Источник

Кагал

Кагал (букв. собрание; ср. ἐκκλησία) – орган общинного самоуправления у евреев, после рассеяния их в разных странах, являвшийся большей частью также посредником между еврейской общиной и местным правительством. Свое начало кагал имеет в тех советах или малых синедрионах, которые существовали при иудейских наси (патриархах) в римской империи, после прекращения политической самостоятельности иудейского государства, и на обязанности которых лежало решение вопросов религиозного и бытового характера, возникавших среди евреев. Расселяясь по разным местам обширной римской империи, в частности в Западной Европе, евреи приносили с собой органы общинного самоуправления, слагавшиеся по образцу этих патриарших советов, или малых синедрионов, каковые органы впоследствии получили название «кагалов» (Die Gеmeinde). Признание за кагалами тех или иных прав в каждом отдельном государстве в разное время было неодинаковым. Наибольшие права и значение имели кагалы у евреев польских, особенно в ХVІ и ХVІІ вв. Польский король Сигизмунд 2-й Август (1548–72 гг.), значительно расширивший права польских евреев, между прочим, предоставил еврейским раввинам судить иудеев-ослушников по московским законам и приговаривать виновных к самым строгим наказаниям (1551 г.), а старшинам познанской общины даровал право изгонять непокорных или порочных членов общины из города и даже лишать их жизни, причем местному воеводе запрещалось препятствовать исполнению таких приговоров (1571 г.). Чрез это возникала и юридически признавалась власть кагала, так что еврейские общины или, вернее, правления еврейских общин с этого времени в польских официальных актах выступают под собственным именем кагалов. Кагальные правления находились во всех больших городах еврейской оседлости, заключавших в себе большое количество евреев. Что касается городов небольших, где жило немного евреев, то проживавшие в них евреи входили в сферу ведения ближайших кагалов, и составляли т. н. прикагалки. Евреи, жившие по селам и деревням, были приписаны к одному из ближайших кагалов. Кагальная администрация состояла из определенного числа членов, которое было по большей части пропорционально численности данной общины; в больших общинах число членов доходило до сорока, в средних колебалось между 35 и 22, а в небольших – не более десяти.

Члены кагалов избирались ежегодно, в промежуточные дни Пасхи, посредством голосования или жребия. Так как избранием заведовали избиратели, выделявшиеся из состава самих же кагалов, то членами кагальной администрации большей частью несколько лет оставались одни и те же лица, получавшие только различные функции. Члены кагальной администрации делились на группы, из которых каждая имела свои специальные функции. Во главе кагала стояли четыре старшины из которых двое «роше медина» (старшины края), за ними шли (от 3-х до 5-ти) «почетные особы» (тувы), потом «действительные члены» (икоры), «кандидаты», которые называются «главарями общины» (алуфы) «контролеры» (роэ хешбонет), далее – «судьи» (даяны), попечители школ и старосты благотворительных учреждений (габаи).

В пинкосах (актовых книгах кагалов) XVIII в. упоминаются жещины-попечительницы, по-видимому, также исполнявшие одну из кагальных должностей. При кагалах состояли особые пристава (шамеши). Ядро кагала составляли «роши» и «тувы», которые, собираясь в количестве семи человек, составили законное заседание. В малых общинах ими почти ограничивался состав правления. Круг деятельности кагалов был очень широк. Кагал взыскивал в своем районе и вносил в государственную казну государственные подати, делал раскладки налогов, как общих, так и специальных, заведовал синагогами, кладбищами и другими общинными учреждениями, выдавал купчие крепости на недвижимые имущества, регулировал дело обучения юношества, благотворительности, торговли и ремесел, разбирал тяжбы между членами общины, при помощи судей (даянов) и раввина. В крайних случаях кагал обращался за содействием к правительственным властям. Личность каждого отдельного еврея совершенно исчезала в кагале. Даже раввины, во время существования кагала. не имели самостоятельной власти, а находились в зависимости от кагального правления, которое принимало их на должность на определенный срок. В своей деятельности кагалы подлежали контролю – в Польше со стороны так называемого «Синода четырех земель», а в Литве со стороны «Литовского кагального сейма», на обязанности которых лежало определение границы власти кагалов и разбирательство тяжб между кагалом и частным лицом. Но этот контроль над деятельностью кагалов был мало действителен. Что касается самого польского правительства, то оно почти не вмешивалось во внутреннюю жизнь кагалов. Дорожа ими, как удобным средством для взыскивания податей с евреев, оно сохраняло за кагалами широкие административные и судебные полномочия. Для него представлялось более удобным иметь дело с одним кагалом, чем с каждым евреем в отдельности. За проступок отдельных членов общины или за неаккуратность во взносе податей пред правительством отвечал кагал, а не каждый отдельный еврей. Пропорционально расширению ответственности кагала расширялась его власть над каждым евреем в отдельности. Такая опека кагала, способствуя укреплению еврейской общины, в тоже время подавляла свободу личности, а иногда вела к явным злоупотреблениям. Так как кагальные правления большей частью состояли из лиц богатых, бедные же не имели в них своих представителей, то посему постановления этих правлении весьма часто не согласовались с интересами бедного класса евреев. Отсюда понятно, почему первыми противниками кагальной организации в Польше и Литве являлись сами же евреи, преимущественно жители небольших городов (прикагалков) и деревень, среди которых особенно живо чувствовалась тягость кагального режима. В течение всего ХVІІІ в. рядовые евреи настойчиво добиваются уничтожения посредничества кагала между ними и государством, снятия круговой поруки и установления личной ответственности каждого еврея по платежу податей, ликвидации кагальных долгов (накопившихся в ХVІІ в. вследствие народных войн) и устранения контроля кагала над отношениями арендаторов к владельцам. Конституция 1764 года до некоторой степени ограничивала права кагала, предписав произвести поголовную перепись еврейского населения в Польше и Литве и обязав евреев вносить поголовную подать непосредственно в казну, но тем не менее власть кагала продолжала оставаться до времени разделения Польши.

После присоединения литовских польских губерний к России, русское правительство первоначально оставило за проживавшими здесь евреями прежние права кагального управления. Указом 1772 г. было повелено во всех присоединенных от Польши местах приписать евреев к кагалам и положить в поголовный сбор. Таким образом, кагалы пред русским правительством получали значение коллективных юридических единиц, представлявших интересы известных еврейских общин. Положение об устройстве евреев, 1804–1805 гг., предоставлявшее весьма широкие права евреям и уравнивавшее их в тех губерниях, где им дозволено жить, в общественных повинностях с прочими обывателями возложило на кагалы обязанность наблюдать, чтобы казенные сборы были вносимы исправно и бездоимочно, а также распоряжаться вверяемыми им от еврейского общества суммами. В 1807 г. было предписано взимать с еврейских кагалов весовые деньги за пересылку в присутственные места пакетов. В каждом городе или большом местечке должен был быть один кагал, причем лица, составлявшие кагальное правление, избиравшиеся на три года, утверждались губернским правлением.

В 1818 г. кагалам были выданы от казенных палат книги, в которые должны и были, между прочим, вноситься отчеты о поступлении и употреблении сумм коробочного сбора (см. о нем особую статью ниже) [а также свечного сбора с субботних свечей, употребляемого на устройство еврейских училищ, на содержание коих установлен сбор с еврейских типографий – по 20 руб. с ручного типографского станка, по 120 руб. с каждой скоропечатной машины малого размера и по 240 р. с двойной или большого размера]. Устав о рекрутской повинности и военной службе евреев, 1827 г., обязав евреев к отправлению рекрутской повинности в натуре и отменив денежный с них в замен сей повинности сбор, наблюдение за исполнением таковой повинности возложил на кагалы, которым предоставлял право отдавать в рекруты всякого еврея, во всякое время, за неисправность в податях, за бродяжничество и другие беспорядки, нетерпимые в еврейском обществе, предоставляя чрез это кагалам власть, едва ли менее значительную, чем какую они имели под польским владычеством. В 1833 г. были установлены особые штрафы в еврейских кагалах за прописные при ревизии души. В 1838 году была установлена особая форма присяги для членов еврейского кагала и определен порядок привода к ней. Положение о евреях 1835 г. подтверждало указ 1772 г. относительно приписки евреев к городским обществам и тем самым отдавало их в полную власть кагалов. Но вследствие неудовольствия против кагалов со стороны самих евреев в 1844 г. было издано положение об уничтожении кагалов, как правительственных органов, с подчинением евреев в городах и уездах общему управлению. Некоторое исключение из этого положения было сделано только для Риги и городов Курляндии, где кагалы оставались до 1893 г. Таким образом, в настоящее время русское законодательство не признает существования кагала, как органа общинного самоуправления у евреев, проживающих в пределах Российского государства, и как посредника между правительством и еврейской общиной [но так как особые сборы с евреев, – коробочный и свечной, – не отменены, то и кагальные организации продолжают существовать ради хозяйственно-податных потребностей (по содержанию синагог, школ, раввинов, благотворительных учреждении, и т. п.; см. т. II, ч. 2, Учр. упр. инор., ст. 819, 820,823 и др.; ук. сен. 11 июня 1891 г.), а фактически могут удерживать все прежние функции.]

Ив. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle