Иустин гностик
Иустин гностик, вероятно, александрийский. Из всех гностических систем его система наиболее тесно примыкает к языческой мифологии, переплетая ее с христианскими идеями самым причудливым образом. И. признает три несотворенные начала: два мужских – Агафос и Элогим и одно женское – Эдем (до пояса дева, а ниже змея). Агафос (или Приапос) есть высочайший бог, он чистый дух и в собственном смысле первопричина, в которой заключена идея и предведение всех вещей. Элогим тоже называется богом, хотя он и ограничен (по силе и ведению). Он является посредником, между Агафосом, как чисто духовным бытием, и Эдем, как бытием исключительно чувственно-материальным. Он отец всего происшедшего: идеи Агафоса становятся вещами через брачное сочетание Элогима с Эдем (Уранос и Геа), которые, т. обр., и являются всеобщими началами чувственного творения. От их союза происходят двенадцать отеческих ангелов и двенадцать материнских. Первые (Михаил, Варух, Гавриил и др.) исполняют волю отца (Элогима), последние (Бабель = Вавилон, Ахамоф, Поас и др.) – волю матери (Эдем). Библейский рай есть аллегория: все сказанное о нем в кн. Бытия нужно понимать лишь применительно к этим ангелам. Так, напр., под «древом жизни» разумеется отеческий ангел Варух, под «древом познания добра и зла» материнский ангел Ноас (змий); четыре райские реки обозначают четыре начальства (ἀρχαί), на которые подразделяются материнские ангелы. Они управляют миром, переменяя при этом свои места; в зависимости от их господства происходят смена времен, нужда и изобилие, горе и благоденствие. Отеческие ангелы из благородной (верхней), части Эдем создали людей (Адама и Еву), а из неблагородной (нижней) – животных. Эдем дает человеку – кроме тела – душу (ψυχή), а Элогим – дух (πνεῦμα). Значит, человек как в отдельной своей личности, так и в своей супружеской чете должен был служить наиболее полным и наглядным символом и залогом единения и брачного союза между Элогимом и Эдем. Вот почему он и является главной ареной борьбы между этими двумя началами с тех пор, как их брачное единение было расторгнуто. А произошло это событие следующим образом.
По сотворении мира, Элогим захотел подняться в верхние области своего неба, чтобы посмотреть, нет ли там чего недоконченного. Он берет с собою своих ангелов и оставляет Эдем, которая не пожелала, да и не могла следовать за ним, потому что по самой природе она стремится книзу точно так же, как Элогим – кверху. Когда Элогим обходил высшие сферы, он с изумлением увидел свет более прекрасный, чем созданный им, почему догадывается, что он ложно считал себя высочайшим богом. На его восклицание: «Отворите врата, чтобы мне войти и исповедать Господа!» послышался голос из света: «Вот врата Господа, праведники входят ими» (ср. Пс.117:19–20), – и ворота отворились. Элогим приблизился к Агафосу и увидел там то, чего ничей глаз не видел, ничье ухо не слышало (ср. 1Кор.2:9). Агафос приглашает его сесть возле себя по правую руку (ср. Пс.109:1). Тот соглашается и остается здесь. Покинутая Эдем сначала пытается великолепными украшениями привлечь к себе своего супруга, но когда это не удается, она в отмщение ему повелевал своему ангелу Ноасу всячески угнетать происшедший от Элогима, дух в человеке. Элогим, увидевший это с высоты, на помощь своему духу в человеке посылает одного из своих ангелов – Варуха, который, очутившись в раю (древо жизни), дает людям заповедь не вкушать от древа познания добра и зла, т. е. не слушаться Ноаса, представлявшего особенную опасность для людей, ибо не просто был подвержен страстям (πάθη), как другие материнские ангелы, но являлся носителем настоящего зла, сознательного беззакония (παρανομία – противозаконие). Однако Ноас обманул Еву и склонил ее к прелюбодеянию. Прельстил он также и Адама.
Отсюда пошли среди людей всякое зло и нечистота. Первая попытка Элогима спасти дух в человеке от власти мстительной Эдем не увенчалась успехом. Безуспешны были и дальнейшие его попытки: посольства Варуха к Моисею и израильским пророкам, так как Ноас всякий раз помрачал в их сознании открываемые Варухом истины и склонял следовать его собственным внушениям. Заботы Элогима о спасении духа в человеке простирались и на языческий мир. Он избирает своим пророком Геркулеса, который в борьбе с двенадцатью ангелами Эдем предпринимает двенадцать подвигов. Он уже победил одиннадцать ангелов, но все-таки был побежден последним – Бабель (он же Афродита и Омфала). Т. обр., и в иудействе, и в язычестве преобладала чувственная, психическая жизнь – с той только разницей, что в первом господствовало беззаконие (Ноас), а во втором похоть (Бабель). Угнетение духа, в человеке казалось уже безысходным. Но Спаситель, и на сей раз действительный, явился в лице Иисуса из Назарета, сына Иосифа и Марии. Элогим посылает к нему, еще двенадцатилетнему мальчику, опять Варуха, который открыв Иисусу, что уже произошло и что имеет произойти, убеждает его не поддаваться соблазну – подобно другим пророкам. Иисус возвещает людям, что ему было поручено, и победоносно выдерживает все искушения Ноаса, а этот предал его, наконец, распятию. На кресте Иисус отказывается от тела и души: «Жена, вот сын твой» (ср. Ин.19:26), т. е. чувственно-материальный человек, а свой дух предает Агафосу. По смерти Иисуса дух его возносится на небо и возвращается к Элогиму, из которого и произошел. Так в лице Иисуса первый раз небесное в человеке восторжествовало над земным и совершенно обособилось от последнего. Через него и по примеру его могут освободиться от власти земных сил и соединяться с своим первоисточником и духи других людей. Прежде всего требуется клятва в неизменной верности Агафосу, которою клялся некогда и сам Элогим (ср. Пс.109:4). Посвященные в тайны учения обязываются скрывать их от непосвященных.
П. Белодед