Пилат
Пилат (Ин. XIX, 1), или Понтий Пилат (Мф. XXVII, 2) – был назначен римским правителем, или прокуратором, Иудеи в 29 г. по Р. X. Жил он в Кесарии, но являлся в назначенные времена в Иерусалиме для наблюдения за сбором податей римскому правительству и в то же время производил здесь и судебные разбирательства (Ин. XIX, 20) во дворце или претории, воздвигнутой, как кажется, именно для этой цели (Ин. XVIII, 28).
Его правление было вообще крайне неприязненно для иудеев, так как он нисколько не колебался продавать за деньги правосудие и произносить какой бы то ни было приговор вопреки справедливости. Историки передают о его хищничестве, его убийствах, тех мучениях, которым он подвергал невинных без судебного разбирательства; кратко, по их словам, он отличался крайне суровой жестокостью во все время своего правления (Лк. XIII, 1). Вызванный в Рим по делу об убийстве галилеян по его распоряжению в самом храме во время жертвоприношения, Пилат, по определению суда, был низложен и сослан в заточение в Вену, в Галлию, где мучимый угрызениями совести лишил себя жизни. (Евсев. Ц. Ист. кн. 2 гл. 7; Древ. кн. XVIII, гл. 4, § 1, 2.)
Личность Пилата имеет особое значение для христиан, потому что по суду его был предан на поругание и крестную смерть Господь наш Иисус Христос. Явная невинность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам, от осуждения Господа. Он старался уклониться от суда над Ним, несмотря на настойчивые требования о том первосвященников и народа (Лк. XXIII, 4–11); на суде до трех раз защищал невинность Иисуса, причем ссылался и на засвидетельствование о невинности Его от Ирода, решению которого Пилат попытался предоставить решение участи Подсудимого.
К заступничеству за Иисуса побуждала Пилата и жена его: не делай ничего праведнику тому, просила она Пилата, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. XXVII, 19). Первосвященники, книжники и фарисеи отвечали на все ужаснейшим воплем, когда-либо вырывавшимся из человеческих уст: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. XXVII, 25). После чего Пилат, вероятно из опасения лишиться своей должности (Ин. XIX, 12), велел бичевать Его и затем, умыв руки перед народом, причем сказал еще раз не повинен я в крови праведника сего, предал Его в руки разъяренной толпы на распятие.
По крестной смерти Господа Иисуса Пилат составил форму надписи, которая была прибита на кресте; и когда иудеи просили его переменить надпись, чтобы представить Иисуса важным преступником – притязателем на царство Иудейское, Пилат, быть может сознавая, что он уже пожертвовал правосудием, решительно отказался исполнить эту просьбу (Ин. XIX, 19–22). Он дал Иосифу позволение снять тело Иисуса с креста и положить его в своем гробе и наконец, по просьбе иудеев, поставил стражу ко гробу (Мф. XXVII, 57–66).