Источник

Каждение

Каждение или воскурение фимиама принадлежит к числу тех обрядов христианской церкви, которые заимствованы ею от церкви ветхозаветной. Довольно ясное указание на это имеем в словах Климента ал.: «будем возносить к престолу Божию ароматическое благовоние, составленное согласно с предписаниями закона» (Sttomatum 7, 6: Migne graec. IX, 443). Освященное практикой ветхозаветной церкви, воскурение фимиама существовало, – если судить по 4-ому апостольскому правилу, – уже при Апостолах и даже, может быть, входило в состав богослужения (Откр.8:3). Что касается двух следующих за апостольским веком столетий, то свидетельства о богослужебном употреблении за это время фимиама довольно скудны. Кроме Климента ал., о нем говорят Тертуллиан в сочинении об «Идолослужении» (гл. 11) и акты св. Бонифация († 290 г.). По словам того и другого памятника, фимиам употреблялся при погребении; в частности, второй памятник отмечает, что погребение св. Бонифация сопровождалось пением молитв, преднесением свеч и воскурением фимиама (Ruinart, Acta Sаnct. 1, 332). Другие писатели данного времени – апологеты, как будто даже отрицают употребление фимиама за христианским богослужением. Таковы, напр., замечания Афиногора, что «Создатель не нуждается ни в крови, ни в курении, ни в благовонном запахе цветов» (Legat. 13), Тертуллиана – «мы не приносим курения» (Ароloget, 42), Арнобия, и др. Но думают, что эти и подобные им заявления имеют тот смысл, что курение не составляет в христианстве такой необходимой для Бога жертвы, как в язычестве. В противном случае трудно понять показания Тертуллиана. Из памятников III в., говорящих о каждении, известно еще усвояемое Ипполиту римск. сочинение «О кончине мира,» но оно считается подложным. Начиная с ІV в., количество свидетельств о богослужебном употреблении фимиама становится гораздо значительнее. Напр., в письме еп. кордубского Осии к Константину вел. встречается следующее замечание: «как нам не позволено владычествовать на земле, так ты не имеешь власти священников воскурять фимиам». От того же IV в. имеется указание на каждение во время утреннего богослужения в «Путешествии» Сильвии Аквитанки. После трех псалмов и стольких же молитв, составляющих начало воскресной утрени иерусалимской церкви, «вносятся, – говорит она, – внутрь пещеры воскресения кадильницы, и вся базилика воскресения наполняется благоуханием» († проф. Н. Ф. Красносельцев, Богослужение иерусалимской церкви в конце IV в., Казань 1888, стр. 18).

О каждении (алтаря) говорит также и автор известного под именем Дионисия Ареопагита сочинения «О церковной иерархии» (3, 3). В V ст. на Халкидонском соборе (451 г.) было поставлено в упрек Диоскору алекс., что он не воскурил фимиама при погребении одного благочестивого христианина, а в житии Саввы Освященного рассказывается, что, услышав однажды ночью пение псалмов в соседней келии и подумав, что началась утреня, он взял кадило и направился в эту келию: (Сotelerius, Monumenta ecclesiae graecae IV, 287). В VI в. константинопольский патриарх Иоанн Постник († 595 г.) уже предлагает таинственное объяснение каждения (Н. Ф. Красносельцев, Сведения о некоторых литургических рукописях, стр. 309), а ему следует патриарх Герман (ibid., стр. 350). В литургических памятниках позднейшего времени – уставах встречается описание времени и способа каждения на различных службах, чаще всего – на утрени. Так, по уставу Афанасия афонского в начале пасхальной утрени священник кадит прежде всего алтарь и, вышедши из него, проходит северной стороной храма чрез придел 40 святых; дойдя до царских дверей (из церкви в притвор), он кадит находящуюся в притворе братию и отсюда возвращается в алтарь южной стороной чрез правый придел (проф.; А. А. Дмитриевский, Описание литургических рукописей I, стр. 246; ср. стр. 225). Каждением начинается пасхальная утреня и по словам синайского Канонара (ibid., стр. 173). Указанный порядок каждения практиковался и на обычной утрени от Пасхи до Воздвижения, а с этого праздника вплоть до великого поста несколько изменялся.

Особенность заключалась в том, что священник не входил для каждения в притвор, так как братия собиралась в самой церкви, а только обходил храм (Студийский устав в редакции патриарха Алексея XI в. по рукоп. Москов. Синод. библ. № 330 XII в.: † проф. И. Д. Мансветов, Церковный Устав, стр. 163). Самый способ каждения состоял в том, что священник делал кадилом знак креста. По указанию уставов иерусалимской редакции, каждение совершалось в самом начале всенощного бдения пред возгласом: «Господи благослови», при пении «Господи воззвах», при пении непорочных, на стихословии 9-ой песни; по некоторым спискам (Синодальн. библ. № 456) на шестопсалмии, а по Уставу императрицы Ирины – в то время, когда поют заупокойное трисвятое о царях, – в начале утрени пред 19 и 20 псалм. (Мансветов, ibid., стр. 198 сл. 208 – 9). Кроме утрени, каждение полагается далее на литургии, в самом начале ее по окончании проскомидии, притом всего храма, начиная с алтаря (литургия Иоанна Златоуста и ап. Петра по рук. XII в.: Brightmann, Liturgies Eastern and Western, стр. 542–3; XIV в.: Илитарий Есфигменской библ. 1306 г. см. А. А. Дмитриевский, Описание литур. рукоп. II, стр. 265. Устав патриарха Филофея см. Н. Ф. Красносельцев, Сведения о некоторых литур. рукоп., стр. 178), то одного этого последнего (Илитарий Патмосской библ. ХІІІ в. № 719: А. А. Дмитриевский, ibid., стр. 173); во время чтения апостола пред евангелием (Илитарий Патмосской библ. XIII в. № 719: А. А. Дмитриевский ibid., стр. 173. Устав Филофея: Н. Ф. Красносельцев ibid., стр. 182) и, наконец, при пении херувимской песни (Красносельцев ibid., стр. 184).

Что касается русской церкви, то каждение совершалось в ней на тех же, что и в греческой, вседневных службах. Но в порядке его произошла перемена, внесенная Уставом 1682 г. До этого времени по Уставу 1641 г. каждение совершалось следующим образом. Сначала священник кадит алтарь и, – выйдя из него северными дверями, – царские двери, затем иконы на южной стороне, игумена и правый лик, потом, возвратившись к святым дверям, кадит иконы, находящиеся на северной стороне, левый лик и стоящих здесь должностных лиц. Вслед за этим следует каждение притвора, после чего священник входит в церковь, делает кадилом знак креста пред великими дверьми церковными, кадит игумена, царские врата, икону храмового святого и входит в алтарь северными дверями. В Уставе 1682 г. статья о каждении получила такой вид. Выйдя из алтаря, священник кадит иконы с правой и левой стороны царских дверей, игумена, оба лика и всю братию, стоящую в церкви; затем входит в притвор и, возвратившись отсюда, кадит царские врата и икону Спасителя на правой стороне и Богоматери на левой.

По действующему в настоящее время на Руси Уставу различаются каждения всего храма, одного алтаря, престола и притвора (Типик. гл. 2, 9, 15, 22). Как литургическое действие, оно входит в состав крещения, малого и великого водоосвящения, елеосвящения и отпевания умершего.

Свящ. А. Петровский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle