вителлии характер политики изменился, Каиафа принужден был оставить свое место.
Это дает некоторое основание предполагать далее, что Каиафа принадлежал к саддукейской партии, потому что эта партия была не столь враждебна к иностранному влиянию в Иудее. Это последнее предположение находит для себя поддержку и в том, что, подобно большинству тогдашних членов первосвященнического рода, к саддукейской партии принадлежали и тесть Каиафы, первосвященник Анна (Деян. 4, 1. 6. 5, 17); равно как и сын последнего, Анна Младший (Иосиф. Флав. Древн. 20, 9:1).
Хотя Каиафа был поставлен римлянами официальным первосвященником, но для иудеев имел значение и тесть его Анна, который все еще носил первосвященнический титул и был главой фамилии, из которой до и после Каиафы происходили первосвященники (все пять сынов Анны были первосвященниками: Иосиф Флав. Древн. 20, 9:1); к тому же Анна был и духовным руководителем синедриона. Отсюда ясно, почему у Ин.3:2 и в Деян.4:6 Каиафа и Анна выступают вместе, как первосвященники. Если же допустить, что они оба жили в одном дворце, то легко устранить и те затруднения, которые могут возникнуть в этом пункте истории страданий Христа. Дом Каиафы доселе указывают на западной стороне Сиона. Ныне здесь армянская церковь Спасителя.
Свящ. И. Богоявленский