Каденция
Каденция, каданс, заключение музыкального предложения или целого сочинения, вызывается ритмическими и гармоническими условиями. В конце сочинения каденция необходима для возвращения движения музыкальной мысли к исходной ее точке – тонике, в средине же сочинения – для ясного гармонического и ритмического расчленения его. В ритмическом отношении каденция должна приходиться на вполне пригодное для заключения время; в гармоническом – должна включать в себе три главные момента: тонику, и к ней или субдоминанту или доминанту. Каденция из доминанты и тоники называется автентической или полной; из субдоминанты и тоники – плагальную или церковною; из тоники и доминанты – половинной, несовершенной; если при переходе от доминанты к тонике бас вместо последней идет на одну только ступень вверх, каденция называется ложной.
Русское церковное пение в т. н. обычном распеве представляет довольно часто некоторые своеобразные особенности в употреблении каденции, напоминающие старинное происхождение напевов. Напр., плагальная каденция в конце ирмосов 4-го гласа, равно и в окончаниях отдельных колен гласовых напевов (прокимны 1-го гласа, тропари 8-го и др.) является вероятным отголоском пользования гармоническими средствами церковных ладов, при господстве которых, до конца XVIII века, еще не сознавались важность и необходимость совершенных каденций для заключения.
А. Преображенский